Сергей Лавров: «Жестко противодействуем любым попыткам героизировать нацистов и их приспешников»

27.01.2022

Выдержки из выступления и ответов на вопросы Министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Викторовича Лаврова на «правительственном часе» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Москва, 26 января 2022 года.

[…]

Отдельно остановлюсь на ситуации на Юго-Востоке Украины. Наша позиция здесь неизменна: преодолеть внутриукраинский кризис можно лишь путем последовательного неукоснительного выполнения Минского «Комплекса мер» во всей его полноте и последовательности. Этот документ был одобрен резолюцией Совета Безопасности ООН и, следовательно, стала неотъемлемой частью международного права. Залог успеха здесь один – налаживание прямого диалога между сторонами конфликта – Киевом, Донецком и Луганском. Постоянно призываем США, Францию, Германию, других западных коллег, имеющих влияние на киевский режим, принудить его к неукоснительному выполнению Минских договоренностей. Будем и впредь жестко пресекать попытки переложить на Россию ответственность за отсутствие прогресса, тем более выставить нас стороной конфликта, как это возмутительно пытаются в последнее время делать западные страны.

Имеем в виду не снижать обороты и на других направлениях внешнеполитической активности. Безусловный приоритет – защита законных прав и интересов соотечественников за рубежом, содействие сплочению многонационального и многоконфессионального Русского мира.

Будем и далее по максимуму задействовать рычаги экономической дипломатии, обеспечивать дипломатическое сопровождение инвестиционных проектов с российским участием за рубежом. Постоянное и возрастающее внимание уделяем продвижению русского языка, достижениям российской культуры.

Возрастает актуальность борьбы с фальсификацией истории, прежде всего Второй мировой и Великой Отечественной войны. Жестко противодействуем любым попыткам героизировать нацистов и их приспешников. С нами солидарно подавляющее большинство членов мирового сообщества, что подтверждается итогами ежегодного голосования в Генеральной Ассамблее ООН по продвигаемой нами резолюции о недопустимости героизации нацизма.

В поле нашего зрения – содействие развитию межцивилизационного и межконфессионального диалога. Продолжаем активно поддерживать участие нашей страны в международных усилиях по борьбе с пандемией коронавируса, в целом по развитию сотрудничества в сфере всемирного здравоохранения и преодолению последствий этих пандемий.

Будем всячески развивать диалог цивилизаций, в том числе задействуя возможности парламентской дипломатии и общественной дипломатии.

[…]

Вопрос: В адрес депутатов Государственной Думы поступают обращения от граждан, разлученных с детьми в силу целого ряда обстоятельств, связанных с тем, что родители являются гражданами разных стран. Между Россией и иными государствами зачастую, к сожалению, не закреплен законодательный порядок взаимодействий в интересах ребенка. Точнее у каждой из стран-участниц свой юридический взгляд на происходящее. Сотни детей разлучены со своими матерями. Каким образом можно изменить ситуацию в таких случаях, чтобы был результат в интересах детей, оказавшихся заложниками родительских распрей?

С.В.Лавров: Это часть вопроса, который сегодня затрагивал Л.И.Калашников, – о гражданстве детей в смешанных браках. Если сейчас ребенок в смешанных браках рожден на территории Российской Федерации, то он (или она) автоматически становится гражданином (или гражданкой). Если в смешанном браке ребенок родился за границей, то этот вопрос может решаться только с согласием второго, не имеющего российского гражданства родителя. Ваш вопрос еще шире. У нас головное ведомство – Министерство образования. Думаю, что для более профессиональной реакции будет полезно сформулировать эти озабоченности в контактах с ними. Но Министерство иностранных дел участвует в этой работе, прежде всего с точки зрения сопровождения через наши дипломатические ведомства граждан, оказавшихся в той или иной ситуации, находясь за пределами Российской Федерации.

Рассматривали этот вопрос и на Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, и на созданной в конце 2021 г. по инициативе Президента В.В.Путина Комиссии «Единой России» по международному сотрудничеству и по поддержке соотечественников за рубежом. Очевидно, что не доработана целая серия вопросов, которые мы должны продолжать согласовывать. Есть разные точки зрения. Убежден, если поставим во главу угла интересы наших граждан и их детей, всегда сможем обо всем договориться в своем и межведомственном кругу, и в наших отношениях с Парламентом.

[…]

Вопрос: Вы уже сказали о проблемах поддержки русского языка в странах СНГ. Сокращается количество русскоязычных школ, во многих учебных заведениях учебников на русском языке просто нет. На высшем уровне принято решение о строительстве школ в ряде стран. Данную проблему невозможно решить только строительством. Нужны грамотные учителя, способные профессионально преподавать на русском языке. Начали работу над законопроектом «Школьный учитель» при финансовой поддержке Российской Федерации. В страны СНГ будут направлены учителя (граждане России) с соответствующим размером оплаты труда. С приходом Е.А.Примакова руководителем Россотрудничества ситуация улучшилась, но необходима поддержка Российской Федерации. Как Вы смотрите на разработку законопроекта по направлению учителей в страны СНГ и обеспечение школьников учебниками? Можно ли рассчитывать на поддержку МИД России в данном вопросе?

С.В.Лавров: Отвечая на предыдущий вопрос про русский язык, затронул принимаемые системные меры. Была упомянута ситуация в Киргизии и в ряде других стран, где законодательная деятельность так или иначе касается статуса русского языка. Эти вопросы у нас на приоритетном контроле в отношениях со всеми нашими союзниками. В Киргизии и в Казахстане русский язык имеет официальный статус. Исходим из того, что наши союзники будут уважать и развивать законодательно закрепленный официальный статус русского языка.

Следующий год объявлен в Содружестве Независимых Государств годом русского языка как языка межнационального общения. Подготовка к мероприятиям начинается уже сейчас. Это будет хорошая возможность посмотреть, где и как выглядит отношение к нашему великому и могучему, а заодно осуществить целый ряд позитивных проектов, один из которых Вы упомянули, – «Русская школа», создаваемая «под ключ» в частности в Таджикистане. В Армении есть такой же проект «под ключ»: строится здание и обеспечивается российское образование.

Учителей готовим. Есть два основных способа преподавания: либо туда учителя ездят «вахтовым» способом (вплоть до года) и проводят мастер-классы, либо привозят учителей из страны-партнера к нам на стажировку. В принципе, это работает. Убежден, что учителей мало не бывает. Считаю полезной Вашу инициативу.

[…]

Вопрос: Ряд зарубежных партнеров системно, агрессивно используют «мягкую силу», например, в странах СНГ через НКО, работу с людьми, «сетки» блогеров, журналистов, как политику для отрыва этих стран от России. МИД проводит большую работу. Спасибо Вам. Есть и наши НКО и ФОИВ, работающие там. Существует разрозненность их работы, у каждого свой вектор. Этим мы ослабляем нашу позицию за рубежом. В этих условиях необходимы решительные меры: объединение государства, привлечение НКО, мониторинг, «дорожная карта». Может, нужно усиление полномочий Россотрудничества, дополнительное финансирование гуманитарной политики, создание координируемой АНО, как Институт Гете, которая в связке будет продвигать русский язык, культурный код России, усиление работы по СМР, увеличение квот на обучение студентов наших вузов, проверенные учебники русского языка? Какие варианты сотрудничества могут быть с Министерством в этом вопросе?

С.В.Лавров: Уже говорил о том, что «мягкая сила» (за неимением более узнаваемого термина) сейчас является одной из важнейших сфер и одним из важнейших инструментов в международной деятельности. Вы правы, уже много лет назад был взят курс (сейчас он достиг мощного размаха) на всяческое внедрение неправительственных организаций, фондов в мировую политику и навязывание другим странам тех моделей развития, в которых заинтересован Запад. Как правило, в подавляющем большинстве случаев он заинтересован в таком развитии наших соседних стран, которое будет «отрывать» их от Российской Федерации, а в более отдаленных местах – в том, чтобы страна не становилась дружественной в отношении к нам и к Китайской Народной Республике. Мы все это понимаем. Подавляющее большинство этих некоммерческих организаций создано на государственные, бюджетные деньги. Агентство международного развития США, Форин-офис в Великобритании, другие структуры, существующие на бюджетные деньги, эти же средства перераспределяют неправительственным организациям, в которых руководят, как правило, бывшие чиновники государственного аппарата наших западных коллег. У нас здесь опыта меньше. Был опыт в СССР: «Советский фонд мира», другие неправительственные и молодежные организации. Если сопоставлять с происходящим сейчас, это капля в море. У нас специально был создан Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М.Горчакова. По своему уставу он должен финансировать российские НПО, которые готовы выходить на международный уровень. Денег очень мало. Все это знают. Бюджеты структур, аналогичных нашему Россотрудничеству или Государственному институту русского языка им. А.С.Пушкина, в ключевых зарубежных странах на несколько порядков оставляют нас позади. Проблема известная. Мы ей занимаемся. Есть принципиальная поддержка Президента. За последние годы происходило постепенное увеличение выделяемых средств. Будем продолжать добиваться более существенного увеличения.

[…]

Вопрос: Немало наших соотечественников задержаны и лишены свободы за рубежом. Хочется обратить внимание на ситуации с длительными сроками досудебного нахождения наших граждан в местах лишения свободы. Это нередкая ситуация, которая имеет обширную географию и касается судеб сотен россиян. В частности, уголовного преследования наших граждан в Индии, Греции, Китае, США и ряде других стран. Какие меры предпринимает МИД России по защите прав и интересов наших соотечественников, задержанных за рубежом зачастую по надуманным основаниям?

С.В.Лавров: Это серьезный вопрос, занимающий немало времени в нашей работе и в отношениях с правоохранительными органами Российской Федерации, прежде всего с Генеральной прокуратурой и Следственным комитетом.

Добиваемся того, чтобы был незамедлительный доступ к этим людям. Часто бывают надуманные предлоги, откровенные провокации, как это осуществляют США в отношении хорошо известных наших сограждан В.А.Бута, К.В.Ярошенко, Р.В.Селезнева и целого ряда других. Это многогранная проблема, включая необходимость добиваться выполнения договоров об оказании правовой помощи по уголовным делам, чего США категорически избегают. В откровенное нарушение своих обязательств Вашингтон не сообщает нам о подозрениях, возникающих в отношении наших граждан. Прежде всего, это касается киберпреступлений. Вместо этого в стране пребывания США требуют арестовать человека и потом экстрадировать. Страны пребывания (в основном европейские), как правило, не могут возразить «старшему товарищу» из-за океана.

Среди наших граждан есть и случаи, когда они нарушают законы страны пребывания. Бывают достаточно нестандартные ситуации. Например, в Шри-Ланке наши ученые ловили жуков. Оказалось, что они поймали каких-то реликтовых насекомых, которые там являются предметом религиозного поклонения. Почти полтора года добивались их освобождения. В итоге все состоялось. Они были приговорены к условному сроку, оштрафованы. Наше предпринимательское сообщество проявило инициативу оплатить штраф.

Законы страны пребывания нужно смотреть перед тем, как туда ехать. На сайте МИД России для этой цели есть специальный раздел по каждой стране. Призываем наших граждан лишний раз перестраховаться. Общие рекомендации: задуматься, если были какие-то «отношения», которые могут интересовать США, – мы не можем все случаи предвидеть. Каждый человек должен сам решать, зная те неприемлемые, агрессивные повадки, которыми сейчас пользуется Вашингтон. Здесь целый комплекс работы по конкретным случаям (как мы это делаем по В.Буту, К.Ярошенко и другим «сидельцам» в США), требование соблюдать правовые международные обязательства и максимальная осторожность в нынешней непростой ситуации, когда кто-то, особенно с какими-то знаниями, бывшими «контактами» на территории западных стран, собирается ехать за границу.

[…]

Вопрос: Всецело поддерживаем работу Министерства иностранных дел России по поддержке соотечественников. Она огромная. До идеала еще долго, но это не значит, что ее не надо вести. Отдельно вызывают вопросы права соотечественников, которые уже являются гражданами Российской Федерации, но проживают за пределами нашей страны. Достаточно сказать, что только у партии «Справедливая Россия – за правду» почти 2 млн. избирателей, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации. Особую озабоченность вызывают страны ближнего зарубежья. Какие дополнительные государственные гарантии или изменения на законодательном уровне нужны, чтобы полноправно защитить права и интересы проживающих там граждан Российской Федерации? Может, нужно дополнительное законодательное регулирование? Готовы слушать и поддерживать.

С.В.Лавров: Если соотечественник постоянно проживает в другой стране, оставаясь гражданином России, и там с ним что-то происходит (хорошее или не очень), то, как и в нашей правоприменительной практике, будучи человеком с двойным гражданством, он подлежит законодательству государства, на территории которого он находится. Мы поступаем так же.

Есть особые случаи. Например, Союзное государство России и Белоруссии. Существует специальный договор о «выравнивании» всего и вся: субъектов хозяйствования, экономических операторов, граждан. Многое сделано, хотя не до конца. Это одна возможность, как продвигаться в защите прав. В остальных случаях, когда нет таких масштабных документов о том, что все права должны быть равны у граждан обеих стран, надо заключать отдельные договоренности.

Если у вас есть примеры ситуаций, затрудняющих жизнь нашим гражданам в соседних зарубежных государствах, буду признателен за отправку их нам. Отреагируем.

[…]

Вопрос: Перед Новым годом я был в Тирасполе и общался с нашими соотечественниками (их там около 200 тыс.). Основной «наболевший» вопрос: замена паспортов и выдача новых. 2020-2021 пандемийный год приостановил работу консульского пункта. Сформировалась огромная очередь. Не хватает ресурсов. Возможно ли усиление консульской помощи именно этому пункту, чтобы убрать очередь? Возможны ли какие-то дополнительные меры поддержки наших соотечественников там? Ни для кого не секрет, что ряд государств, находящихся вокруг, тоже проводят мотивирующие мероприятия, чтобы наши граждане приходили и получали другой паспорт.

С.В.Лавров: Вы и сказали о причинах этой ситуации. Полтора года (до прошлого лета) там было чрезвычайное положение. Консульское обслуживание было заморожено по эпидемиологическим причинам. С лета 2021 г. обслуживание восстанавливается. Накопилась очередь (несколько десятков тысяч человек) в основном по вопросам оформления паспортов.

Как только ситуация с пандемией позволила, оперативно направили туда инспекцию. Они побывали в Тирасполе. Все подробно посмотрели и сейчас внесли свои предложения о необходимом оборудовании и персонале, который должен туда направиться на помощь функционирующему там временному консульскому пункту. Думаю, что в самое ближайшее время очередь уменьшится.

[…]

Вопрос: Партия «Единая Россия» имеет федеральный исторический проект «Историческая память». Обращает особое внимание на сохранение воинских захоронений. Наблюдаем за происходящей за рубежом ситуацией. Министерство иностранных дел Российской Федерации реализует полномочия по увековечению памяти наших воинов, захороненных на территории иностранных государств. Достаточно ли эффективна правовая база для реализации этих полномочий? Какие усилия предпринимает Министерство? Есть ли какие-то сложности, препятствия? Чем Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации может помочь в этом вопросе? Может быть, вынести эту тему на рассмотрение Комиссии партии «Единая Россия» по международному сотрудничеству?

С.В.Лавров: Это можно сделать. Хотя я бы не сказал, что положение в этой области требует каких-то экстренных мер. В Министерстве обороны России существует специальное подразделение по военно-мемориальной работе. У них есть свои представители в государствах, где немало мест захоронения и памятников, прежде всего в восточноевропейских странах. Не вижу здесь необходимости экстраординарных мер. Правительство регулярно выделяет необходимое финансирование. Какие-то «заминки», как правило, связаны с отдельными случаями (их не много) правового регулирования того или иного захоронения.

Сейчас добиваемся от наших японских соседей окончательного позитивного решения вопроса с захоронением Р.Зорге. Есть инициатива перезахоронить его на нашей территории – в Сахалинской области, на юге Курильской гряды. Здесь много деталей. Эта тема была в числе письменных вопросов, которые нам передали. На них есть подробные ответы.

Спасибо за внимание к этой теме. Постоянно держим ее на контроле. На мой взгляд (может быть, у Вас будет другое ощущение), экстраординарных мер здесь не требуется. Работа идет в плановом режиме.

МИД России

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии