«Многочисленные и образованные русскоязычные диаспоры реально могут становиться эффективной и авторитетной частью гражданского общества стран проживания»

В Российском государственном гуманитарном университете прошла презентация сборника «ОБСЕ. Обязательства, относящиеся к правам национальных меньшинств, и тематические рекомендации Верховного комиссара по делам национальных меньшинств». Как идёт защита национальных меньшинств на примере российской диаспоры, рассказал составитель сборника, первый заместитель исполнительного директора Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, Владимир Иванов.

-Владимир Павлович, чем вызвана необходимость подготовить этот сборник и в чём его главная идея?

-Фонд поддержки и защиты прав соотечественников – неправительственная организация, созданная по указу Президента Российской Федерации. Учредителями Фонда стали МИД России и Россотрудничество. С января 2012 года Фонд приступил к работе по поддержке и защите прав российских соотечественников, проживающих за рубежом. Это очень важное направление внешней политики Российской Федерации.

В мировом общественном мнении давно сложилось устойчивое представление о том, что любая страна, особенно претендующая на статус мировой державы, должна проводить политику защиты прав и законных интересов соотечественников, проживающих в других государствах. 

Российская диаспора, состоящая из российских соотечественников в полной мере соответствует содержанию международно-правового определения «национальное меньшинство» и Россия стремится в соответствии с международным законодательством способствовать всеобъемлющему  применению международных норм и обязательств по защите прав и законных интересов своих граждан и соотечественников, постоянно проживающих за рубежом. Тем более, что конструктивное международное сотрудничество по вопросам национальных меньшинств, как отмечается в документах, принятых  государствами-участниками ОБСЕ, имеет своей целью содействие взаимопониманию и доверию, дружественным и добрососедским отношениям, международному миру, безопасности и справедливости.

В то же время, систематическое пренебрежение международными нормами прав человека и национальных меньшинств, как мы видим на примере Украины, приводит к дестабилизации положения в стране и в конечном итоге выливается в конфликт, угрожающий безопасности целого региона и осложняющий международные отношения в целом.

В начале следующего года мы будем отмечать 40-летие Хельсинского совещания 1975 года – совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Одним из очень важных вопросов, который рассматривало совещание, был вопрос прав национальных меньшинств.

Совещание положило начало созданию Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Это региональная организация, в которую входят 57 стран, в том числе в своё время Советский Союз, а в последующем и Российская Федерация и все страны постсоветского пространства. За эти годы наработан солидный комплекс правовых документов, которые определяют права национальных меньшинств в очень широком диапазоне. Это не только всем известные права на использование родного языка, на самобытность и культуру. Но это также право на участие в общественной жизни страны, в управлении общественной жизнью. Право на создание собственных организаций, объединений, ассоциаций. Право на ведение собственных образовательных программ, включая создание учебных заведений, ну и, безусловно, повторю, очень важное право – сохранение своей самобытности и культуры.

Естественно, ОБСЕ является только одной, хотя и важной частью системы международных организаций, определяющих нормы и стандарты прав человека, во главе которой стоит Организация Объединённых Наций. Этому посвящены многочисленные публикации. Представляемый же справочник является попыткой собрать международные нормы, стандарты и обязательства, касающиеся прав национальных меньшинств, принятые на совещаниях и встречах ОБСЕ, а также рекомендации Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств в практическое пособие для организаций, занимающихся проблемами национальных меньшинств, координационных советов соотечественников, правозащитных организаций, СМИ, учебных заведений и т.д. Это своеобразная «дорожная карта» дающая возможность ориентироваться  на территории, посвящённой правам национальных меньшинств принятых в рамках ОБСЕ и   в случае необходимости в дальнейшем общаться к полноценным источникам.

-Что сегодня собой представляет российская диаспора? Насколько она консолидирована?

-Это очень важный вопрос, хотя в рамках интервью придётся отвечать кратко.  Современная российская диаспора за рубежом представляет довольно неоднородное образование, включающее в себя представителей различных по времени и причинам миграционных потоков. 

В конце XIX — начале XX в. из Российской империи выезжает так называемая «трудовая эмиграция» и одновременно с ней «религиозная», состоящая из старообрядцев, духоборов, молокан.

После Октябрьской революции и Гражданской войны за пределами России оказалось еще около 6 миллионов человек. В их число входят и  вынужденные эмигранты, оказавшиеся за рубежом в результате передела границ (30-40 тыс. в Финляндии, 150 тыс. в Эстонии) и т.п. Оказавшиеся в этот период за пределами России россияне по политическим причинам соотечественниками не считались и их защитой новые власти страны не занимались.

Одну из самых многочисленных категорий русской диаспоры прошлого века представляли так называемые «перемещенные лица» и их потомки. Всего за годы Второй мировой войны на территорию зарубежных стран было вывезено около 10 млн. советских граждан — «перемещенных лиц» (т.е. те, кто был насильно вывезен с оккупированных территорий для использования в качестве дешевой рабочей силы), военнопленные. Были среди них и те, кто сотрудничал с гитлеровцами, но такие составляли всего 5%.

Ситуация с вынужденными эмигрантами, только в гораздо больших масштабах, повторилась в результате такой геополитической катастрофы, как распад СССР. Сложилась ситуация, когда за пределами своей Родины без их согласия оказались миллионы соотечественников России, осколки огромной разделённой нации, объединённые общей историей, культурой, языком, мировосприятием.

В самой же России экономический и социальный кризис постсоветского периода вызвал активную миграцию за рубеж, в первую очередь за счёт высококвалифицированных научных кадров, активной и перспективной молодёжи, охотно приглашаемой зарубежными университетами, научными центрами, крупным компаниями.

Кроме того, в этот же период оформилась еще одна категория российской эмиграции — так называемые «новые русские» или те, кто переехал за пределы Российской Федерации для ведения  собственного бизнеса.

Таким образом, в ближнем и дальнем зарубежье в настоящее время проживает более 25 миллионов соотечественников. Часть из них, оставаясь гражданами России, получили также и гражданство страны пребывания или вид на жительство, большинство было вынуждена сменить гражданство, выйдя из гражданства России, часть не имеет гражданства вообще (как в Прибалтике).

Следует отметить, что одним из конкретных проявлений важнейшего процесса в жизни российских общин является консолидация движения соотечественников и формирование на наших глазах всемирного сообщества российских соотечественников или «Русского мира». Впервые в истории существования российской диаспоры за рубежом достигнут уровень координации на всемирном и региональном уровне. Создан алгоритм поддержания взаимоотношений диаспоры и входящих в неё объединений соотечественников с правительственными структурами и гражданским обществом страны происхождения.

Опираясь на международные нормы и стандарты в отношении прав национальных меньшинств, поддержку и защиту со стороны страны происхождения,  с учётом национального  законодательства стран проживания, многочисленные и образованные русскоязычные диаспоры реально могут становиться эффективной и авторитетной частью гражданского общества стран проживания. При этом, поддерживая духовные, культурные и экономические связи с Россией, они, как предусматривается международными стандартами, могут активно способствовать построению  равноправного и взаимовыгодного сотрудничества между страной проживания и страной происхождения, взаимообогащению культур, гуманитарным обменам и, как результат, взаимопониманию и доверию.

Достижение успеха в деле повышения авторитета российской диаспоры в мире и в странах проживания, создание эффективных и широкопредставительных общественных объединений соотечественников, чья деятельность направлена на сохранение национальных духовных ценностей и самобытности, зависит не только от России, но, в первую очередь,  от самих соотечественников.

-С какими основными проблемами сталкиваются представители российской диаспоры? 

-Всё, что происходит сейчас на мировой арене безусловно отражается на российских соотечественниках. Например, в условиях острейшего кризиса на Украине на первый план для соотечественников выходит защита базового права человека на жизнь и свободу.  Даже в так называемых благополучных обществах люди сталкиваются с проявлениями расизма и дискриминации на работе и в быту. Например, в Финляндии недавно директор гимназии пытался запрещать детям соотечественников говорить по-русски даже на переменах, что противоречит не просто международному, но и национальному финскому законодательству. Сейчас, когда против России введены санкции, ощущается определённое давление на российский бизнес за рубежом, особенно мелкий и средний, который не всегда может себя защитить. Наверное, сегодня нет такой страны, где не возникало бы повода для защиты соотечественников. Поэтому в создаваемых организациями соотечественников центрах правовой помощи дают консультации, помогают составлять заявления и обращения и, в случае необходимости, выделяют адвоката центра для сопровождения дела в суде.

При поддержке Фонда практически во всех ведущих зарубежных русскоязычных СМИ открыты рубрики или разделы правовой информации. На гранты Фонда переводятся на русский законы стран проживания, касающиеся прав русскоязычных национальных меньшинств. Ежегодно Фонд оказывает правовую помощь десяткам тысяч российских соотечественников. Её формы могут быть разными, но все они носят конкретный и целевой характер. Если судить по многочисленным  обращениям в Фонд со стороны координационных советов, организаций и отдельных соотечественников, эта помощь не просто необходима но, повышая уверенность соотечественников в своей правовой защищённости,  становится ещё одним важным фактором целостного процесса консолидации.

Завершить интервью хотел бы словами верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств Кнута Воллебека, который сказал, что национальное меньшинство является очень важным фактором взаимообогащения культур и может служить серьёзным международным фактором мира и сотрудничества, выступая в качестве моста между страной проживания и страной происхождения.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии