Заявление Правления и Думы Русской общины Латвии

11.10.2021

в связи с 30-летием принятия Верховным Советом ЛР 15 октября 1991 г. постановления «О восстановлении прав гражданства и основных условиях натурализации»

15 октября 2021 г. исполняется 30 лет со дня принятия Верховным Советом ЛР постановления «О восстановлении прав граждан и основных условиях натурализации», в соответствии с которым почти треть постоянных жителей Латвии была названа «чужими» и им было отказано в праве стать гражданами Латвийской Республики на основе добровольного выбора.

В результате в обществе произошел раскол на граждан и неграждан, а только что образованная Вторая Латвийская Республика стала строиться как государство с «долговременным дефицитом» демократии.

Именно к такому выводу пришли ПАСЕ (2002 год) и ОБСЕ (2006 год). Европарламент 8 сентября 2015 также принял резолюцию, в которой говорится, что неграждане — это форма политической дискриминации части населения.

Но «чужими» для Латвийского государства стали не только так называемые «неграждане», «чужими» стали все нелатыши.

9 декабря 1999 года был принят новый закон о языке, по которому русскому языку был придан статус иностранного, несмотря на то, что в то время он являлся родным или был средством постоянной коммуникации для более чем 40 процентов населения, а в период с 1998 по 2004 гг. была предпринята первая попытка ликвидировать существующую в Латвии с 1789 года, т.е. исторически традиционную, систему школ с обучением на русском языке. Вторая попытка ликвидации школ с обучением на языках национальных меньшинств завершилась полным их уничтожением к 1 сентября 2021 года.

Ответ на вопрос, почему все неграждане, а вместе с ними и все нелатыши оказались «чужими» в своей стране, содержится в тексте Декларации о восстановлении независимости Латвийской Республики, принятой Верховным Советом 4 мая 1990 года.

Основанная на идеологии радикальной части западной латышской эмиграции, которая на протяжении всего периода после 1945 года сохраняла верность этнократическому политическому режиму Карлиса Ульманиса (1934-1940), осуществлявшему политический курс на построение так называемой «латышской Латвии», т.е. мононационального Латвийского государства, Декларация 4 мая объявляла о том, что Латвийская Республика де-юре якобы продолжала непрерывно существовать с 1918 по 1990 год, а состоявшиеся 14-15 июля 1940 года выборы Народного сейма якобы были «противозаконными», итоги выборов были фальсифицированы и, соответственно, принятие Народным сеймом решения о вступлении в СССР на правах одной из союзных республик якобы «с точки зрения международного права не имеет силы».

Несмотря на то, что на самом деле на уровне международного права никогда не признавался тот факт, что Латвийская Республика де-юре якобы продолжала непрерывно существовать с 1918 по 1990 год, а образование Латвийской ССР и ее вступление в состав СССР после 1940 года никем не оспаривалось и, более того, было подтверждено в 1975 году в Хельсинки в Заключительном Акте СБСЕ, который закрепил политические и территориальные итоги Второй мировой войны, принятие именно такой Декларации сделало неизбежным и принятие Верховным Советом 15 октября 1991 г. постановления «О восстановлении прав граждан и основных условиях натурализации».

На этой основе новая правящая элита Латвии возобновила прерванное в 1940 году строительство так называемой «Латвии для латышей», то есть государства, в котором национальные меньшинства должны быть или насильственно ассимилированы, или выдавлены — фактически изгнаны из страны.

Именно поэтому первым и важнейшим шагом в направлении реализации этой задачи стала ликвидация всеобщего избирательного права. Все выборы, которые проходили после 15 октября 1990 года, не были всеобщими, т.е. несли на себе отпечаток дефицита демократии, и их результаты по этой причине не могут быть признаны полностью легитимными, как не могут быть признаны полностью легитимными и органы власти, которые были сформированы по итогам этих выборов, а также их решения. Сегодня это касается всех ветвей власти - и законодательной, и исполнительной, и судебной.

Правление Русской общины Латвии заявляет, что ревизия норм международного права и сохранение прежнего курса в политическом развитии страны неизбежно и дальше будет самым пагубным образом сказываться на развитии Латвийского государства. Только ликвидация без всяких условий массового безгражданства и возврат к проведению выборов в органы власти на основе всеобщего избирательного права могут создать условия для действительной интеграции латвийского общества и его уверенности в завтрашнем дне и, как следствие, для развития Латвийского государства в интересах всех жителей страны.

Виктор, Гущин, президент Русской общины Латвии
Рига, 9 октября 2021 г.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии