Уроки и итоги одного судебного процесса

20.02.2013

Как заставить областную раду уважать права, свободы и интересы граждан Украины русской национальности?

23 августа 2012 г. сессия Ивано-Франковской областной рады приняла решение №606-17/2012 «О соблюдении требований Конституции Украины относительно функционирования государственного украинского языка в Ивано-Франковской области» (здесь и далее все тексты документов даются в дословном переводе на русский язык). Пункт 1 решения гласит: «Считать Закон Украины «Об основах государственной языковой политики» таким, что не подлежит исполнению на территории Ивано-Франковской области».

Закон Украины (ЗУ) «Об основах государственной языковой политики» приняла Верховная Рада Украины 3 июля 2012 г. за №5029-VI, его подписал президент Украины и опубликовала газета «Голос Украины» 10 августа 2012 г. Закон вступил в силу в день его публикации.

В связи со вступлением в силу данного закона утратили силу Закон Украинской ССР «О языках в Украинской ССР» и ряд других ранее принятых правовых актов, определявших порядок применения языков в государстве. Одновременно частью 1 статьи 4 Закона «Об основах государственной языковой политики» произведён долгожданный акт имплементации Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств и Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств. Ранее европейские нормы в сфере языковой политики по отношению к русскому языку и языкам национальных меньшинств игнорировались как центральными органами власти Украины, так и органами местного самоуправления.

Конечно, возглавляемая заместителем председателя партии «Всеукраинское объединение «Свобода» Александром Сычом Ивано-Франковская областная рада просто «обязана» была отреагировать на новый законодательный акт, тем более, что на 28 октября 2012 г. были назначены очередные выборы народных депутатов Украины. Как тут не пропиариться «Свободе», ведь она, чтобы попасть в Верховную Раду, должна была «отобрать» голоса избирателей у своих конкурентов - других партий националистического толка. При этом депутаты «свободовцы» проигнорировали тот очевидный факт, что на территории Ивано-Франковской области не могут быть применены положения части 3 статьи 7 ЗУ «Об основах государственной языковой политики», так как в целом по области и во всех населённых пунктах число носителей языков национальных меньшинств не превышает 10%. Численность этнических украинцев в области согласно итогам переписи 2001 г. составляет 1371,2 тыс. человек из всего населения (1406,1 тыс.) или 97,5%. Наверное, было бы логичным, если одновременно вторым пунктом своего решения Ивано-Франковская облрада восстановила бы действие на подведомственной территории ещё советского Закона УССР «О языках в Украинской ССР» от 1989 г.

Однако вторым пунктом решения облрада утвердила следующее положение: «Определить, что единственным языком официальной деятельности в области предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, языком делопроизводства является государственный украинский язык».

Фактически своим решением Ивано-Франковская областная рада незаконно присвоила себе полномочия Конституционного Суда Украины - единственного органа в государстве, который уполномочен решать вопрос о соответствии законов положениям Конституции Украины. В связи с этим стоит обратить внимание на преамбулу решения облрады от 23 августа 2012 г., где изложены мотивы, якобы побудившие депутатов принять столь «смелое» решение:

«Верховная Рада Украины неконституционным путём приняла антиукраинский Закон «Об основах государственной языковой политики», который направлен на подрыв национальных основ Украинского государства. Как засвидетельствовали решения многих областных и городских рад, этот закон не направлен на задекларированную в нём защиту языков национальных меньшинств, а на реализацию грубой экспансии российского шовинизма, на русификацию Украины, на провоцирование межэтнического противостояния с целью отвлечения внимания общества от антинародной политики правящей верхушки.

Ивано-Франковская областная рада 05.07.2012 года приняла решение №581-16/2012 «О непризнании законопроекта «Об основах государственной языковой политики», принятого с грубыми нарушениями Конституции Украины». В принятом обращении указывалось, что в соответствии со статьёй 60 Конституции Украины никто не обязан исполнять явно преступные распоряжения или приказы, а за их отдание и исполнение наступает юридическая ответственность. Учитывая это, областная рада указала, что принятый закон не подлежит исполнению на территории Ивано-Франковской области» (конец цитаты).

Стоит отметить, что в демократическом государстве каждый имеет право на свободное выражение своих убеждений и взглядов. Кстати, Ивано-Франковская облрада в преамбуле признала, что многие местные рады по состоянию на 23 августа уже провозгласили на своих территориях региональными русский и иные языки национальных меньшинств, практически реализуя положения нового закона. Но при этом сами прикарпатские депутаты вполне сознательно грубо попрали Конституцию и законодательство Украины, объявив закон не подлежащим исполнению на своей территории.

Во-первых, статья 2 Конституции Украины гласит:

«Суверенитет Украины распространяется на всю её территорию.

Украина является унитарным государством.

Территория Украины в пределах существующей границы является целостной и неприкосновенной».

Исходя из этого, органы местного самоуправления не имеют полномочий самовольно объявлять только на своей территории законы Украины такими, что не подлежат исполнению. Так как это явный сепаратизм, нарушение конституционного принципа унитарности и территориальной целостности государства, в чём национально-озабоченные галичане частенько обвиняют жителей востока и юга.

Во-вторых, частью 5 статьи 10 Конституции Украины провозглашено:

«Применение языков на Украине гарантируется Конституцией и определяется законом».

Пунктом 4 части 1 статьи 92 Конституции подтверждается, что «исключительно законами Украины определяется порядок применения языков». Принятие законов, определяющих применение языков в государстве, согласно пункту 3 части 1 статьи 85 Конституции, отнесено к исключительным полномочиям Верховной Рады Украины (ВРУ).

После принятия Ивано-Франковской областной радой 23 августа 2012 г. решения о неисполнении на территории области Закона Украины «Об основах государственной языковой политики», представители национальных меньшинств остались без каких-либо законных гарантий на сохранение своей этнической и языковой самобытности. Общественным организациям национальных меньшинств официально предписывалось в публичном общении, в делопроизводстве, в том числе и внутри своих организаций, применять исключительно государственный украинский язык.

Между тем, в уставах общественных организаций национальных меньшинств, как правило, зафиксировано, что основной целью их деятельности является сохранение среды общения на родных языках. Уставы зарегистрированы уполномоченными государственными органами и являются документами, которыми руководствуются активисты упомянутых неправительственных общественных организаций. То есть, решение областной рады является явным вмешательством органа местного самоуправления в уставную деятельность общественных организаций национальных меньшинств.

Таким образом, принятием решения от 23 августа 2012 г. Ивано-Франковская областная рада не только вышла за пределы своих полномочий, но и посягнула на права, свободы и интересы граждан Украины, принадлежащих к национальным меньшинствам, чем, к тому же, нарушила ЗУ «Про национальные меньшинства на Украине». Поэтому 30 августа 2012 г. совет Русской общины Ивано-Франковской области принял специальное заявление по этому поводу, которое направил в органы центральной власти и Генеральную прокуратуру Украины.

12 сентября 2012 г. староста Русской общины Ивано-Франковской области Александр Николаевич Волков подал в канцелярию Ивано-Франковского городского суда исковое заявление (административный иск), в котором просил суд признать незаконным пункт 1 решения от 23.08.2012 г. и обязать областную раду исключить его из решения. Судья Г.В.Домбровская определением от 14 сентября 2012 г. признала административный иск соответствующим требованиям статей 105, 106 Кодекса административного судопроизводства Украины и открыла судебное производство, назначив предварительное заседание на 2 октября 2012 г.

На заседании 2 октября истец поддержал свои исковые требования, представитель ответчика не признал их. За подписью заместителя председателя Ивано-Франковской областной рады Остапа Дзесы суду были поданы письменные возражения, в которых изложена просьба отказать в удовлетворении исковых требований А.Н.Волкова. Главный аргумент ответчика: якобы пункт 1 решения облрады от 23.08.2012 г. никоим образом не ущемляет права, свободы и интересы ответчика в языковой сфере. Судья назначила рассмотрение иска по существу на 16 ноября 2012 г.

2 октября в Ивано-Франковскую областную раду поступил протест прокуратуры Ивано-Франковской области на тот же первый пункт решения областной рады от 23.08.2012 г. Уже 9 октября Ивано-Франковская областная рада весьма оперативно своим решением отклонила протест прокуратуры, аргументируя отказ «чёткой позицией общественности области». В свою очередь, областная прокуратура направила административный иск в Ивано-Франковский окружной административный суд с требованием признать недействующим пункт 1 решения облрады.

