Проблему неграждан Эстонии надо было решить позавчера

28.03.2014

Предлагаем вашему вниманию комментарий директора Центра информации по правам человека Алексей Семенов о существующем в Эстонии официальном институте массового безгражданства.

Прежде всего, обладатель серого паспорта – это апатрид, лицо без гражданства. Между тем, право на гражданство упоминается во Всеобщей декларации прав человека ООН (статья 15), таким образом это относится к основным правам человека. В статье 7 Конвенции ООН о правах ребенка еще раз оговаривается такое право. Существует специальная Европейская конвенция о гражданстве, где развернуто представлены и право на гражданство, и обязанность каждой страны избегать массового безгражданства, и дается простое и четкое определение: «гражданство» означает правовую связь между отдельным лицом и государством без указания этнического происхождения этого лица».

Основные права человека никем никому не «даются»: человек обладает ими просто в силу того, что он существует. Зато их можно отнять, что означает явное ущемление и нарушение прав человека. Это было ясно с самого начала, и многочисленные эксперты начиная с 1993 года постоянно указывали на ненормальность ситуации в Эстонии. При этом прием Эстонии и Латвии в разные европейские и международные организации состоялся несмотря на такие факты несоблюдения основных принципов эти самых организаций. По политическим причинам, и в силу привычного лицемерия, перефразируя известное выражение (кажется, Эйзенхауэра) – «свинство, конечно, но это же наш юный свин». Кажется, не прошло и 25 лет, как юному свину предложено закончить эти шалости?

Кстати, о нарушении прав человека. Года три назад я имел случай рассказать о том, как воспринимают безгражданство в США, если политические игры отсутствуют. Томас А. Варлан, Федеральный окружной судья Восточного округа штата Теннесси, разбирая дело выходцев из Эстонии нашел, что они «стали жертвами политики Эстонии». Поскольку «сам факт того, что человек лишился гражданства в силу принадлежности к какой-то группе, может считаться преследованием, даже если никакого дополнительного ущерба не последовало». В этом знаменательном решении цитируются прежние судебные прецеденты, связанные с апатридами, прекрасно иллюстрирующими международное отношение к ситуации «серопаспортников». Безгражданство – это «состояние, предосудительное для международного содружества демократий»; суть его – «полное разрушение статуса человека в организованном обществе»; «апатрид теряет право иметь права»; «беда не в потере каких-то отдельных прав, а в потере воли и способности общества гарантировать какие-либо права». И так далее.

Кстати, эстонские оппоненты любят полагать, что наивные западные эксперты Марта Лаара не читали, и не понять им нашей трагической истории. Судья Варлан специально прочел. Но не впечатлился: «признавая гражданство лишь за теми, кто был гражданами до 1940 года, и за их потомками, Эстония манипулировала правилами о гражданстве с тем, чтобы исключить русских, иммигрировавших во времена советской оккупации. Эти ограничения касались даже тех жителей, которые родились в Эстонии… Хотя возврат Эстонии к гражданству до 1940 года не упоминал о национальности, политика в сфере гражданства включала в себя „непреодолимый этнический элемент“». То есть дискриминацию.

Так что да, проблему пора решить. Позавчера.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии