Обращает на себя момент, выбранный для публикации этой статьи. Сам министр в тексте указывает, что стартом дипломатических отношений двух стран послужило подписание 22 октября 1992 года Протокола об обмене полномочными представительствами Российской Федерации и Республики Казахстан. Но статья была опубликована не накануне этой даты, и не в день установления дипломатических отношений, а спустя две с половиной недели. Конечно же, это не признак «плохой памяти» у российского дипломатического ведомства, а, напротив, «умышленное» опоздание.
Ведь спустя всего три дня после выхода в свет министерской статьи, 12 ноября в Турции состоялся саммит тюркских государств, где было принято историческое для тюркского мира решение о создании организации тюркских государств. Была также принята программа развития тюркского мира до 2040 года, с инвестиционным фондом для обеспечения ее реализации. Как отмечает российский эксперт-тюрколог Владимир Аватков в своем telegram-канале, тюрки формируют «собственную подсистему международных отношений».
Зная о таких планах, российское руководство статьей Лаврова, по-видимому, решило напомнить политической элите Казахстана, что у нас имеются вполне успешные союзнические отношения. Да, возможно, строительство общего тюркского мира соответствует долгосрочным интересам Казахстана, но Россия, напоминая о 29 годах конструктивного сотрудничества, призвала тем самым нашу республику делать это не в ущерб российско-казахстанским отношениям. Скажем так, был поставлен «дипломатический» вопрос: чего ждать дальше - останется ли Казахстан сторонником многовекторной внешней политики и строительства большого евразийского партнерства или же уйдет полностью под туранский геополитический зонтик?!