И вот здесь юристы областной рады прибегли к тактике затягивания обоих судебных процессов. В окружной административный суд 15 ноября они подали ходатайство о приостановке рассмотрения иска прокуратуры в связи с рассмотрением в Ивано-Франковском городском суде аналогичного иска гражданина А.Н.Волкова, которое админсуд принял к рассмотрению. А в городской суд подали ходатайство о перенесении судебного заседания с 16 ноября на более поздний срок в связи с «занятостью юридической службы» облрады.

Судья Г.В.Домбровская назначила заседание суда на 27 ноября. Но ещё 8 ноября истец А.Н.Волков подал в суд письменные пояснения с прилагаемыми документами, доказывающими наличие существенных проблем в сфере применения языков национальных меньшинств на территории Ивано-Франковской области, что подтверждается многочисленными судебными решениями украинских судов. Копию этих пояснений он направил в юридический отдел областной рады. Поэтому на судебное заседание 27 ноября юристы облрады принесли письменные возражения на пояснения истца. Интересно отметить, что в этих письменных возражениях новый председатель Ивано-Франковской областной рады член партии «ВО «Свобода» Василий Скрыпнычук (Александр Сыч был избран депутатом ВРУ) прямо обвинил старосту Русской общины Ивано-Франковской области А.Н.Волкова в том, что своими многочисленными судебными исками он якобы «провоцирует межэтническое противостояние».

Но судебное заседание 27 ноября по вине ответчика было сорвано. Дело в том, что Ивано-Франковская областная рада обязана была опубликовать в своём печатном органе газете «Галичина» уведомление о рассмотрении в суде искового заявления А.Н.Волкова. Но этого не сделали, в газете обнародовали только сообщение об административном иске прокуратуры. Неисполнением требований закона явно обеспечивалось успешное апелляционное обжалование областной радой по чисто процедурным мотивам постановления городского суда в случае удовлетворения им исковых требований А.Н.Волкова.

Судья была вынуждена перенести рассмотрение иска на 17 декабря. В этот день с самого утра помещение суда охранял усиленный наряд милиции. На судебное заседание юристы областной рады пришли не одни. Во-первых, координировать действия юридической службы облрады в суд прибыл депутат облрады Анатолий Дронь, один из руководителей депутатской комиссии облрады по вопросам депутатской этики и правам человека. Во-вторых, явилась и солидная «группа поддержки», члены которой уже в коридоре суда пытались спровоцировать скандал, но сотрудники милиции не подпустили их «для выяснения отношений» к истцу.

В зале заседаний суда также находились сотрудники милиции, которые следили за порядком, пресекая разговоры и реплики «группы поддержки». В таких условиях началось судебное заседание. Истец А.Н.Волков подал суду в качестве веского аргумента газету «Прикарпатская правда» от 5 октября 2012 г. со своей статьёй на украинском языке «Суверенитет - в жертву амбициям?» В данной публикации, обнародованной тиражом 33600 экземпляров, автор выдвинул в адрес областной рады серьёзные обвинения в грубейшем нарушении суверенитета и территориальной целостности Украины. Областная рада так и не направила редакции газеты опровержение, чем косвенно подтвердила аргументы истца. Далее истец чётко и лаконично аргументировал свои исковые требования. Представители ответчика пытались доказать, что А.Н.Волков не может обращаться в суд с данным иском, что он якобы принимает на себя некие «полномочия государственных органов», на что не имеет права. Пытались «засыпать» истца вопросами не по сути судебного спора, а политического характера. На эти провокационные, рассчитанные на нужную реакцию «группы поддержки» вопросы А.Н.Волков отвечать категорически отказался.

После ознакомления суда с материалами дела начались судебные дебаты. И здесь истец выступил с аргументированной речью, после которой юристы облрады пришли в явное замешательство. «Группа поддержки» пыталась помешать А.Н.Волкову зачитывать свою речь, перебивали его выкриками, но сотрудники милиции эффективно обеспечили порядок в зале. После яркой и содержательной речи истца, произнесённой на украинском языке, двое юристов областной рады выглядели очень «бледно», они растерялись и не смогли убедительными аргументами доказать правовую обоснованность решения облрады о признании ЗУ «Об основах государственной языковой политики» не подлежащим исполнению на территории области. Они даже неуверенно пытались представить данное решение некой «декларацией», не имеющей якобы юридических последствий для истца, и были вынуждены в конечном итоге согласиться с тем, что вопрос о соответствии данного закона положениям Конституции не может решаться облрадой. После судебных дебатов погрустневшая «группа поддержки» покинула помещение суда, так как исход дела был уже понятен.

Итогом процесса стало постановление Ивано-Франковского городского суда, которым были полностью удовлетворены исковые требования гражданина Украины А.Н.Волкова. Пункт 1 решения областной рады от 23.08.2012 года признан незаконным, суд обязал исключить его из решения на сессии облрады. Но самым неприятным для руководства Ивано-Франковской областной рады является то, что суд официально именем Украины признал гражданина русской национальности А.Н.Волкова субъектом, чьи законные права, свободы и интересы в языковой сфере ущемлены высшим органом местного самоуправления Ивано-Франковской области.

Необходимо отметить высокий профессионализм молодой судьи Г.В.Домбровской. Полный текст постановления написан чрезвычайно аргументировано с юридической точки зрения и даже изящно, если так можно выразиться о судебном решении. Перспектив на успешное апелляционное обжалование постановления городского суда в рамках административного судопроизводства у Ивано-Франковской областной рады практически нет, так как решение вопросов о соответствии законов положениям Конституции находится в исключительной компетенции Конституционного Суда Украины, что вынужденно признали в суде и представители ответчика.

Судебный процесс доказал, что бороться правовыми методами можно и нужно, даже с такой политической структурой, как партия «ВО «Свобода». Суд не место для упражнений в радикальном уличном национализме, где реализуют свои амбиции члены «ВО «Свобода». В суде надо юридически грамотно обосновать свою позицию, что в жёстких условиях судебного производства сделать весьма непросто.

Единственное, на что реально оказались способными представители радикальной политической организации, это «предупреждения» в адрес А.Н.Волкова и Русской общины Ивано-Франковской области о «негативных последствиях» для них в случае успешного завершения судебного процесса не в пользу облрады. Впрочем, А.Н.Волков уже привык к таким «предупреждениям», потому что ещё в сентябре 1991 г., почти сразу после провозглашения «Акта о независимости Украины», когда он был единственным русским депутатом областной рады, прямо на сессии облрады его официально обвинили в «разжигании межнациональной розни» в связи с его депутатской работой по защите прав и свобод русского населения края, даже пытались лишить его депутатского мандата. Когда не хватает правовых аргументов, политиканы действуют по принципу: «Держи вора!» и «Сам дурак!», или пытаются запугивать.

Не стал исключением и завершившийся судебный процесс. В официальном печатном органе областной рады газете «Галичина» 27 декабря 2012 г. под заголовком «Это наш стратегический план» опубликован отчёт о пресс-конференции председателя Ивано-Франковской областной рады Васыля Скрыпнычука. Вот небольшая выдержка из данной статьи:

«Журналистов интересовало то, как руководитель областной представительской власти расценивает судебные решения по искам прокуратуры области и гражданина А.Волкова к областной раде.

- Суд удовлетворил эти иски относительно решения областной рады по поводу так называемого языкового закона Колесниченко-Кивалова, - сказал В.Скрыпнычук. - Его вердикт обязует областную раду пересмотреть своё решение. Выходит, что в Украинском государстве Фемида может принимать такие вердикты, направленные против украинского языка и украинского народа, если того кто-то хочет. Наша областная рада этого не хочет, и я как её председатель обращусь в Львовский апелляционный суд с обжалованием судебного решения, мы готовы дойти и до самого высшего суда. Впрочем, надеюсь, пока дойдём до него, то благодаря обновлению Верховной Рады в нашем обществе уже не будут возникать такие ситуации, когда на Украине, Конституция которой провозглашает украинский язык единственным государственным, суд сможет обязывать областную раду принимать решения, на каком языке общаться… А тем, кто нарекает на якобы нарушения их языковых прав, могу посоветовать лишь одно: никто вас не держит за руку - уезжайте в то государство, где ваш язык доминирующий и государственный» (конец цитаты).

В.Скрыпнычук получил два высших образования - педагогическое и юридическое. Сумел защитить кандидатскую диссертацию по конституционному праву на тему организации деятельности областной рады. Человек он далеко не глупый, только вот в 2010 г. стал членом политической партии «ВО «Свобода». Успешной карьере эта партийная принадлежность, как видно, чрезвычайно помогла. Однако не имеет права первое лицо представительской власти области предлагать публично гражданину Украины, выигравшему судебный процесс против областной рады, покинуть территорию государства. Это ведь тот самый излюбленный «свободавцами» лозунг: «Чемодан, вокзал, Россия!», который они с большим воодушевлением кричат гражданам, возлагающим цветы в День Победы 9 мая к могилам советских воинов-освободителей.

А ещё совсем не к лицу председателю Ивано-Франковской областной рады откровенно дезинформировать общественность. Да, суд признал пункт 1 решения облрады от 23.08.2012 г. незаконным и обязал исключить данный пункт из решения на сессии рады. Но истец А.Н.Волков даже и не пытался обжаловать в суде пункт 2 этого решения: «Определить, что единственным языком официальной деятельности в области предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, языком делопроизводства является государственный украинский язык». То есть никакой угрозы для украинского языка на Прикарпатье судебным решением не могло быть создано в принципе. Но, выходит, уровень представителей партии «ВО «Свобода» таков, что поднимать и поддерживать свой рейтинг она может откровенной ложью…

В упоминавшемся номере газеты «Галичина» от 27 декабря 2012 г. на первой странице размещена броская реклама фирмы, обеспечивающей пассажирские автобусные перевозки по маршруту Ивано-Франковск - Москва. Особо сообщается о том, что строительным бригадам предоставляется скидка до 50%. И услуги перевозчика востребованы!

Вместо бесперспективной борьбы против русского языка и других языков национальных меньшинств, Ивано-Франковской облраде следовало бы озаботиться в первую очередь созданием новых рабочих мест на своей территории, чтобы десятки тысяч трудолюбивых галичан не искали заработков за сотни и тысячи километров от родных мест, где знание родного украинского языка никакой пользы им не приносит. Сможет ли «руководящая и направляющая» политическая сила западной Украины» - «ВО «Свобода» - поднять экономику тех областей, где сумела «взять власть» и теперь ущемляет права русского населения?

Прецедент судебного решения по иску гражданина Украины А.Н.Волкова к Ивано-Франковской облраде в пользу истца показывает, что не только можно, но и нужно бороться с нарушителями законных прав русскоязычного населения, даже если этими нарушителями являются не кто иные, как органы местного самоуправления или государственной власти.

 

Исковое заявление А.Н.Волкова

 

Ивано-Франковскому городскому суду

Истец: Волков Александр Николаевич,

Почтовый индекс, адрес по месту регистрации, телефон /стационарный/.

Ответчик: Ивано-Франковский областной совет,

76004, г. Ивано-Франковск,

ул. Грушевского, 21

телефон 551893

 

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

(административный иск)*

 

На 17-й сессии Ивано-Франковского областного совета шестого демократического созыва 23 августа 2012 года принято решение №606-17/2012 «О соблюдении требований Конституции Украины относительно функционирования государственного украинского языка в Ивано-Франковской области», отдельные положения которого, по моему мнению, противоречат Конституции Украины. В частности, пункт 1 решения гласит:

«Считать Закон Украины «Об основах государственной языковой политики» таким, что не подлежит исполнению на территории Ивано-Франковской области».

Указанное решение Ивано-Франковского областного совета опубликовано в местных средствах массовой информации и на сайте областного совета. Таким образом, население получило наглядный пример, по моему мнению, откровенного пренебрежения высшим представительным органом местного самоуправления нашей области положениями Конституции и законов Украины.

Частью 5 статьи 10 Конституции Украины определено: «Применение языков на Украине гарантируется Конституцией Украины и определяется законом». Пункт 4 части 1 статьи 92 Конституции Украины гласит: «Исключительно законами Украины определяется порядок применения языков».

Так как с принятием Закона Украины «Об основах государственной языковой политики» утратили силу Закон Украинской ССР «О языках в Украинской ССР» и много других законодательных актов, то, по логике Ивано-Франковского областного совета, на территории области порядок применения языков в настоящее время законами вообще не определен.

Часть 2 статьи 19 Конституции Украины определяет: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины».

Закон Украины «Об основах государственной языковой политики» принят Верховной Радой Украины 03.07.2012 года за №5029-VI, подписанный Президентом Украины В.Януковичем, опубликованный в газете «Голос Украины» №146 от 10.08.2012 года. Закон вступил в силу со дня его опубликования 10 августа 2012 года.

Статья 2 Конституции Украины содержит следующие положения:

«Суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию. Украина является унитарным государством. Территория Украины в пределах существующей границы является целостной и неприкосновенной».

В унитарном Украинском государстве не предусмотрена процедура ратификации Закона Украины, принятого Верховной Радой Украины и подписанного Президентом Украины, региональными органами местного самоуправления. Статьями 147-152 Конституции Украины полномочия по решению вопросов о соответствии Конституции Украины законов закреплены исключительно за Конституционным Судом Украины.

Ивано-Франковский областной совет не имеет никаких полномочий по провозглашению законов Украины такими, что не подлежат выполнению на территории Ивано-Франковской области. Одновременно обращаю внимание суда на то, что на Прикарпатье не могут применяться меры, предусмотренные частью 3 статьи 7 Закона Украины «Об основах государственной языковой политики», так как в целом по области и ни в одном из ее населенных пунктов количество лиц - носителей региональных языков или языков меньшинств не превышает 10% от всего населения. Итак, единственным языком официальной деятельности и языком делопроизводства на территории Ивано-Франковской области остается государственный украинский язык.

Но провозглашение Закона Украины «Об основах государственной языковой политики» таким, что не подлежит исполнению на территории Ивано-Франковской области, лишает меня, гражданина Украины русской национальности, каких-либо законных гарантий на сохранение моей этнической и языковой самобытности в частной и негосударственной общественной жизни. Поэтому, как гражданин Украины и руководитель общественной организации русского национального меньшинства Прикарпатья, я вынужден защищать свои законные права, свободы и интересы в языковой сфере.

Кроме этого, я являюсь патриотом Украины и крайне заинтересован в утверждении Украины как суверенного, независимого, демократического, социального и правового государства.

На основании изложенного, руководствуясь пунктами 1, 2 части 2 статьи 162 КАС Украины,

 

ПРОШУ:

Признать незаконным пункт 1 решения Ивано-Франковского областного совета от 23.08.2012 года №606-17/2012 «О соблюдении требований Конституции Украины относительно функционирования государственного украинского языка в Ивано-Франковской области»:

«Считать Закон Украины «Об основах государственной языковой политики» таким, что не подлежит исполнению на территории Ивано-Франковской области».

Обязать Ивано-Франковский областной совет исключить из решения от 23.08.2012 года №606-17/2012 «О соблюдении требований Конституции Украины относительно функционирования государственного украинского языка в Ивано-Франковской области» пункт 1:

«Считать Закон Украины «Об основах государственной языковой политики» таким, что не подлежит исполнению на территории Ивано-Франковской области».

 

Приложение:

1.Документ об уплате судебного сбора.

2.Решение Ивано-Франковского областного совета от 23.08.2012 года № 606-17/2012.

2.Копия искового заявления.

Волков Александр Николаевич

Дата подачи иска в суд

 

 

*Оригинал искового заявления исполнен на украинском языке. Он опубликован на Интернет-сайте «Русские на Украине» в разделе «НАШЕ ПРАВО». Тем, кто интересуется практикой применения, Редакция готова предоставить этот текст в оригинале по электронной почте. Обращайтесь, пожалуйста: pravcentr2013@gmail.com

 

 

Постановление суда:

 

1.Административный иск удовлетворить полностью.

2.Признать незаконным пункт 1 Решения Ивано-Франковской областной Рады от 23 августа 2012 года №606-17/2012 «О соблюдении требований Конституции Украины относительно функционирования государственного украинского языка в Ивано-Франковской области».

3.Обязать Ивано-Франковскую областную раду исключить пункт 1 из Решения Ивано-Франковской областной Рады от 23 августа 2012 года №606-17/2012 «О соблюдении требований Конституции Украины относительно функционирования государственного украинского языка в Ивано-Франковской области».

4.Взыскать с Ивано-Франковской областной рады в пользу Волкова Александра Николаевича судебный сбор в размере 32,19 грн.

 

Материал подготовлен для выпуска «НАШЕ ПРАВО» на основании документов судебного разбирательства, предоставленных Александром Николаевичем Волковым Объединению «Русское Содружество».

 

Приложение к «Газете для соотечественников

 «Русская ПРАВДА» - специальный выпуск «НАШЕ ПРАВО»,

№1, январь 2013 г.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии