Ответы Владыки Илариона - Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского на вопросы Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом
Разрешите начать разговор с международной конференции, прошедшей в Москве в ноябре 2011 года, посвященной дискриминации христиан. В своём убедительном докладе Вы охарактеризовали современный мир как эпоху гонения на христиан. Не могли бы Вы привести наиболее вопиющие факты преследования и дискриминации христиан, в том числе, наших православных соотечественников, в современном мире?
- Преследования христиан приобрели системный характер в различных регионах земного шара. Рост гонений во многом связан с распространением идеологии радикального ислама. Питательной почвой для экстремизма является широко распространенное невежество в вопросах веры, что позволяет радикалам с успехом использовать религиозные лозунги в целях, ничего общего не имеющих с религией.
Многие представители традиционного ислама недвусмысленно осуждают действия экстремистов, которые, как показали, например, печальные события в Казани, объявили им настоящую войну. Рост угрозы христианам во многих регионах также является причиной срежиссированное извне свержение правящих режимов. В итоге этих революционных изменений государственный аппарат оказался не способен обеспечить безопасность христианского меньшинства этих странах.
Широкий масштаб приобрели преследования христиан в Египте, где после событий января-февраля 2011 года усилились радикальные силы. Например, в феврале текущего года, толпа, направляемая религиозными экстремистами, подожгла коптский христианский храм и дома христиан в деревне Меет Башар к северо-востоку от Каира.
Весьма нестабильна ситуация в Нигерии, где периодически происходят террористические акты, в которых гибнут десятки христиан. Так, экстремисты неоднократно врывались в храмы и расстреливали прихожан из автоматов. По имеющимся у нас данным за 2011 год в стране были
убиты по меньшей мере 300 христиан. В юго-западной Эфиопии экстремисты сожгли 69 протестантских церквей, а также 30 домов, школу и детский приют. Количество христиан, которые потеряли крышу над головой, достигло 10 тысяч.
Периодически всплески насилия против христиан происходят и в других частях мира. В период с 2006 года в Индонезии 200 христианских храмов подверглись нападению. На Филиппинах за последние 10 лет в результате деятельности террористических групп 120 тысяч человек погибли, а 500 тысяч стали беженцами. В Индии христиане периодически становятся жертвами радикальных индуистов: в 2008 году в штате Орисса в течение двух месяцев продолжались массовые убийства христиан, погромы храмов и домов.
И это лишь некоторые факты, но они отражают глобальный характер проблемы. Более детально я говорил о ситуации в докладе на конференции «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан», которая по инициативе Московского Патриархата прошла 30 ноября - 1 декабря в Москве в прошлом году.
Регулярного мониторинга преследований наших соотечественников за рубежом по религиозным основаниям не ведется, и Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, мог бы его начать. Со своей стороны, мы постараемся привлечь общественное внимание к обсуждению данного вопроса.
Каковы приоритетные направления, основные цели и задачи работы Русской Православной Церкви с соотечественниками, постоянно проживающими за рубежом своего Отечества? Требуется ли дополнительная поддержка Ваших усилий со стороны светских российских государственных организаций?
- Священноначалием Русской Православной Церкви Отделу внешних церковных связей Московского Патриархата поручено духовно окормлять и поддерживать соотечественников, проживающих в дальнем зарубежье.
Важнейшей задачей Отдела мы считаем координацию действий всех церковных и государственных структур, занимающихся этой работой. Нашим основным партнером выступает Министерство иностранных дел России. Взаимодействие с российским внешнеполитическим ведомством в этой сфере носит обширный характер и осуществляется в различных формах. Например, доброй традицией стало проведение Отделом и Департаментом по работе с соотечественниками МИД круглых столов, посвященных соработничеству Русской Церкви и соотечественников, проживающих в различных регионах мира. В 2009 году подобная конференция прошла в Брюсселе и собрала клириков и мирян из европейских стран. В 2010 году состоялась встреча духовенства и представителей организаций соотечественников из Латинской Америки. В декабре прошлого года был проведен круглый стол в Пекине, на котором присутствовали участники из азиатского региона. В этом году проведен круглый стол в Сан-Франциско, который собрал клириков и мирян из Северной Америки и Океании.
Большая и плодотворная работа ведется совместно с Фондом «Русский мир». Сотрудничая с фондом, мы стараемся оказывать поддержку проектам, имеющим церковное и церковно-общественное значение. К ним относятся издание и распространение книг по истории русского Православия и его современному положению, различные мероприятия, посвященные памятным датам Русского рассеяния, и другие.
В последнее время развиваются рабочие контакты с такими организациями, как Россотрудничество, Правительство Москвы, Фонд апостола Андрея Первозванного, Дом русского зарубежья имени А. И. Солженицына и другими.
Русская Церковь заинтересована в углублении сотрудничества со всеми организациями, которые работают в сфере поддержки соотечественников, атакже вреализации совместно с государственными и общественными структурами проектов, способствующих консолидации соотечественников. Надеюсь, что и с Фондом поддержки соотечественников у Русской Церкви сложится плодотворное взаимодействие.
С какими трудностями сталкиваются в повседневной жизни прихожане Русской Православной Церкви в российской диаспоре и каковы, по Вашему мнению, возможности Русской Православной Церкви в решении таких проблем? Как мы совместно могли бы способствовать урегулированию существующих у соотечественников
проблем?
- Серьезным вызовом для консолидации соотечественников является их ассимиляция. Развивая эту тему, прежде всего я бы хотел выразить благодарность первой волне русской эмиграции, которая в тяжелейших экономических и политических условиях сохранила русский язык, православную веру, любовь к Отечеству. Хочу подчеркнуть, что иногда третье поколение рожденных в этих семьях говорит по-русски лучше, чем третья волна нашей эмиграции. Среди эмигрантов последнего времени очень часто можно встретить людей, особенно молодых, которые с подчеркнутым удовольствием говорят по-русски с иностранным акцентом, а в быту отказываются от русского языка, от русской культуры, от Православия. Мы считаем это самой существенной проблемой современного Русского Зарубежья. Приходы нашей Церкви за границей, прилагая немало усилий для органичного вхождения соотечественников в среду страны пребывания, одновременно заботятся о сохранении ими духовной и культурной идентичности. Многие из зарубежных приходов создают воскресные школы, оказывают помощь соотечественникам в изучении родного языка и культуры. Наши усилия продиктованы убежденностью, что живая связь с Отечеством - ценность для русских людей, без которой у русской диаспоры нет будущего.
Кроме того, многие соотечественники, которые в последнее время проживают за рубежом, испытывают материальные трудности. Необходимо искать работу, устраивать детей в школы, решать юридические вопросы и многое другое. Поэтому сегодня развивается не только религиозная, но и социальная активность приходов Русской Православной Церкви,растет их роль как центра взаимопомощи и поддержки.
Отрадно, что помощь соотечественникам, в том числе правовая, ныне является одной из приоритетных задач российского государства. Совместными усилиями мы должны стремиться к тому, чтобы наши зарубежные общины консолидировались, превращаясь в крепкую диаспору, а права и законные интересы соотечественников были защищены, в том числе благодаря квалифицированной юридической помощи со стороны российского государства. В связи с этим появление Фонда поддержки и защиты прав соотечественников призвано стать ключом к решению правовых и организационных проблем российской диаспоры. Считаю, что настоятели храмов за рубежом и представители Фонда должны действовать сообща, ведь именно приходы в первую очередь знают о тех или иных проблемах соотечественников.
В одной из своих бесед Вы поставили на первое место в повестке дня Всеправославных предсоборных совещаний вопрос урегулирования церковной жизни в диаспоре. Почему? Как он затрагивает жизнь наших соотечественников?
- Сегодня в диаспоре проживают миллионы православных, выходцев из стран бывшего СССР, из Греции, Сербии, Румынии, Болгарии и других православных стран. Оказавшись на чужбине, зачастую в результате вынужденных переселений, эти люди пытаются сохранить с Родиной духовную связь, средоточием которой для верующих всегда является храм.
Однако церковные каноны очень мало говорят о том, каким образом должна быть устроена жизнь православных в рассеянии, поскольку сама проблема православной диаспоры возникла сравнительно недавно. По большому счету этот феномен начал формироваться со второй половины XIX века.
Вместе с тем, каноны предупреждают, что существование на одной и той же территории параллельных церковных юрисдикции не является благом для Церкви. Но именно такая ситуация сложилась в Северной и Южной Америке, в Западной Европе, в Австралии, где порой в одном городе имеются приходы сразу нескольких православных Церквей, и очень трудно без тесного братского взаимодействия решать вопросы, касающиеся повседневной жизни огромного количества верующих.
Неурегулированность этой проблемы долгие годы осложняла церковную жизнь в диаспоре. Поэтому данная тема изначально была включена в перечень вопросов, запланированных для рассмотрения на Святом и Великом Соборе Православной Церкви.
В июне 2009 года на IV Всеправославном предсоборном совещании в Швейцарии были достигнуты договоренности, позволившие ввести временный порядок взаимодействия православных юрисдикции в диаспоре. Учреждены епископские собрания для координации взаимодействия православных того или иного региона с государственными структурами и обществом, для организации совместной церковной миссии, работы с молодежью и социального служения. Не думаю, что деятельность данных собраний существенно изменит уклад жизни общин наших соотечественников в рассеянии, так как епископские собрания не имеют права вмешиваться во внутренние дела православных юрисдикции в диаспоре. В то же время они будут способствовать тому, что консолидированный голос православных в той или иной стране будет более слышен и убедителен.
До 2007 года невозможно было поверить в то, что Акт о каноническом общении Русской Православной Церкви Заграницей с Церковью в Отечестве будет подписан, и начнется их официальное сотрудничество. Уважаемый Владыка, Вы были одним из горячих сторонников объединения православных Зарубежья и России. На Ваш
взгляд, какие события последних пяти лет наиболее ярко характеризуют единство православных Церквей?
- Подписание Акта о каноническом общении между Церковью за рубежом и в Отечестве завершило долгий период разделения, постигшего наш народ в результате гражданской междоусобицы начала XX века. Это разделение было национальной трагедией, острым мечом прошедшей по судьбам многих тысяч людей. Казалось, что стену, которая выросла между нами, никогда не удастся сломать. Однако, «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:26-27), и во время, угодное Ему, свершилось чудо братского единения.
В этом году мы торжественно отмечали пятилетие со дня подписания Акта о каноническом общении, и это событие является некоей вехой, позволяющей оценить первые плоды воссоединения.
За эти годы мы стали действительно ближе друг к другу. Регулярно общаются между собой и совместно служат наши иерархи и клирики, осуществляются паломничества верующих Русской Зарубежной Церкви к святыням в Отечестве, а верующие из России, Украины, Беларуси и других стран канонической территории Московского Патриархата получили возможность поклоняться святыням русского зарубежья. Особенно эффективно развиваются молодежные контакты. Но самое главное - теперь все мы снова причащаемся из одной евхаристической Чаши, вместе молимся и созидаем единое будущее.
Намерена ли Русская Православная Церковь внести свои коррективы в работу с соотечественниками в связи с кризисными явлениями в мировой экономике, приведшими к беспрецедентно высокому уровню безработицы среди молодежи в странах ЕС?
- Русская Православная Церковь неоднократно заявляла о причинах, которые, на наш взгляд, делают кризисы регулярным и во многом неизбежным явлением мировой экономики. Позиционирование идеи извлечения прибыли как единственного стимула экономического развития, а также поощрение потребительского сознания, вкупе с заведомо несправедливым распределением материальных благ, делает мировое хозяйство неустойчивым. Жажда обогащения любой ценой не ограничивается «правилами игры», что делает спекуляции и воровство непременными спутниками бизнеса. Последствия существования этой модели поражают самые уязвимые слои населения, в том числе молодежь.
Лучшим решением проблемы безработицы среди молодежи в ЕС стало бы создание рабочих мест. Церковь не обладает большими возможностями для приложения усилий в данном направлении. Но полагаю, что наша совместная работа с соотечественниками является хорошим фоном для поиска выходов из сложившейся ситуации. Всем известно, что многие наши сограждане уезжают за рубеж для трудоустройства. Мы же вынуждены приглашать значительное число иностранцев. А ведь ими могли бы быть специалисты, которых мы относим к соотечественникам. Возможно, Ваш фонд в рамках сотрудничества с Церковью станет информировать молодых безработных соотечественников о том, что реализовать свое право на труд они могут в России. Со своей стороны, мы готовы поддержать данное начинание.
Уважаемый Владыка Иларион, выражаем нашу полную поддержку в благородном деле утверждения высоких нравственных идеалов, возрождения духовных и культурных традиций Церкви, государства и отечественной зарубежной диаспоры, искренне разделяя Ваше убеждение в том, что в этом деле есть немалый потенциал для сотрудничества.
Наталия Вершинина, пресс-атташе Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом.