«Мы действуем, когда нарушен закон»

Председатель Конгресса русских общин Республики Молдова Валерий Иванович Клименко о ситуации в стране, о работе правозащитных Центров в Молдове и многом другом рассказал в беседе с пресс-атташе Фонда Наталией Вершининой. Публикуется с небольшими сокращениями.

В.К.: В начале беседы, характеризуя ситуацию в Молдове, необходимо обратить внимание на два среза - политический и экономический. Первый срез экономический: страна находится в тяжелейшем экономическом упадке, уровень жизни населения очень низок. Средняя зарплата бюджетника, к примеру, в сфере образования равна 1700 лей - это около 100 евро. Средняя пенсия жителя Молдовы - 800 лей, что составляет где-то 70 долларов. При этом цены на продукты питания и на услуги очень высокие: литр 95-го бензина стоит более 1 евро, килограмм сахара - больше доллара, а 10 яиц стоят 1 евро. Уровень сопоставим с европейскими ценами, даже выше, тогда как зарплаты в Молдове, безусловно, ниже в несколько раз.

Если говорить о политической ситуации, то нынешнее руководство страны провозгласило курс на европейскую интеграцию. При этом в деятельности молдавских властей проводится очень активная, я бы даже сказал, агрессивная антироссийская, антирусская кампания. Они очень хотят понравиться Европе. И Европа сейчас максимально оказывает материальную помощь деятельности нынешнего правительства с единственной целью - позволить им как можно дольше удержаться у власти и как можно дальше продвинуть идею евроинтеграции. Хотя по всем социологическим опросам более 60% жителей Молдовы выступают против евроинтеграции - это сторонникам вхождения Молдовы в Таможенный союз Россия-Казахстан-Белоруссия с целью экономической и политической интеграции с восточными странами, прежде всего со странами СНГ. Поэтому я бы сказал, что внешняя политика молдавских властей сегодня не соответствует пожеланиям большинства жителей страны. Внешняя и внутренняя политика исходит из очень скудных возможностей экономики страны.

Более того, в последнее время наблюдается слияние крупного по молдавским меркам бизнеса с политической системой. Создан олигархический политический режим, где немногочисленные, но состоятельные люди позволяют себе покупать целые партии, общественные движения и средства массовой информации. Сегодня СМИ практически полностью, процентов на 80, принадлежат очень узкому кругу предпринимателей, которые ведут активную политическую деятельность и являются заметными политическими фигурами в Молдове. Ничего хорошего такая «философия властей» не сулит ни Молдове, ни российским соотечественникам. В этой ситуации очень важно, чтобы российские соотечественники и национальные меньшинства в целом продолжали свою консолидацию. Нам необходимо выступать совместными усилиями по защите своих прав.

К слову, в 2010 году Организация Объединённых наций своим документом Комитета по дискриминации ООН вынуждена была даже принять резолюцию. В ней было указано на то, что в Молдове наблюдается активная фаза нарушения прав национальных меньшинств, что национальные меньшинства не представлены в органах государственной власти и управления, в законодательных высших органах, их нет и в парламенте страны. Нацменьшинства не представлены пропорционально своей численности, хотя такой закон в Республике есть и он гарантирует пропорциональное представительство в органах власти и управления. Но всё это нарушается в силу того, что нынешняя власть Молдовы ведёт политику выстраивания этнического государства, где бы доминировали представители титульной нации.

Н.В.: Валерий Иванович, вот уже около полугода по Договору с нашим Фондом Вы возглавляете Центр правовой поддержки российских соотечественников в Молдове, какова Ваша оценка деятельности Центра и, возможно, уже есть положительные примеры - о них, пожалуйста?

В.К.: Появление такого центра - большое дело. Сам факт его открытия дает шанс российскому соотечественнику попытаться найти правду, как любят у нас говорить, найти защиту, найти помощь и поддержку. В условиях Молдовы - не знаю, как в других странах на постсоветском пространстве - типичная ситуация, когда нашим соотечественникам в этнократических обстоятельствах очень сложно отстоять свои права, даже если ты трижды прав. Мы с этим сталкиваемся сплошь и рядом.

К примеру, мы сопровождаем в суде дело ветерана труда - женщины пенсионного возраста из маленького городка Калараш. Она много лет ходила по судам, потому что у неё в наглую отобрали собственность - кусочек земли и постройки, которые достались ей от родителей, а тем - от деда и бабки, да и она сама жила там всю жизнь. Она не смогла добиться результата ни в одном суде Молдовы. Как выяснилось, в суды была представлена масса фальшивых документов - подделанных и подрисованных. И суды, игнорируя показания нашей соотечественницы о том, что документы не соответствуют действительности, приняли окончательное решение не в её пользу. Мы занялись этим делом и отстояли её права.

Н.В.: Вы смогли вернуть ей собственность?

В.К.: Да, мы добились положительных судебных решений! В результате массы экспертиз, занявших много времени, всё, что ей принадлежало, вернулось ей. Есть и другой пример. Как только был создан Центр, в повестке дня появился вопрос о ликвидации двух учебных заведений - русской гимназии в Оленешты района Штефан Воде и лицея имени Михаила Васильевича Ломоносова в городе Калараш. Сейчас в Молдове идёт так называемая оптимизация образовательной системы. Ее цель ликвидировать средние учебные заведения, которые экономически не целесообразны. Мы согласны, чтобы ликвидировали те русские школы, где, скажем, учитель физкультуры преподавал химию, физику и математику в придачу. И мы не возражали, когда такие школы ликвидировали, объединяли их с другими более сильными школами. Но, когда начали ликвидировать добротные учебные заведения, гимназии, лицеи, где работают прекрасные педагогические коллективы, где есть хорошие результаты, где учились школьники - победители республиканских и международных олимпиад, когда эти учебные заведения захотели ликвидировать без какой-либо экономической целесообразности и экономического обоснования, мы, конечно, встали на пути этих планов. Мы за то, чтобы дети наших соотечественников имели возможность получать достойное образование. 

Процесс по защите русских школ занял восемь долгих месяцев борьбы, судебных заседаний и доказательств. И вот, на днях мне позвонили из Кишинева и сообщили о том, что решение суда района Штефан Воде принято в нашу пользу, отменены все решения, направленные на реорганизацию русской гимназии в селе Оленешты. Эти примеры ещё раз подтверждает нашу правоту и главное - необходимость защищать в суде ситуации, которые с точки зрения действующего законодательства не безупречны, то есть когда решение местных органов власти не законно. При этом мы не стоим на позиции, что надо строить власти какие-то пакости и по каждому неудовлетворительному решению бежать в суд. Нет! Мы действуем только тогда, когда нарушен закон. Ну, а меня в любом деле интересует результат.

Н.В.: А как власти Республики относятся к деятельности правозащитного Центра?

В.К.: Пока молчат. Наш Центр действует в рамках задач Конгресса русских общин. Эта организация имеет особую репутацию в Молдове, и многие властные структуры прекрасно знают, что с нами конфликтовать не надо. Мы прошли через многие препятствия со стороны властей - были и суды, и уголовные дела, и тюрьмы. Они понимают, что с нами вести диалог с позиции силы или с позиции давления невозможно. Нас на это не возьмёшь! Я думаю, они выжидают, чтобы в один прекрасный момент попытаться с нами начать какой-то диалог в другом смысле.

Н.В.: Диалог о сотрудничестве?

В.К.: Нет, они никогда не будут с нами сотрудничать. Они будут искать пути, как заткнуть нам рот - так они любят говорить. В этом смысле показателен ещё один пример, которым мы занимались за полгода, что существует правовой Центр. Это было громкое дело города Бельцы - второго по величине в Молдове. Там 5 августа состоялись массовые акции, суть которых заключалась в том, что группа партий и сторонников объединения с Румынией вышли на марш, с призывом создания Великой Румынии. Хотя эта идея не находит поддержки в массах молдаван, но ее лидеры демонстративно вызывающе настаивают на своем. В свою очередь с маршем протеста вышли и те, кто выступает за нейтралитет и сохранение молдавской государственности - среди них было много российских соотечественников. В результате стычек власть, будучи сегодня сторонником объединения с Румынией, в циркулярном плане дала команду властям города поймать, наказать и посадить оппонентов, чтобы другим неповадно было.

Первыми попали под руку, конечно же, не румыны, приехавшие на автобусах из Румынии - что, кстати, запрещено законодательством Молдовы - их власти города как бы не видели, посчитав их просто гостями Молдовы. Все внимание было сконцентрировано на защитниках молдавской государственности. В итоге было заведено десять уголовных дел на тех, кто не разделял позицию находящиеся у власти чиновников. Среди них оказались в основном российские соотечественники. Причём сначала несколько человек задержали на 72 часа, затем в суде их арестовали на 30 суток. И если бы мы не вмешались, то последовала бы общеизвестная схема: если правоохранительные органы арестовали человека, а в дальнейшем было доказано, что он арестован незаконно, то ему (им) все равно приходится нести ответственность, в том числе и уголовную… - в таких случаях отбивать невиновных людей очень сложно. Правоохранительная система делает все для того, чтобы доказать виновность человека. Поэтому родственники потерпевших обратились в наш правозащитный Центр за помощью, не веря местным адвокатам, которых им предложили по закону при возбуждении уголовных дел. Потому что если у тебя нет адвоката или нет средств, чтобы его нанять, предлагается государственный бесплатный адвокат, который, как правило, работает не в пользу обвиняемого, а в пользу заказчика, который ему платит деньги. На сегодняшний день мы, может быть, единственные в стране, кто в силах честно и добросовестно защищать в суде в подобных случаях.

Н.В.: Обвиняемых освободили?

В.К.: Да. Из этих десяти человек два человека отделались небольшими штрафами - их действия переквалифицировали в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. А все остальные были признаны невиновными. Все! И это ещё раз говорит о том, что мы не выгораживаем тех, кто совершает правонарушения. Мы не хотим, чтобы людей арестовывали потому, что кто-то дал команду арестовать, чтобы напугать или чтобы другим неповадно было. А еще мы не хотим, чтобы российские соотечественники были «козлами отпущения» и «разменной монетой» для властей. Мы хотим, чтобы действовал Закон!

Н.В.: Речь идет о российских соотечественниках, имеющих гражданство Молдовы?

В.К.: Да, это были граждане Молдовы. Понимаете, у нас ведь речь идёт не о гражданстве, мы говорим о соотечественниках! Тот же молдаванин, который не знает молдавского языка, учился в русской школе и себя идентифицирует как российского соотечественника, он - наш клиент, он считает себя русским. Город Бельцы, в котором все это произошло, на 80% - русский!

То, что мы сделали, имело огромный резонанс в Молдове, информация о делах Центра очень быстро разошлась по стране. Центр, конечно, позиционируют с Москвой, говорят, что он - путинский, президентский центр защиты прав соотечественников. Но это, между прочим, вызвает позитивное отношение к России. Если раньше зачастую звучало: «Да, нас тут бросили, никому мы не нужны! Там, в России, они живут своей жизнью, а мы здесь - своей…», - то сейчас этого нет.

Также к нам приходят с различного рода житейскими вопросами, как гражданство получить, как приехать в Россию. За эти полгода в целом по Молдавии к нам, в наши филиалы и в структуры Конгресса обратилось около тысячи человек и все получили соответствующую помощь.

Пррдолжение следует 

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии