В среду, 26 октября 2022 года, на 76-м году жизни скончался эстонский социолог и правозащитник, бывший депутат Таллиннского горсобрания Алексей Александрович Семёнов. Журналист из Эстонии Димитрий Кленский напомнил о профессиональном пути известного общественного деятеля.
Д. Кленский:
1 ноября, в столичном Храме Святителя Николая Чудотворца (ул.Вене, 24) в 11:30 прошло отпевание усопшего. Погребение состоялось в 13:00 на кладбище Пярнамяэ (43-й квадрат).
Не стало социолога и политика, одного из ключевых фигур русского общественно-политического движения в Эстонии, которое худо-бедно оказывало сопротивление этнократии три десятилетия назад восстановившей независимость Эстонии. Провозгласив государство демократическим и правовым, оно, увы, сделало ставку на русофобию и до сих пор проводит политику этнического неравноправия.
Дискриминация неэстонского населения, признание его «чужим», в лучшем случае – «пристяжным» началось с девизов – «Эстония для эстонцев» или «Сначала права эстонца, потом – права человека». Кстати, сегодня таких лозунгов в публичном постранстве не встретишь, но сама политика в отношении национальных меньшинств, и в первую очередь – русского, так или иначе продолжает реализовываться под знаком этнического превосходства. Тому причиной и тяжкая, вызывающая сочувствие и понимание история Эстонии и её народа, многие века страдавшего под иностранным гнетом.
Но это не оправдывает, а только объясняет очевидную несправедливость по отношению к русскоязычному меньшинству. И её сразу приняли в штыки многие русские/русскоязычные активисты. Однако лишь немногие, среди них и Алексей Семенов, продолжали борьбу за межэтническое равноправие вплоть до сегодняшних дней. Более того, еще меньшее число из этой когорты общественно-политических деятелей сумели добиться, пусть локальных, но выдающихся успехов в противостоянии этнократии.***
Алексей Семенов был у истоков русского общественно-политической деятельности русского/русскоязычного меньшинства, которая началась с учреждения движения «Русское демократическое движение Эстонии» (РДДЭ). К сожалению, в целом это движение и впоследствии не было единым. В 90-е годы было создано более пяти русских партий, которые так и не сумели по-настоящему объединить усилия, хотя именно первый и последний положительный опыт сложения сил перед парламентскими выборами в 1995 году позволил продвинуть в Рийгикогу представителей трех партий русскоязычного меньшинства.
Самой сильной из них оказалась Объединенная народная партия Эстонии (ОНПЭ), учредителем которой был и Алексей Семенов. Но во многом это объяснялось поддержкой Москвы, точнее ельцинско-козыревской элитой либеральной России, которую устраивала «мягкая», «компромиссная» борьба русского/русскоязычного населения с открыто русофобствующей этнократией, которая под компромиссом всегда признавала только уступки.
Такая политика ОНПЭ, в руководство которой, как один из идеологов партии входил и Алексей Семенов, была обусловлена и его личной позицией. Её формулировала сама сущность Алексея Семёнова – в политике он был, если так можно выразиться, романтиком. Что неудивительно: интеллигент Алексей Семёнов был в хорошем смысле либералом, кстати, внес свою лепту и в местную поэзию – сам писал стихи, переводил на русский язык стихи эстонских авторов. Алексей Семёнов считал, что межнациональное равноправие в современном мире – естественное состояние, что обретшая свободу и независимость Эстония и эстонский народ безоговорочно воспримут эту интернационалистскую позицию местных русских демократов, которые искренне, и как выяснилось, наивно, поддержали в горбачевскую перестройку Народный Фронт Эстонии под девизом «За нашу и вашу свободу!».
Ибо в реальности эстонская политика свелась к игнорированию русского демократического движения, к его уничтожению и к последовательной и системной дискриминации неэстонцев.В итоге «русская политика» потерпела крах. Поражение потерпела и Русская партия Эстонии (РПЭ), которая, в отличие от ОНПЭ добивалась радикализации партийно-политической борьбы за права и интересы русскоязычного нацменьшинтсва. Но нет сомнения, что даже объединение усилий этих двух ведущих «неэстонских» партий, всё равно было обречено на неудачу. Из-за патологической русофобии в Эстонии было сделано всё, чтобы зачистить самостоятельную русскую политическую силу, лишить русское/русскоязычное население хоть какой-то субъектности.
И всё же, было бы неправильно считать, что усилия русских политиков пропали напрасно. Думаю, настанет время, когда их усилия и борьба за межэтническое равноправие будет по достоинству оценены. Будет признано, что русское/русскоязычное политическое сопротивление этнократии Эстонии вынудило ту отказываться от уж совсем вульгарной русофобии и топорного ущемления прав неэстонцев, замедлило и темпы эстонизации. Можно сказать, что противостояние русофобии эстонской этнократии способствовали и взрослению эстонской государственности, которая так или иначе с годами перестала быть в своей антироссийскости и русофобии откровенно пошлой, хуторской, бульварной. (Возвращение сегодня в Эстонии к этой порочной практике нынешней власти объясняется внешним влиянием, обусловленным противостоянием Запада и России).
***
Когда это стало ясно всем, абсолютное большинство русских политиков кануло в Лету, развязав руки эстонизаторам русского/русскоязычного населения. Среди немногих, продолжавших борьбу был и Алексей Семёнов, но уже не как политик, а социолог. Созданный им ещё в самом начале 90-х годов прошлого века Центр информации по правам человека, авторитет которого многие годы символизировал ставший за годы знаменитым в Европе бренд Центра (ЦИПЧ – LICHR), проделал громадную социологическую работу по мониторингу реального бесправия русского/русскоязычного населения Эстонии. То есть, этот грех Эстонского государства документально засвидетельствован для истории.
В начале этого года Алексей Семёнов с помощью супруги, верной помощницы, тоже сотрудника Центра – Ларисы Семёновой, издал сборник «Проблемы прав русскоязычного меньшинства Эстонии. Результаты 25-летнего мониторинга» (Ссылка: kogumik—LICHR_-PDF.pdf).
Вот как оценила этот итог титанической работы Алексея Семёнова российская общественная организация «Фонд Русского мира» в своей новости (https://russkiymir.ru/news/297100/):
«Под одной обложкой объединены отрывки из докладов и сообщений в различные международные структуры, фрагменты комментариев к официальным докладам и многое другое. В частности все желающие смогут познакомиться с документами, которые ранее не публиковались или были представлены только по-английски. Их дополняют ответы, полученные от международных организаций, среди которых ООН и Совет Европы.
Алексей Семёнов, возглавляющий ЦИПЧ, выразил надежду, что сборник станет образцом эффективной работы правозащитной организации, чья деятельность направлена на борьбу за права человека и за решение проблем, возникающих у национальных меньшинств. Он напомнил, что это, как правило, представители русскоязычного меньшинства, проживающие в балтийских республиках».
Конечно, этот сборник не охватывает все нюансы и проблемы деятельности семёновского Центра информации по правам человека. За кадром осталось и то, что Алексей Семёнов своей социологией помогал движению российских соотечественников, сам принимал в нем активное участие. Или то, что помимо социологии он помогал населению в реальной защите в сфере миграционного, трудового, семейного, социального и антидискриминационного права. Стоит отметить оказание правозащатной помощи членам добровольного народного движения «Ночной дозор», жертвам «Бронзовой ночи» – зверской расправы эстонской полиции с жителями, протестовавшими 26-27 апреля 2007 года против сноса властями столичного памятника Солдату-Освободителю («Бронзовый солдат»),
За четверть века Центр выпестовал высокопрофессиональных правозащитников международного уровня, благодаря чему в Таллине успешно функционирует новый правозащитный центр «Китеж», во главе с юристом Мстиславом Русаковым, работавшим раньше в семёновском Центра информации по правам человека.
И, наконец, нельзя не отметить, что высшей оценкой эффективной работы Центра может служить также противодействие ему Полиции безопасности, устраивавшей провокации против руководителей Центра, заносившей в свой ежегодник имя Алексея Семёнова и его Центра, как наноящих вред Эстонии. Последнее – лучшее свидетельство правоты Алексея Семёнова, дела всей его жизни.
А сам, составленный им год назад сборник о проделанной за четверть века правозащитной работе стал своеобразным памятником Алексею Семёнову.
Димитрий Кленский, Таллин, 01.11.2022