Михаил Владимир: «Мы действуем, когда нарушен закон»

12 декабря в Посольстве РФ в Берлине состоялась презентация российского Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. Ее провел заместитель исполнительного директора Фонда Михаил Владимир.

 

Идея создания Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, принадлежит самим соотечественникам: в 2006 году участники II Всемирного конгресса соотечественников в Санкт-Петербурге выступили с инициативой организации системы юридической защиты прав соотечественников за рубежом, отметив, что одной из форм реализации этого предложения могло бы стать учреждение специального фонда. На III Всемирном конгрессе соотечественников, состоявшемся в 2009 году в Москве, эта идея была поддержана Президентом России Дмитрием Медведевым, объявившего участникам Конгресса о том, что работа над созданием фонда уже начата.

В целях оказания зарубежным российским соотечественникам поддержки, необходимой для защиты их прав и законных интересов в странах проживания, 25 мая 2011 года вышел Указ Президента Российской Федерации «О создании Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом». Учредителями Фонда выступили Министерство иностранных дел Российской Федерации и Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. 1 января 2012 года Фонд приступил к работе, а уже 7 мая Президент России Владимир Путин подписал Указ «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», в котором поручил обеспечить всестороннюю защиту прав, свобод и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, особо подчеркнув роль Фонда в реализации этой задачи.

Целью Фонда, как объяснил на берлинской презентации в Посольстве РФ заместитель исполнительного директора Фонда Михаил Владимир, является оказание соотечественникам, проживающим за рубежом, всесторонней поддержки в случае нарушения их прав, свобод и законных интересов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права в области прав человека. Основные задачи Фонда:

- мониторинг правового положения соотечественников в государствах их постоянного проживания;

- сбор и анализ информации о законодательстве государств проживания в отношении национальных меньшинств и практике его применения, в том числе ведение баз данных о фактах нарушения прав соотечественников;

- проведение сравнительного анализа нормативных правовых актов государств проживания соотечественников, прямо или косвенно затрагивающих их права как граждан (подданных) данных государств, а также практики их применения в соответствии с общепринятыми нормами международного права, в том числе в области прав человека;

- анализ и обобщение судебной практики по делам о нарушениях прав соотечественников в государствах их проживания;

- оперативная реакция на случаи нарушения прав соотечественников;

- содействие в осуществлении перевода на русский язык и распространении среди соотечественников законодательных актов стран их проживания, касающихся прав национальных меньшинств;

- оказание соотечественникам методической, информационной, организационной, юридической помощи и материальной поддержки, в том числе посредством привлечения адвокатов и иных экспертов по защите прав, свобод и законных интересов соотечественников в органах власти стран проживания, а также национальных и международных судах;

- содействие созданию и деятельности центров публичного доступа к правовой информации на базе российских центров науки и культуры за рубежом и объединений российских соотечественников;

- проведение и финансирование научных и исследовательских работ в области компетенции Фонда;

- взаимодействие с российскими и зарубежными печатными и электронными СМИ, в том числе содействие их деятельности в области защиты прав соотечественников, подготовка и размещение заявлений, статей, комментариев, интервью в СМИ и сети Интернет;

- консультирование соотечественников по вопросам защиты их прав, свобод и законных интересов, в том числе дистанционно;

- проведение в России и за рубежом конференций, семинаров, симпозиумов, брифингов, совещаний, «круглых столов» с участием представителей объединений соотечественников, СМИ, юристов, правозащитных и иных общественных организаций государств проживания соотечественников;

- учреждение и присуждение премий и наград Фонда физическим и юридическим лицам независимо от гражданства и страны инкорпорации;

- предоставление грантов физическим лицам и юридическим лицам за исключением коммерческих организаций независимо от гражданства и страны инкорпорации;

- пожертвования физическим лицам и юридическим лицам за исключением коммерческих организаций независимо от гражданства и страны инкорпорации. Фонд осуществляет свою деятельность во имя развития демократии, социальной справедливости, уважения прав и свобод человека и национальных меньшинств.

Консул-советник Генконсульства РФ в Бонне Владимир Пятин и заместитель председателя Общещегерманско координационного совета соотечественников Вера Татарникова

Представляя Фонд в Берлине, Михаил Владимир, который хорошо знаком россиянам как человек, долгие годы занимавший пост директора Дома Российской науки и культуры, неоднократно подчеркивал особую компетенцию Фонда: эта организация стоит на защите соотечественников в том случае, когда нарушены их законные права по этнокультурному принципу. Проще говоря, если у вас украли велосипед, надо обращаться в полицию, а вот если уволили с работы за то, что вы – русский, прямая дорога в Фонд. В Фонд, готовый предоставить необходимую юридическую и финансовую поддержку, в том числе, с привлечением местных, имеющих лицензию на работу в Германии, адвокатов. Эта поддержка может оказываться через специально созданные структуры, неполитические организации на базе объединений соотечественников за рубежом. Такие организации уже активно работают на территории стран СНГ и Балтии. Нужен ли подобный центр правовой поддержки в Германии? «На этот вопрос, - сказал г-н Владимир, - отвечать самим соотечественникам». Множество людей попадают в трудные ситуации, в случаях, например, развода с супругом-немцем или начисления пенсий, порой они не знают, как поступить из-за собственной правовой некомпетентности (незнания законов страны) или плохого владения немецким языком. Разъяснить им их права, найти знающего адвоката и оплатить его услуги – это, возможно, основные направления работы центров, уже действующих и будущих.

Работу такого рода центров Фонд финансирует из госбюджета России. Для открытия их, как и для получения других грантов на поддержку соотечественников за рубежом, необходимо составить соответствующую заявку (формуляр можно получить, воспользовавшись Интернет-сайтом Фонда www.pravfond.ru) и, снабдив ее рекомендациями от компетентных органов: посольств и консульств с учетом мнения Общегерманского совета соотечественников, направить в Фонд. Рассмотрение заявок происходит достаточно быстро, как правило, в течение месяца. Когда необходимо оперативное реагирование, срок рассмотрения может быть сокращен до одного-трех дней. Не всегда, впрочем, это удается: на запрос консула-советника Генконсульства РФ в Бонне Владимира Пятина по проблемной жизненной ситуации гражданки России ответа не поступило уже более месяца. «Да, к сожалению, проволочки порой неизбежны, - объяснил эту ситуацию Михаил Владимир, - в тех случаях, когда требуется комплексный анализ ситуации с привлечением компетентных юристов».

 1-ый секретарь посольства РФ в Берлине Георгий Старикович

Разделение полномочий между консульскими органами и Фондом – весьма тонкий момент, считает Михаил Владимир. Целевая программа возвращения соотечественников в Россию, федеральная программа содействию развитию русского языка за рубежом – в компетенции федеральных органов власти РФ и их представительств. Вопросы браков, разводов, усыновлений – в компетенции органов семейного права страны проживания. А вот Фонд задействуется в том случае, если налицо нарушение прав соотечественника по этнокультурному принципу, то есть, нарушен закон или подзаконный акт страны проживания. За время работы Фонда с весны текущего года туда поступило несколько сотен сигналов такого рода. Естественно, что не все ответы были положительными, поскольку, с одной стороны, в обращениях затрагивались вопросы, выходящие за рамки компетенции Фонда, а с другой – запрашиваемая помощь не вписывалась в лимиты бюджетных средств, отпущенных на деятельность Фонда. Вместе с тем Фонду удалось за короткий срок наладить конструктивный и взаимовыгодный диалог с организациями российских соотечественников за рубежом. В большинстве случаев, благодаря поддержке Фонда, соотечественники были восстановлены в своих правах. «Это очень сложная материя, - считает заместитель председателя Общегерманского координационного совета соотечественников Вера Татарникова. – В Германии, скажем, можно доказать факт дискриминации по религиозному принципу, прежде всего, для мусульман. Однако можно ли считать дискриминацией требование немецкого учителя к русским ученикам говорить и на переменах между собой по-немецки? В ответ вы всегда получите аргумент о необходимости интеграции, о том, что по-русски дети и так разговаривают дома, а в школе недостаточное владение языком мешает их успешному обучению. Задачи Фонда благородны, но весьма сложны для реализации. Взять хотя бы тот факт, что услуги немецкого адвоката обойдутся в 200 евро в час, а то и более. Понятно, что гранты Фонда оправдывают себя в Туркменистане или Киргизии, но как это будет в Западной Европе? Намерения Фонда благие, но надо детально разобраться, как они будут реализованы на практике».

Разбираться, по мнению Михаила Владимира, придется всем вместе – как руководству Фонда, так и организациям российских соотечественников за рубежом, в том числе, в Германии. И тут очень важно само понятие «соотечественник», которое куда более широкое, чем «гражданин России». Согласно Федеральному закону «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц. То есть российские соотечественники за рубежом – это бывшие граждане России или СССР, дети и внуки граждан России и СССР, «сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией», в том числе и граждане других стран и лица без гражданства. А таковых в Европе намного больше, чем обладателей российского паспорта: за рубежом постоянно проживает два миллиона россиян, а русская диаспора насчитывает около 30 миллионов человек! И именно они, по мнению 1-го секретаря Посольства РФ Георгия Стариковича, помогут Фонду поддержки и защиты прав соотечественников реализовать его идеи в направлении стран Западной Европы, исходя из ее насущных проблем. «Может быть, в сравнении со странами Балтии или Киргизией проблемы соотечественников в Германии кажутся несерьезными, - отметил Михаил Владимир, - но для каждого человека самая главная проблема – это его и только его проблема. И мы будем эту проблему решать».

Фото Ольги Буйновой

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии