Исполнительный директор Фонда поддержки и защиты прав соотечественников Александр Удальцов: Россия своим везде помогает

28.09.2024

С началом Специальной военной операции перед Россией встали новые вызовы и угрозы. Западный мир объявил масштабную операцию отмены всего русского и российского, начиная с введения тысяч экономических санкций и заканчивая разрывом культурных и гуманитарных связей.

Сейчас на слуху репрессии, которым подверглась российская медиакомпания RT: закрыты счета в банках, медиаплатформы; отозваны лицензии на эфирные частоты; к людям, сотрудничающим с RT, применяются унизительные обыски и допросы.

Но за границей нашей страны работают не только журналисты, но и Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. Исполнительный директор Фонда — ветеран дипломатической службы (ранг Чрезвычайного и полномочного посла), много десятилетий в качестве посла представлявший нашу страну в зарубежных странах Александр Иванович УДАЛЬЦОВ. Мы попросили его ответить на наши вопросы.

— Произошли ли в работе Фонда изменения с момента начала СВО? И если произошли, то какие?

— Изменения в работе Фонда происходят постоянно, и они вызваны как внутренними, так и внешними обстоятельствами. Среди позитивных не могу не назвать недавнее выделение нашему Фонду дополнительного финансирования, которое осуществлено по указанию Президента Российской Федерации В.В. Путина, что уже ощутили на себе наши многочисленные партнеры за рубежом.

Происходят изменения и в законодательном оформлении различных аспектов, касающихся соотечественного движения. Так, в ноябре прошлого года вышел Указ Президента страны об изменениях в Госпрограмме по добровольному переселению в РФ, которым впервые вводится понятие «репатриант».

Еще один важный момент: «на выходе» находятся два новых важных нормативных правовых акта о внесении изменений в законы об НКО и об общественных объединениях. Это позволит нам, в частности, окончательно сформулировать новый Устав Фонда. Есть и другие позитивные явления.

Если говорить о негативных тенденциях, сказывающихся на работе Фонда, то они очевидны: в последние годы, и не только в связи с началом СВО, наблюдается усиление русофобской политики в целом ряде стран, прежде всего в недружественных, и, как следствие, — возрастающее давление на российских соотечественников.

В этой ситуации наш Фонд становится все более востребованным, а его эффективная деятельность по защите наших людей за рубежом вызывает открытое раздражение в Брюсселе, который решил наказать нас и в июне прошлого года включил Фонд поддержки и его Исполнительного директора в 11-й пакет антироссийских санкций ЕС, дабы блокировать его достаточно успешную правозащитную миссию в Европе. Рестрикции несколько осложнили работу, но не прекратили ее. Скорее, наоборот — удалось мобилизоваться, приспособиться к новым условиям и даже нарастить усилия.

Такая живучесть Фонда вызвала еще одну широкую, скоординированную и сугубо провокационную по своей сути атаку на нас со стороны наших недоброжелателей. Как вы заметили, в мае с.г. против Фонда при непосредственном участии западных спецслужб в 12-ти ведущих европейских СМИ была развернута кампания под видом «журналистского расследования», организаторы которой акцентировали внимание на «неправомерном» продолжении Фондом финансирования юридических лиц в странах ЕС, на его мифических связях с российскими спецслужбами и т.д. Другими словами, предпринята попытка скомпрометировать Фонд, запугать его зарубежных партнеров и подтолкнуть соотечественников к отказу от взаимодействия с ним.

Уже сейчас можно констатировать, что расчеты наших недругов вновь провалились и дали обратный для них результат. С учетом этого могу уверенно сказать: чем сильнее на нас будут давить, тем активнее, тоньше, профессиональнее и, если хотите, изобретательнее мы будем действовать и в дальнейшем. Особо это относится к работе на украинском треке, который остается нашим приоритетом.

Особо хотелось бы отметить искреннюю поддержку Фонда в этой непростой ситуации со стороны самих соотечественников, что придает нам новые силы.

— Насколько усложнилось оказание правовой и правозащитной помощи нашим соотечественникам, живущим за рубежом?

— Как я уже рассказал, Фонд находится под возрастающим давлением со стороны ЕС, властей ряда недружественных стран. Санкции, рестрикции создают определенные проблемы, прежде всего с финансированием проектов, которые реализуются по заявкам соотечественников, проживающих в странах Евросоюза. Но эту задачу, как и другие, удается решать.

Предпринимаются попытки скомпрометировать работу финансируемых Фондом центров правовой помощи, которые бесплатно консультируют соотечественников по юридическим вопросам.

Их позиционируют как подрывные, оппозиционные властями той или иной страны структуры, тогда как в действительности они призваны способствовать адаптации российских соотечественников к местным условиям, интеграции в обществе, правовой, социальной и иной защищенности, сохранению духовной идентичности, приверженности Русскому миру и, не в последнюю очередь, содействовать развитию добрососедских отношений между государствами проживания и Россией.

Центры существуют практически во всех дружественных странах, прежде всего в государствах-членах СНГ, активно взаимодействуют с госструктурами и нередко совместно решают возникающие у российских граждан и соотечественников в правозащитной сфере вопросы. Это, в свою очередь, создает благоприятные перспективы для конструктивного рассмотрения в России проблем зарубежных диаспор.

Если же речь идет о недружественных и тем более враждебных по отношению к России государствах, власти которых ущемляют права наших соотечественников, преследуют их активистов, то Фонд становится их главным и активным защитником.

— Александр Иванович, изменилось ли количество обращающихся за помощью непосредственно в Фонд?

— Да, изменилось, и существенно. Количество обращений и заявок соотечественников в Фонд за правовой помощью с 2021 по 2023 г. увеличилось вдвое, а за первое полугодие 2024 года число заявок возросло в три раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

В такой же пропорции вырос и объем запрашиваемых соотечественниками и их общественными объединениями средств на правозащитные проекты. Это говорит о том, что наши партнеры сумели приспособиться к новым условиям и не снизили активности, а Фонд не утратил своей востребованности, выступая, как и прежде, в роли своего рода «правовой скорой помощи».

— Появились ли и какие новые формы работы Фонда? Что мы увидим нового в следующем, 2025 году?

— Важнейшим результатом деятельности Фонда является создание за рубежом соотечественной правозащитной сети, состоящей из финансируемых им 34 центров правовой помощи в 22 странах. Есть запросы на открытие новых центров в ряде европейских государств.

Намерены также поощрять участие экспертов, представляющих зарубежные русские общины в профильных мероприятиях международных правозащитных организаций (ООН, ОБСЕ, Совет Европы). В условиях санкций изыскиваем нестандартные формы работы с соотечественниками. Например, ввели в практику проведение регулярных видеоконференций с руководителями этих центров по региональному признаку, в ходе которых совместными усилиями ищем правовые пути решения жизненно важных проблем соотечественников в той или иной стране. Эти лишь некоторые примеры наших старо-новых форм работы.

В ближайшее время планируем открыть филиал Фонда в Калининграде в качестве дополнительной площадки для реализации правозащитных проектов соотечественников, ориентированных на европейские страны.

Главное же то, что сейчас нам удалось очень четко наладить работу по каждому обращению, добиваясь положительного решения по большинству из них. В случае необходимости мы готовы отчитаться о наших шагах по каждому письму, заявке, звонку и sms-обращению.

— Изменился ли список стран, с которыми работает Фонд? Появились ли в нем страны Востока, так называемого Глобального Юга?

— В целом у Фонда есть свои «подопечные» или партнеры примерно в 55-ти странах. Но, как я говорил, наш Фонд становится все более популярным в мире, в результате чего их количество растет, расширяется и география нашего присутствия.

Хотел бы сразу пояснить по географии нашей деятельности. В 22-х странах функционируют 34 центра правовой помощи, или, другими словами, представительства, деятельность которых финансирует наш Фонд. В 24-х странах при нашей поддержке работают правовые рубрики в русскоязычных изданиях.

Предметом нашего особого внимания являются государства, где проживает большое количество российских соотечественников, и откуда к нам поступает немало обращений о помощи.

Впрочем, отдельные обращения могут поступить из любой страны мира. Наконец, есть немало стран и регионов, где нашим соотечественникам живется достаточно комфортно, без наличия серьезных проблем в правовой сфере.

Дай Бог, если это так.

На фото — Исполнительный директор Фонда Александр Удальцов

Источник

Другие статьи по теме

Последние новости

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии