Вопросы защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, в контексте нарастающей русофобии в политике стран Запада

Выступление заместителя Исполнительного директора Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом В.Н. Демина на научно-практической конференции в Дипломатической академии МИД России (14 декабря 2023 г.)

Уважаемые коллеги,

Благодарю за приглашение принять участие в работе конференции.

Выбор темы выступления в рамках обозначенной повестки конференции обусловлен, прежде всего, тем значением, которое российское руководство в последнее время придает вопросу сохранения и консолидации Русского мира, под которым в значительной мере понимается поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности.

Начало серьезной и целенаправленной работы на этом азимуте было положено принятием 24.05.1999 г. Федерального закона № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», который установил принципы, цели и основные направления указанной политики. Данный вопрос получил отражение в обновленной Конституции нашей страны в 2020 году (статья 69 часть 3) и закреплен в Концепции внешней политики России, новая редакция которой утверждена Президентом Российской Федерации в марте этого года. Концепция отводит ему место в числе важнейших национальных интересов страны во внешнеполитической сфере наряду со стратегическими целями и основными задачами ее внешней политики.

В практическом плане реализация государственной политики по поддержке и защите прав соотечественников, как известно, осуществляется МИДом России и его загранучреждениями. Это закреплено Указами Президента России, которыми утверждены соответственно Положение о МИД РФ (№ 965 от 11.07.2004 г.) и Положение о Посольстве РФ (№ 1497 от 28.10.1996 г.).

В 2011 г. в соответствии с Указом Президента России (№ 678 от 25.05.2011 г.) был создан Фонд поддержки соотечественников. Его учредителями от имени Российской Федерации выступили МИД РФ и Россотрудничество. Фонд является некоммерческой организацией, финансируется он из федерального бюджета. Обеспечение соблюдения целей, для достижения которых Фонд создан, определение приоритетных направлений его деятельности, принципов формирования и использования его имущества, образование исполнительных органов осуществляет Управляющий совет, который ныне возглавляет заместитель Министра иностранных дел М.Ю. Галузин. Совет формируется учредителями, представители которых составляют три пятых его состава.

Надзор за деятельностью Фонда, принятием другими его органами решений и обеспечением их исполнения, использованием средств Фонда и соблюдением им законодательства осуществляет Попечительский совет, состоящий из представителей федеральных органов исполнительной власти, палат российского парламента, общественных объединений, СМИ. Возглавляет его на протяжении всего периода существования Фонда Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров.

Текущее руководство деятельностью Фонда возложено на Правление во главе с Исполнительным директором, которым является Чрезвычайный и Полномочный посол А.И.Удальцов.

В числе приоритетных направлений деятельности Фонда - оказание юридической помощи соотечественникам, ставшим объектами неправомерного преследования со стороны представителей властей стран их проживания в административных и судебных делах. Это включает, в том числе, оплату услуг квалифицированных адвокатов.

Другое важное направление деятельности - финансирование центров правовой помощи соотечественникам, которые создаются зарубежными некоммерческими организациями, представляющими их интересы. Центры, главным образом, проводят бесплатные юридические консультации для представителей русских зарубежных общин. В настоящее время функционирует три десятка таких структур в 24 зарубежных государствах. Кроме того, Фонд финансирует 26 юридических рубрик в зарубежных русскоязычных печатных и электронных СМИ, которые выполняют аналогичную функцию, публикуя ответы юристов на обращения соотечественников по проблемам правового характера и другие материалы на правовые темы.

Фонд также занимается мониторингом правового положения соотечественников за рубежом, содействует участию экспертов, представляющих интересы соотечественников, в мероприятиях международных глобальных и региональных правозащитных организаций (ООН, ОБСЕ, Совета Европы и др.) по правочеловеческой проблематике. Он поддерживает реализацию проектов по противодействию фальсификации истории, защите исторической памяти и защите советского военно-мемориального наследия в странах проживания соотечественников, а также финансирует в виде грантов и другие отвечающие интересам соотечественников проекты.

Фонд в соответствии с его целями и задачами вместе со своими, как российскими, так и зарубежными партнерами, проводит немалую аналитическую работу. Особое внимание при этом сегодня уделяется ситуации на Украине. При нашей поддержке регулярно готовятся информационно-аналитические обзоры о нарушениях в стране прав русскоязычного населения, включая материалы о военных преступлениях ВСУ против мирного населения. Они рассылаются в заинтересованные российские министерства и ведомства, неправительственные правозащитные организации. Нами поддерживаются авторитетные Интернет-ресурсы, задействованные на этом направлении. В частности, мы профинансировали издание подготовленной Фондом исследования проблем демократии (директор М.С.Григорьев) монографии «Украинские преступления против человечности 2022-2023». Книга была издана, в том числе на английском языке, и разослана в международные организации, включая ООН.

В последние несколько лет, особенно после антигосударственного переворота на Украине, в политической стратегии Запада по отношению к России прочно утвердилась русофобия, которая, как известно, в определенных проявлениях присутствовала в ней и ранее. Но сегодня она практически стала неотъемлемой составной частью внешней политики США, значительной части стран – членов Евросоюза и Евроатлантического альянса. Ее характерной особенностью стало то, что русофобия – это не столько мировоззрение, сколько действие, т.е. политика, реализуемая, в том числе дипломатическими средствами.

Все, что ассоциируется с Россией, ее политикой, культурой, духовностью, традициями сегодня подвергается жестким нападкам, запретам, обструкции. Объектами дискриминации и откровенного правового беспредела становятся при этом российские соотечественники. В их числе граждане России, как постоянно проживающие, так и временно пребывающие в недружественных государствах, а также и граждане самих этих государств, которые разделяют российские ценности и пытаются выступать за развитие отношений с Россией. Они подвергаются гонениям со стороны спецслужб, вплоть до уголовного преследования и заключения их в тюрьмы, предъявления необоснованных обвинений в нанесении ущерба государственной безопасности, шпионаже в пользу России, ущемляются их политические, гражданские, в том числе имущественные, социальные и иные права. Такая практика особенно прочно утвердилась на Украине, в странах Балтии, ряде других западных государств.

Фонд оказывает правовую поддержку соотечественникам, и на этом пути сам испытывает серьезное противодействие со стороны властей этих стран. В июне 2023 г. Фонд и его Исполнительный директор включены в 11-й пакет санкций Евросоюза, введенных против России. В качестве оснований такого решения Советом ЕС названы поддержка Фондом политики России, создающей угрозу территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины, а также создание нестабильности и раскола в соседних с Россией странах. За этим решением в ряде недружественных европейских стран последовали меры давления и репрессии против зарубежных партнеров Фонда. В результате несколько правовых центров, получавших на протяжении ряда лет финансовую поддержку Фонда, были вынуждены под угрозой уголовного наказания заморозить свою деятельность. Часть зарубежных адвокатов, также до этого сотрудничавших с Фондом, не желая иметь проблемы с властями, отказалась от продолжения контактов с нами.

Европейские банки, соблюдая санкции ЕС, прекратили перевод денежных средств, направляемых Фондом получателям его грантов. В ряде стран, в том числе по этой причине, перестали издаваться русскоязычные печатные и Интернет-издания, по инициативе или при попустительстве властей в отдельных странах Запада предпринимаются попытки захвата принадлежащей России и ее гражданам за рубежом собственности и другие действия подобного рода. При этом Фонду различными способами ограничивают возможности защищать интересы юридических и физических лиц, считающих себя частью Русского мира, права которых в таких случаях были попраны.

Тем не менее, парализовать деятельность Фонда с помощью санкций Западу не удалось. Мы ее продолжаем. Находим возможности для финансирования различных правозащитных проектов, подбираем, хотя и не без труда, адвокатов для защиты интересов наших соотечественников.

Вместе с тем нынешняя ситуация достаточно рельефно высветила определенные несовершенства нормативно-правовой базы Фонда, которые сдерживают наши усилия по повышению эффективности его работы. В частности, они касаются некоторых аспектов взаимоотношений Фонда с учредителями, его коммуникации с росзагранучреждениями, юридическими и физическими лицами, представляющими интересы русского зарубежья, и других моментов.

Для их устранения требуется серьезная нормотворческая работа. Мы ее ведем, уделяя особое внимание, в первую очередь, совершенствованию Устава Фонда.

Важным ориентиром на этом пути считаем подход Минюста России, который формирует требования к уставам НКО. Недавно он был озвучен Министром К.А. Чуйченко (в выступлении на Международной научно-практической конференции «Державинские чтения, некоммерческие организации без границ», состоявшейся 23.11.2023 г.). Речь идет, прежде всего, о снятии административной нагрузки, создании подходов к определению структуры, порядку формирования компетенции органов НКО различных организационно-правовых форм и внесения в действующее законодательство соответствующих изменений. Рассчитываем, что нам удастся создать такой правовой механизм, который позволит оптимизировать деятельность Фонда и сделать ее более эффективной для решения главной задачи – содействия обеспечению прав, свобод и законных интересов российских соотечественников в государствах их проживания.

В заключение хотел бы отметить, что мы знаем о высоком научном потенциале и богатейшем опыте, которыми обладает Дипломатическая академия и ее профессорско-преподавательский состав в сфере внешнеполитической деятельности и дипломатии, и были бы рады продолжать взаимодействие, которое, на наш взгляд, могло бы иметь достаточно широкие пределы, включая участие в подобных конференциях.

Фонд, кстати сказать, в настоящее время прорабатывает варианты оформления сотрудничества с факультетом мировой политики МГУ имени М.В.Ломоносова, Балтийским федеральным университетом имени Иммануила Канта. С ними готовятся проекты соглашений о взаимодействии.

Готовы к такой работе и с Дипакадемией.

Благодарю за внимание.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии