— Господин Председатель,
Господин Верховный комиссар, уважаемый Кайрат Кудайбергенович, приветствуем Вас в Постсовете. Ознакомились с докладом и презентацией. Прокомментируем некоторые сюжеты.
В отчете Вы указываете, что «ситуация на Украине продолжает оказывать влияние на работу Вашего института, а также на деятельность всех институтов ОБСЕ». Вновь выражаем категорическое несогласие с содержащимися в докладе предвзятыми оценками российской СВО, попытками оценивать территориальную принадлежность тех или иных регионов Российской Федерации и правозащитную ситуацию там. Подчеркиваем несоответствие этих оценок мандату Верховного комиссара. Кроме того, при понимании важности темы украинских беженцев исходим из того, что такого рода сюжеты должны находится под присмотром профильных исполнительных структур ОБСЕ и ее Секретариата.
В докладе говорится, что Ваш офис «поддержал разработку» принятого в декабре 2022 года закона «О национальных меньшинствах (сообществах) Украины». Этот акт является ярким примером циничного глумления украинских законодателей над правами нацменьшинств в нарушение обязательств этой страны в рамках профильных организаций. На многочисленные изъяны указывают Венгрия и Румыния, у которых на Украине крупные общины соотечественников. Там отметили, что закон не был должным образом проработан с представителями нацменьшинств, а ранее сформулированные ими предложения проигнорированы авторами документа.
Положения закона, касающиеся этнических русских, иначе как сегрегацию охарактеризовать сложно. На время действующего на Украине военного положения и в течение шести месяцев после его отмены ограничиваются практически все их права и свободы, включая право на мирные собрания, получение финансирования, создание совещательных органов при местных администрациях, участие в международной деятельности.
Отсутствие критики закона международными правозащитными институтами дает «зеленый свет» агрессивной дерусификации и принудительной ассимиляции. Происходит попытка международной легитимизации преследования киевским режимом и его западными кураторами русскоязычных Украины, которая продолжалась там на протяжении многих лет.
Чем заканчивается такого рода западное «кураторство» можно наблюдать на примере южного сербского края Косово и Метохии. Известно, что западные посредники долгие годы подыгрывали краевым «властям», поощряли их антисербскую политику, фактически сводили диалог сторон к последовательному ущемлению интересов Белграда. Террор против этнических сербов ужесточается, провокации становятся ещё более агрессивными. Деградация положения в Косово – прямое следствие неоколониального подхода государств западного альянса к балканским странам.
Господин Верховный комиссар,
Призываем Вас обратить пристальное внимание на усугубляющуюся ситуацию в Республике Молдова. Руководство этой страны стремится разделить граждан на людей «первого» и «второго сорта» по языковому признаку. Несмотря на то, что русский является родным для значительной части общества, попытки ограничить его повсеместное использование начались с первой половины 2010-х годов. Тогда стали приниматься поправки, которые вели к последовательному сокращению количества учащихся в школах с русским языком обучения. С 2019 г. русский язык в учебных заведениях с румынским языком обучения можно изучать только как иностранный, в то время как государственный язык в русских школах стал обязательным.
Политика властей по насильственной «румынизации» русскоязычного населения ведет к нагнетанию обстановки. Попытки выстроить свою национальную идентичность по украинскому сценарию и на почве воинствующей русофобии чреваты обострением национального вопроса и подрывом региональной стабильности. Конфликтогенность таких действий очевидна.
Господин Верховный Комиссар,
Вы также отмечаете, что отслеживаете «возможное воздействие» событий на Украине на «проблемы меньшинств в более широком регионе ОБСЕ». Удивлены отсутствием оценок происходящего в Латвии и Эстонии, власти которых второй год подряд злобно, изыскивая все более изощренные способы, отыгрываются за собственные исторические комплексы на проживающих в их странах русскоязычных гражданах, «негражданах» и гражданах России.
Примечательно, что закрутив максимально гайки в образовательной сфере, теперь власти Латвии начинают откатывать назад собственные действия. 28 июня Конституционный суд страны объявил неконституционными принятые в 2019 году Сеймом поправки к закону «О высшей школе». Парламенту предписано в срок до 1 июля 2024 года пересмотреть ряд положений указанного закона, поскольку они противоречат латвийской конституции и нарушают права на собственность, образование и академические свободы.
Практически полностью искоренив русский язык из всех сфер жизни – об этом Вам хорошо известно – официальные Рига и Таллин активно взялись за борьбу с альтернативными точками зрения, не соответствующими их официальным русофобским установкам.
В феврале в рамках политизированного уголовного процесса была арестована гражданка Латвии Т.Андриец. Под стражей находится и активист А.Жгун. Им вменяется создание организации с целью совершения особо тяжких преступлений политического характера и грозит срок вплоть до пожизненного заключения за создание и администрирование ТГ-канала «Антифашисты Прибалтики». Власти Эстонии попросту высылают неугодных им лиц из страны. Последний резонансный случай – высылка пожилой женщины-инвалида З.Палямар. Под предлогом угрозы национальной безопасности власти Литвы инициировали процедуру лишения гражданства известной фигуристки М.Дробязко. В застенках остается известный общественный деятель А.Палецкис. Ожидаем от Вас публичной реакции по перечисленным сюжетам.
Все это происходит на фоне сохранения в Латвии и Эстонии позорного феномена массового безгражданства. По данным статистических служб этих государств, в Латвии их количество составляет 175401 чел. или 9,3% населения, в Эстонии - 66592 чел. или 5% населения. За 30 лет существования института Верховного комиссара искоренить это явление так и не удалось.
Господин Верховный Комиссар,
Отмечаем Ваше внимание к теме дискриминационного положения коренного населения, в том числе саамов в Финляндии. По сведениям международных правозащитных структур, на протяжении многих лет они сталкиваются с дискриминацией в сфере образования, при трудоустройстве, использовании родного языка в быту. Их возможности для изучения языка за пределами компактного проживания весьма ограничены.
Кроме того, между саамами и официальным Хельсинки есть серьезные расхождения в вопросах землепользования, включая выдачу разрешений ресурсодобывающим компаниям, а также участия представителей коренного населения в выборах депутатов Саамского парламента. Сейчас решающее слово имеет Верховный административный суд (ВАС) Финляндии, который может удовлетворить ходатайство лица о его внесении в избирательный список, даже если парламент ранее отказался это делать. Сами саамы считают, что таким образом власти намеренно внедряют в их парламент лиц, далеких от понимания специфики нужд этого коренного народа. С 2011 г. ВАС включил 161 человека в список избирателей Саамского парламента Финляндии вопреки воле самого представительного органа. Кстати, в Швеции саамы также сталкиваются с нарушением своих прав, в т.ч. на природопользование. Зачастую представители коренных народов вынуждены отстаивать свои права в ходе многолетних судебных разбирательств.
Дискриминация коренных жителей сохраняется и в США. По оценкам НПО «American Civil Liberties Union Montana», уровень грамотности аборигенов остается одним из наиболее низких. Дети из индейских семей чаще становятся жертвами дискриминации в сфере образования. Среди молодежи зафиксирован уровень самоубийств, сопоставимый с аналогичными показателями для ветеранов боевых действий. Коренные народы Америки, живущие в резервациях, сталкиваются с социально-экономическим неравенством и заметным разрывом в уровне доходов.
Господин Верховный Комиссар,
Полагаем, Вам следует продолжать пристально отслеживать проблемы, связанные с положением национальных меньшинств и коренных народов «к западу от Вены». Тем более, что многие проблемы носят многолетний закоренелый характер. Как показывает практика, они нередко становятся заложниками политических игрищ, а система защиты их прав весьма хрупкая. В этих условиях как никогда востребован Ваш мандат «тихой дипломатии» по предотвращению конфликтов.
В заключение позвольте пожелать Вам и сотрудникам Вашего офиса успехов в дальнейшей работе и, конечно, крепкого здоровья.
Благодарю за внимание.