В июльском номере журнала «Международная жизнь» опубликована статья руководителя Россотрудничества Константина Косачева «Россотрудничество: первые итоги деятельности и перспективы развития». Он рассказал о современном состоянии Федерального агентства, основных направлениях деятельности, проблемах, с которыми оно сталкивается, и многом другом.
Подведомственное МИД России Федеральное агентство по делам Содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) - самое молодое в системе органов государственной исполнительной власти Российской Федерации.
В сентябре ему исполнится четыре года. За этот короткий срок сделано многое: сформирована нормативная база, регламентирующая деятельность ведомства, определены основные направления и, можно сказать, философия работы, на этой базе запущен ряд интересных проектов, проведена большая работа по восстановлению и расширению сети зарубежных представительств.
Однако данный - условно говоря, подготовительный - этап для Россотрудничества сегодня можно считать завершенным. Теперь оно должно служить эффективным инструментом для решения государственных задач.
Напомню, что в статье Владимира Путина "Россия и меняющийся мир" говорилось: "Не империя, а культурное продвижение; не пушки, не импорт политических режимов, а экспорт образования и культуры помогут создать благоприятные условия для российских товаров, услуг и идей. Мы должны в несколько раз усилить образовательное и культурное присутствие в мире - и на порядок увеличить его в странах, где часть населения говорит на русском или понимает русский".
Ключевым инструментом для реализации этой задачи, безусловно, должно стать Россотрудничество. Полагаю, именно эта идея послужила отправной точкой для его учреждения в 2008 году. В той же статье Путина непосредственно применительно к роли агентства, как ее видел тогда еще будущий Президент России, было сказано: "В мире сегодня много "агентов влияния" крупных государств, блоков, корпораций. Когда они выступают открыто - это просто одна из форм цивилизованного лоббизма. У России тоже есть такие институты - Россотрудничество, фонд "Русский мир", наши ведущие университеты, расширяющие поиск талантливых абитуриентов за рубежом".
"Цивилизованный лоббизм", защита и продвижение интересов России в гуманитарной сфере, всемерное расширение нашего культурного присутствия и влияния в мире, формирование позитивного образа страны - все это можно считать миссией Россотрудничества в широком смысле. От того, насколько готово агентство к ее выполнению, в какой мере оснащено для этого инструментарием, кадрами, ресурсами, как соответствует масштабу задач и мировому опыту в этой сфере, решающим образом зависит эффективность нашей работы.
Поэтому после моего назначения на должность руководителя Россотрудничества естественными первыми шагами стало проведение ревизии деятельности, возможностей и проблем ведомства. При этом мы задействовали как внутренние, так и внешние источники. Были проведены подробные консультации с руководителями ведомств, с которыми Россотрудничество взаимодействует, - Министерством иностранных дел, министерствами культуры, образования.
Состоялись профессиональные и глубокие обсуждения в профильных комитетах Совета Федерации и Государственной Думы. Провели предметные обсуждения внутри ведомства по каждому направлению работы отдельно. Осуществили по открытым источникам мониторинг откликов и суждений (включая самые критические) о деятельности агентства. На сайте Россотрудничества был создан раздел, открывший возможности непосредственного общения и обсуждения с широкой аудиторией - прежде всего с нашими соотечественниками - вопросов работы агентства.
Проведенный на этой основе экспресс-анализ дал однозначный и во многом ожидаемый результат. Есть много нареканий к тому, как организована работа. Однако основные проблемы кроются не столько в работе агентства, хотя и здесь, безусловно, есть свои вопросы, сколько носят системный характер и в своем большинстве должны решаться не на ведомственном, а на государственном уровне.
Сказалось то, что в работе на таких важных направлениях, как развитие международного гуманитарного сотрудничества, информационное сопровождение внешнеполитического курса страны, не в полной мере присутствовали системность и последовательность. В известном периоде своего развития государство практически отказалось от регулярной деятельности по этим векторам.
Вся ранее созданная и весьма эффективно работавшая инфраструктура, оставшаяся без организационной и финансовой поддержки, практически стала недееспособной, в то время как другие крупные государства активно наращивают деятельность на гуманитарно-информационном направлении. Ее восстановление - процесс сколь непростой, достаточно длительный и весьма затратный, столь и необходимый и даже неизбежный, если мы хотим видеть Россию в числе влиятельных держав мира.
Должна присутствовать системность и четкость во всех звеньях нашего гуманитарного влияния в мире: на стадиях выработки, передачи и распространения на местах. От налаживания подготовки информационных материалов, книг, научных разработок на русском и иностранных языках - к разработке четкой схемы направления материалов за рубеж в наши посольства, представительства Россотрудничества и иные структуры, для организаций соотечественников, обществ дружбы с Россией и т.д.
Помимо этого, необходимо отладить широкую экспертную работу по поддержке и продвижению российских внешнеполитических инициатив, разъяснению внутренней и внешней политики Российского государства. В настоящее время такая система фактически отсутствует, а дефицит различного рода информации о России в общественном мнении зарубежных стран ощущается весьма остро.
Еще один момент, на котором хотел бы остановиться, - проблема координации действий органов исполнительной власти, работающих на смежных направлениях. На практике мы зачастую сталкиваемся с дублированием функций между различными государственными структурами. Вследствие этого вместо концентрации усилий на главных направлениях и более эффективного использования выделенных государственным бюджетом на эти цели средств мы имеем распыление и даже межведомственную конкуренцию за полномочия и ресурсы. Вывод напрашивается сам собой - эту работу необходимо лучше структурировать, четко разграничить функции и задачи между профильными ведомствами, добиться синергетического эффекта от их работы, а не малопродуктивных «нахлестов».
Как видно даже из официального названия агентства, работа по содействию интеграционным процессам на пространстве СНГ, по поддержке соотечественников и развитию международного гуманитарного сотрудничества составляет основное содержание деятельности Россотрудничества. Между тем по первым двум векторам работы в бюджете агентства целевых, что называется «окрашенных» средств практически не имеется.
Что же касается развития международного гуманитарного сотрудничества, то и здесь в принципиальном плане ситуация не намного лучше. Если из общего объема финансирования в 2 млрд. рублей, выделенного на 2012 год, вычесть расходы на содержание представительств Россотрудничества за рубежом (а это львиная доля расходов, причем не на модернизацию, а на поддержание хотя бы на нынешнем уровне) и центрального аппарата, останется лишь скромная сумма в 300 млн. рублей. Это все, что есть у агентства на организацию программной деятельности в 73 странах мира. Половина этой суммы уходит на реализацию программы ознакомительных поездок в Россию молодых политиков, общественных деятелей из зарубежных стран. В текущем году в рамках этой программы нашу страну смогут посетить 500 человек, в следующем - 650-700, а с 2014 года - не менее чем по тысяче человек ежегодно. Считаем эту программу, безусловно, полезной. Уверены, что проект год от года будет давать все большую отдачу.
Но это лишь одна программа на одном направлении, причем масштаб ее явно не соответствует потребностям - нужно довести число участников до нескольких тысяч, приглашать будущих и нынешних молодых лидеров общественного мнения других стран к диалогу на наших площадках, чтобы формировать у них личное представление о России, не ограниченное не всегда объективными рамками зарубежных СМИ. На прочие же направления работы остаются буквально крохи.
Есть открытая статистика затрат ведущих стран мира - Великобритании, ФРГ, Франции, Испании, Китая. Расходы этих государств на содержание и обеспечение работы своих центров в мире, в том числе и России, по сравнению с аналогичными российскими расходами разнятся на порядки. И, к сожалению, это сравнение явно не в нашу пользу. Так, например, по данным 2011 года, бюджет Британского совета составил практически 1 млрд. долларов, немецкого Института имени Гёте - более 303 млн. долларов, испанского Института Сервантеса - 152 млн. долларов.
На сегодняшний день Россотрудничество представлено в 73 странах мира (всего 88 загранпредставительств, включая филиалы). В части из них сотрудники агентства работают в российских дипломатических миссиях. 51 центр размещается в собственных или арендованных зданиях. За период с 2009 года и по настоящее время открыты 11 новых российских центров науки и культуры (РЦНК) - в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Иордании, Испании, Италии, Киргизии, Молдавии, Словении, Таджикистане, Палестине. В текущем году мы планируем открыть центры в Лаосе, Венесуэле и Южной Осетии. В соответствии с программой развития центров до 2020 года у Россотрудничества они будут более чем в 100 странах мира, при этом в первую очередь расширится наша сеть в странах СНГ.
Следует иметь в виду и то, что ряд центров, начавших свою работу в предыдущие периоды или сохранившихся с советского периода, нуждаются либо в капитальном ремонте, либо в строительстве и приобретении новых помещений. Технические потребности самих центров, неудовлетворительное состояние и внешний вид российских форпостов культуры на фоне блестяще оснащенных центров других стран, центрально расположенных в современных комфортных зданиях, не только не работают на позитивный имидж страны, но, напротив, формируют ее устойчивый антиимидж.
Безусловно, главным приоритетом работы агентства является содействие развитию интеграционных процессов на пространстве СНГ. В этом контексте важнейшим проектом является разработка и реализация Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года. Решением Совета глав правительств СНГ Россотрудничество было назначено заказчиком-координатором этой программы и совместно с Высшей школой экономики разработало ее проект. На заседании Совета глав правительств СНГ в октябре
2011 года был принят проект программы, представленный Россотрудничеством. Документ включает в себя стратегические направления сотрудничества на пространстве СНГ: развитие межгосударственной кооперации в инновационной сфере, объединение научно-технологического потенциала, создание системы кадрового обеспечения, совместное использование инфраструктуры национальных инновационных систем, нормативно-правовое регулирование инновационного сотрудничества стран Содружества. Теперь начался новый этап реализации программы. Мы работаем на этом направлении совместно с РОСНАНО.
В соответствии с утвержденной Президентом России 14 июня 2007 года Концепцией участия Российской Федерации в содействии международному развитию Россотрудничество во взаимодействии с МИД России и другими федеральными ведомствами разрабатывает национальную программу содействия международному развитию. К настоящему времени практически определена структура программы.
Другим нашим важнейшим приоритетом является работа по поддержке российских соотечественников, проживающих за рубежом. Здесь главная проблема состоит в том, что работа по закрепленным за Россотрудничеством в рамках распределения с МИД функциям: культурно-просветительской направленности, укрепления позиций русского языка в среде соотечественников, реализации совместно с другими ведомствами и администрациями российских регионов федеральных и региональных программ поддержки соотечественников за рубежом, информационного обеспечения Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, - не обеспечена должным финансированием в бюджете агентства. Мы нередко слышим нарекания и просьбы в наш адрес со стороны соотечественников за рубежом, но весьма ограничены в возможностях идти им навстречу и сделать нашу работу на местах более масштабной и соответствующей реальным потребностям диаспор.
Агентство готово целенаправленно наращивать работу по сохранению российского духовного и культурного наследия за рубежом. Наши загранпредставительства являются инициаторами и организаторами открытия мемориальных знаков, памятников российской истории и культуры, на постоянной основе участвуют в работе по сохранению объектов духовно-культурного наследия. Среди мемориальных объектов - захоронения соотечественников на христианских кладбищах в Македонии (Битола, Зрзе и др.), Марокко (Рабат, Касабланка и др.), Тунисе (Тунис, Бизерта и Мензель-Бургиба), могилы в Греции, Италии и Турции. Вместе с тем сегодня у Россотрудничества нет целевого финансирования такого рода программ. Мы можем тратить на эти цели лишь средства, заработанные нашими представительствами за границей разрешенными видами деятельности (например, работа курсов русского языка). Этого явно недостаточно для полномасштабной работы на данном направлении.
Исключительно большое значение Россотрудничество придает реализации программ по поддержке и распространению русского языка за рубежом. Русский язык - еще далеко не в полной мере освоенный и не на 100% задействованный ресурс отечественной «мягкой силы». КПД наших усилий не всегда достаточен, поскольку больше сил тратится на сохранение того, что есть, без количественного прироста и качественной отдачи.
Теоретически мы говорим, как русский язык «велик и могуч», на практике же чаще ведем о нем речь как о языке «отступающем». А ведь мы на сегодня располагаем четвертым по распространенности языком мира (больше, например, арабского; но можно сравнить, сколько говорят об арабском мире и сколько - о русском), одним из официальных рабочих языков ООН, ОБСЕ, МАГАТЭ, ВОЗ и т.д., основным языком международного общения в странах бывшего Советского Союза...
Чтобы русский язык учили больше, недостаточно обеспечить предложение - нужно работать и над спросом. Знание русского языка должно стать важным фактором, способствующим, например, трудоустройству как соотечественников, так и представителей других народов (например, в совместных компаниях или филиалах), помогать в поступлении в российские вузы и, разумеется, становиться неотъемлемым элементом приобретения гражданства в упрощенном порядке.
Агентство объединяет усилия российских организаций, включая Министерство образования и науки, Международную ассоциацию преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), фонд «Русский мир» и другие, в проведении системной и целенаправленной деятельности по поддержке и продвижению русского языка как средства международного и межнационального общения, сохранению и расширению его позиций в мире, превращению в главный инструмент реализации российской внешней культурной политики. В 2009-2010 годах агентство активно участвовало в реализации Федеральной целевой программы (ФЦП) «Русский язык».
С 2011 года постановлением правительства России Россотрудничество совместно с Министерством образования и науки России утверждено государственным заказчиком ФЦП «Русский язык» на 2011-2015 годы. В международной части программы агентство отвечает за реализацию двух стратегических задач: поддержка русского языка как основы развития интеграционных процессов в Содружестве независимых государств и удовлетворение языковых и культурных потребностей соотечественников, проживающих за рубежом. В рамках реализации этих задач на базе наших центров науки и культуры организуются различные целевые мероприятия по поддержке и распространению русского языка, осуществляются поставки книг и пособий по русскому языку и русской культуре для национальных образовательных учреждений с преподаванием на русском языке.
Агентство является единственной государственной российской организацией, осуществляющей за рубежом на постоянной основе курсовое обучение иностранных граждан русскому языку. В период с 2009 по 2011 год количество курсов русского языка, организованных агентством в зарубежных странах, возросло с 54 до 80. В настоящее время они действуют на базе РЦНК и представительств в 46 государствах. Устойчивая положительная динамика характеризует рост общего количества их слушателей (2009 г. - 15 350 человек, 2010 г. - 16 850 человек, 2011 г. - 18 350 человек).
У нас есть немало идей на будущее, которые могли бы способствовать распространению русского языка, - создание мирового альянса русофонии (подобно франкофонии) для тех, кому интересно все связанное с Россией, ее культурой, русским языком; учреждение специального Института Пушкина как главной структуры в сфере обучения русскому языку за рубежом (по аналогии с институтами Гёте, Сервантеса, Конфуция и т.д.). Но это все темы для отдельного разговора, к которому хотел бы пригласить всех неравнодушных и заинтересованных лиц в России и за ее пределами.
В рамках развития международного гуманитарного сотрудничества наиболее значимым событием этого года станет перекрестный Год России и Германии, открытие программы которого состоялось в июне. Большие и разнообразные программы осуществляются в рамках празднования 1150-летия русской государственности и 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года.
В текущем году будет реализовываться запланированная нашими РЦНК программа культурно-гуманитарных мероприятий, интенсивность которой, по существу, определяется нашими финансовыми возможностями. Одновременно для повышения эффективности работы на этом направлении мы намерены расширять продвижение за рубежом российской национальной культуры в форматах, не требующих больших финансовых вложений. Здесь речь идет об активном задействовании площадок наших РЦНК для популяризации молодых талантливых российских художников и исполнителей, людей, с одной стороны, имеющих интересные работы и заинтересованных в расширении своей аудитории, представлении своего искусства за пределами России, а с другой - не избалованных славой в сравнении с профессиональными деятелями. Российские центры науки и культуры объективно могут являться отличными площадками для презентации возможностей субъектов Российской Федерации, а также для вузов, в том числе региональных, помогая им в предоставлении своих образовательных услуг, поиске партнеров и претендентов на обучение в России.
Будем также расширять практику презентаций музейных экспозиций. Весьма большие перспективы открывает и сотрудничество с российскими архивами. Словом, возможности для расширения работы имеются. Причем их немало и все они вполне реальные. В этих целях совсем недавно при Россотрудничестве был создан Совет по продвижению национальной культуры России за рубежом. Совет будет искать новые возможности и координировать всю работу на этом важнейшем с точки зрения интересов государства направлении.
Существенным направлением деятельности агентства, очевидно, является развитие общественной дипломатии. Пока здесь трудно говорить о больших достижениях. Можно критично относиться к работе на этом направлении в советский период в связи с ее идеологизированностью и излишней государственной «опекой» над ее участниками, но тем не менее система обществ дружбы с зарубежными странами, породненных городов работала, и вполне эффективно. Сегодня мы наблюдаем обратную крайность, когда государство самоустранилось из этой сферы и хоть какая-то активность поддерживается исключительно энтузиазмом одиночек, не опираясь на государственную организационную и финансовую поддержку. По этой причине, в частности, уже более 20 лет не могут в полной мере использовать свой богатейший потенциал Российская ассоциация международного сотрудничества (РАМС) и входящие в нее более 90 общественных объединений, включая российские общества дружбы с зарубежными странами.
В настоящее время в соответствии с поручением Президента России идет работа по созданию Российского союза обществ дружбы (РСОД) и возобновлению деятельности Дома дружбы с народами зарубежных стран в Москве. Несомненно, что воплощение в жизнь этих решений придаст импульс развитию работы в формате народной дипломатии. Тем обиднее, что реализация президентского поручения до сих пор тормозится финансовыми ведомствами, не учитывающими политических соображений, изложенных в поручении Президента России, разъяснениях министра иностранных дел, которые направлялись министру финансов.
Через систему наших центров мы можем также содействовать и продвижению за рубежом наших регионов, с десятью из них подписаны соглашения о долгосрочном сотрудничестве. Нами уже разосланы соответствующие предложения ко всем руководителям российских субъектов Федерации. Ожидаем, что они по достоинству будут оценены на местах, в частности применительно к региональным программам по поддержке соотечественников и развитию народной дипломатии, гуманитарным аспектам приграничного сотрудничества.
И еще одно направление - не последнее из наших задумок, на котором хотелось бы сделать акцент в рамках этой статьи, - это введение в действие широкой сети видеоконференцсвязи (ВКС) на базе наших РЦНК. Безусловно, это задача не одного года. Ее решение потребует определенных и, может быть, даже значительных средств. Однако отдача обещает быть весьма ощутимой. Посредством этой сети возможно в электронном виде реализовывать самые различные проекты: и образовательные, и культурно-гуманитарные, и информационно-познавательные. При помощи этих технологий в российское культурно-информационное пространство, в прямой диалог с российским обществом может быть вовлечена самая широкая зарубежная аудитория во многих странах мира. Начало реализации этого проекта уже положено. В настоящее время такая система уже внедрена на базе шести представительств. В текущем году к данному проекту будут подключены еще восемь РЦНК, что позволит покрыть все пространство СНГ. Однако наша цель - распространить систему ВКС на все наши центры.
В рамках одной статьи сложно дать все оценки, рассказать обо всех проблемах и замыслах. Вместе с тем, как представляется, основные контуры большого, комплексного и весьма актуального (с учетом возрастающей роли «мягкой силы» в межгосударственных отношениях) проекта, именуемого Россотрудничеством, понятны. Но мы не сможем развивать нашу деятельность только на основе идей и усилий, что называется, на кабинетном уровне. Россотрудничество открыто к общественному диалогу, ждет его, и поэтому любые конструктивные и заинтересованные советы и предложения по решению государственных задач, решаемых ведомством, будут только приветствоваться. Ради чего, собственно, и подготовлена настоящая статья.