Рекомендации парламентских слушаний о законодательных аспектах совершенствования работы с соотечественниками

30.11.2012

В Совете Федерации 29 ноября 2012 года состоялись парламентские слушания «О законодательных аспектах совершенствования работы с соотечественниками, проживающими за рубежом». Участники слушаний выработали проект рекомендаций. В частности, в них отмечается положительная динамика работы Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом.

ПРОЕКТ

29 ноября 2012 года, Москва

В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 29 ноября 2012 года состоялись парламентские слушания «О законодательных аспектах совершенствования работы с соотечественниками, проживающими за рубежом».

В слушаниях приняли участие Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, руководители федеральных и региональных органов исполнительной власти, представители российских неправительственных организаций, объединений соотечественников за рубежом, экспертного сообщества и средств массовой информации.

Рассмотрев вопросы о законодательных аспектах совершенствования работы с соотечественниками, проживающими за рубежом, а также вопросы совершенствования механизмов взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и неправительственных организаций с зарубежной российской общиной, защиты прав и законных интересов соотечественников, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

В налаживании партнерских отношений с русским зарубежьем серьезная роль принадлежит Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом (далее – Правительственная комиссия), Министерству иностранных дел Российской Федерации и Федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничеству). Деятельность российских органов власти по поддержке соотечественников за рубежом соответствует принципам, заложенным в Концепции внешней политики Российской Федерации и Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации».

Системный подход органов государственной власти соотечественников этом направлении позволил поднять работу по консолидации зарубежной российской общины на качественно иной уровень. Важная роль отводится проведению страновых и региональных конференций соотечественников, тематических «круглых столов» по различным проблемам соотечественников, гуманитарных акций, молодежных и детских программ под эгидой Правительственной комиссии, МИДа России и Россотрудничества.

В последние годы активно реализуются программы по поддержке соотечественников, проводимые совместно с субъектами Российской Федерации. В этой работе принимают участие Республика Адыгея, Республика Коми, Республика Татарстан, Республика Тыва, Кабардино-Балкарская Республика, Москва и Санкт-Петербург, Курская, Ленинградская, Тамбовская, Ульяновская, Нижегородская, Калининградская, Владимирская, Смоленская области.

Заметную роль в консолидации зарубежных общин соотечественников играют Всемирный координационный совет российских соотечественников и Международный совет российских соотечественников.

Отмечается важность правозащитного направления во взаимодействии с соотечественниками, а также положительная динамика работы Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, начавшего свою деятельность с 1 января 2012 года. Этот Фонд должен стать важнейшим инструментом по защите прав и законных интересов соотечественников в зарубежных государствах, а также осуществлять функции мониторинга состояния прав и свобод соотечественников за рубежом.

За последние годы значительно увеличилось число соотечественников, переселившихся в Российскую Федерацию по Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Государственная программа). При этом за шесть лет ее реализации в Россию переселилось более 100 тысяч соотечественников. Новая редакция Государственной программы вступит в силу с 1 января 2013 года.

Несмотря на позитивные изменения во взаимодействии России с соотечественниками, проживающими за рубежом, существует ряд существенных нерешённых вопросов.

В 2010 году вступила в силу новая редакция Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», статья 111 которой закрепила право соотечественников на приём в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке. Однако до сих пор эта норма не получила своего воплощения в базовом законодательном акте – Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации».

Вопрос приобретения гражданства Российской Федерации для многих соотечественников по-прежнему остаётся сложной проблемой, связанной с длительностью прохождения различных этапов натурализации

Многие соотечественники, проживающие в странах, с которыми у Российской Федерации установлен визовый режим, сталкиваются с проблемой длительности процедуры оформления виз для въезда в Россию (фактически они приравнены к обычным иностранцам). В этой связи необходимо упрощение визовых процедур для соотечественников.

Существуют определенные сложности с практикой применения положений пункта 3 статьи 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», определяющей понятие «соотечественники за рубежом». Требуется внесение уточняющих изменений в это определение с целью исключения возможности его расширительного толкования.

Существует необходимость совершенствования механизмов взаимодействия российских органов власти и российских некоммерческих неправительственных организаций (далее – НПО) с объединениями соотечественников, а также внедрения системы распределения средств, выделяемых на поддержку соотечественников по линии Правительственной комиссии, Россотрудничества, субъектов Российской Федерации и НПО, на открытой конкурсной основе. Действующая в настоящее время схема поддержки проектов организаций соотечественников носит непрозрачный характер, что является одной из причин возникновения разногласий между организациями соотечественников.

В целях качественного улучшения эффективности государственной политики в отношении соотечественников и усиления гуманитарного влияния России за рубежом необходимо привлекать к этой работе сеть российских НПО, которые при согласовании с Россотрудничеством могли бы предоставлять гранты непосредственно организациям соотечественников для реализации конкретных проектов.

Обсудив широкий спектр вопросов совершенствования работы с соотечественниками, проживающими за рубежом, участники парламентских слушаний рекомендуют:

Правительству Российской Федерации:

1. внести изменения в действующие нормативные правовые акты в связи с наделением Россотрудничества наряду с МИДом России функциями главного распорядителя финансирования мероприятий по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом;

2. принять нормативные правовые акты (а при необходимости ‑ разработать и внести в Государственную думу Федерального Собрания Российской Федерации соответствующие проекты федеральных законов), направленные на внедрение системы открытого конкурсного распределения средств, направляемых на поддержку соотечественников и проектов организаций соотечественников по линии Правительственной комиссии, Россотрудничества, МИДа России;

3. обеспечить реализацию решений, принятых на четвертом Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом, в том числе проработать механизмы оказания содействия деятельности электронных и печатных русскоязычных средств массовой информации за рубежом;

4. рассмотреть вопрос о возможности наделения российских юридических лиц правом выделять гранты зарубежным организациям в целях создания нормативно-правовой базы для подключения к работе с соотечественниками широкой сети российских фондов и НПО.

5. разработать специальную программу целевой поддержки российских НПО (включая формирование соответствующей финансовой базы), занимающихся развитием общественной дипломатии и связями с соотечественниками, средства которой могли бы распределяться в рамках государственного заказа между российскими фондами и НПО для последующего предоставления грантов непосредственно организациям соотечественников;

6. ускорить решение вопроса о создании Фонда поддержки русскоязычных средств массовой информации за рубежом.

7. рассмотреть возможность увеличения квот на обучение соотечественников в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации (начиная с 2013 или 2014 учебного года). Предусмотреть также возможность оплаты транспортных расходов и медицинской страховки студентов, обучающихся в рамках указанных квот;

8. ускорить рассмотрение и утверждение концепции «Русская школа за рубежом», предусмотрев для ее реализации соответствующие законодательные механизмы и финансовые средства;

9. разработать с привлечением ведущих педагогических вузов России и осуществить долгосрочную государственную программу целевой подготовки преподавателей русского языка и литературы, а также преподавателей-предметников для образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования стран ближнего зарубежья;

10. разработать совместно с Российской академией наук и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О коренных народах Российской Федерации» в целях обеспечения корректного правоприменения пункта 3 статьи 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»;

11. подготовить законодательные предложения по облегчению порядка получения российских виз для соотечественников, проживающих в странах, с которыми у Российской Федерации действует визовый режим. Предусмотреть также включение соотечественников в круг лиц, имеющих право на получение разрешений на временное проживание в Российской Федерации вне квот, утверждаемых Правительством Российской Федерации;

12. проработать вопрос об обеспечении государственной финансовой поддержки работы по поддержанию и сохранению находящихся за рубежом мест погребения, имеющих для Российской Федерации историко-мемориальное значение;

13. решить вопрос об увеличении с 2013 года размеров пособия на обустройство участникам Государственной программы, переезжающим на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, в размере 240 тыс. рублей, членам семьи – 120 тыс. рублей;

14. предусмотреть увеличение ассигнований из федерального бюджета на деятельность Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом;

15. привлекать соотечественников, работающих за рубежом в научно-технической и инновационной сфере, к экспертному обсуждению вопросов продвижения российских инноваций на международные рынки, в том числе вовлекать молодых российских ученых соотечественников в международные исследовательские проекты.

Министерству иностранных дел Российской Федерации, Россотрудничеству:

16. сформировать реестр российских НПО, работающих с соотечественниками;

17. совершенствовать систему координационных советов соотечественников в целях создания условий для равноправного представительства объединений соотечественников в указанных советах;

18. использовать возможности российских центров науки и культуры для проведения просветительских мероприятий, организуемых соотечественниками, оказывать поддержку их инициативам по проведению конференций и «круглых столов», посвящённых памятным датам российской истории и политическим событиям в России.

19. создавать центры правовой защиты соотечественников совместно с Фондом поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом;

20. предпринимать действия, направленные на ликвидацию массового безгражданства русских в Латвии и Эстонии, противодействие попыткам ревизии итогов Второй мировой войны в ряде стран ближнего зарубежья. Обеспечить государственную поддержку соответствующих информационно-просветительских проектов организаций соотечественников;

21. включать в программы зарубежных визитов Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации встречи с соотечественниками.

22. использовать потенциал почетных консулов Российской Федерации в зарубежных странах по защите прав и законных интересов соотечественников;

23. синхронизировать и координировать при участии Минобрнауки России проведение тематических мероприятий для соотечественников с целью наиболее полного охвата зарубежной российской общины, а также расширять информационное поле общения Российской Федерации с соотечественниками за рубежом.

Министерству образования и науки Российской Федерации:

24. расширить программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для преподавателей зарубежных образовательных учреждений всех уровней с русским языком обучения, а также создавать для них возможности повышения квалификации посредством дистанционных технологий;

25. расширить практику взаимодействия с российскими центрами науки и культуры в зарубежных странах в части более полного освещения процесса развития образования и науки в Российской Федерации с учетом потребностей молодежи российской общины.

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

25. ускорить рассмотрение и принятие проекта федерального закона №61423-6 «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» (в целях создания максимально упрощенного порядка получения российского гражданства проживающим за рубежом ребёнком, одним из родителей которого является гражданин Российской Федерации);

27. рассмотреть и принять проект федерального закона №139669-6 «О внесении изменений в Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации» (об установлении упрощенного порядка приема соотечественников в российское гражданство) в увязке с уточнением определения понятия «соотечественник за рубежом».

Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

28. подготовить предложения по внесению изменений в статью 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» в целях исключения возможности расширительного толкования понятия «соотечественник за рубежом»;

29. разработать проект федерального закона, направленный на законодательное закрепление обязательств Российской Федерации по поддержанию и сохранению находящихся за рубежом мест погребения, имеющих для Российской Федерации историко-мемориальное значение, помимо воинских захоронений;

30. практиковать встречи с соотечественниками при планировании зарубежных визитов делегаций палат Федерального Собрания Российской Федерации;

31. профильным комитетам планировать целевые визиты в иностранные государства для изучения положения соотечественников, их прав и свобод, и последующего включения данной проблематики в повестку межпарламентского взаимодействия с соответствующим государством.

32. осуществлять мониторинг реализации новой редакции Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, организовывать выездные заседания профильных комитетов в субъектах Российской Федерации, являющихся территориями приоритетного заселения.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

33. активизировать работу по разработке и утверждению в 2012-2013 годах региональных программ переселения соотечественников в соответствии с новой редакцией Государственной программы;

34. разрабатывать программы строительства дешевого жилья с привлечением средств переселенцев и одновременным долгосрочным кредитованием соотечественников в целях обеспечения их жильем. Предусмотреть меры по социальному и медицинскому обеспечению участников Государственной программы и членов их семей в период до приобретения ими гражданства Российской Федерации;

35. не допускать расширительного толкования положений пункта 3 статьи 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» при реализации Государственной программы;

36. разрабатывать региональные программы сотрудничества с соотечественниками, включающие взаимодействие с хозяйствующими субъектами соотечественников, общественными объединениями соотечественников и поддержку их проектов;

37. укреплять взаимодействие с объединениями соотечественников за рубежом, в том числе организовывать совместный отдых детей, обучение их русскому языку, взаимные гастроли творческих коллективов, поддержку межвузовских контактов по широкому кругу вопросов, продвижение образовательных услуг региональных вузов в государствах ближнего зарубежья.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии