Проблема соблюдения прав российских соотечественников в странах Прибалтики остается приоритетной для Москвы

19.09.2014

Предлагаем вашему вниманию интервью Уполномоченного МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константина Долгова, опубликованное в газете «Вести сегодня» (Рига) 16 сентября 2014 года.

- Константин Константинович, на каких площадках Россия сейчас озвучивает проблему нарушения прав человека в Прибалтике?

- Мы продолжаем это делать уже на протяжении длительного времени – в первую очередь в ООН, ОБСЕ, Совете Европы, Совете ООН. Работаем с УВКПЧ, БДИПЧ ОБСЕ, Верховным комиссаром ОБСЕ по вопросам нацменьшинств А.Торс, с которой я лично поднимал вашу тему. Ваш покорный слуга баллотировался на пост Верховного Комиссара по правам нацменьшинств ОБСЕ, и этот вопрос был для нас профильным. Кроме того, регулярно обсуждаем этот вопрос с Верховным комиссаром по правам человека Совета Европы Н.Муйжниексом. В Парламентской Ассамблее Совета Европы сейчас ситуация непростая, но и там ставили и будем ставить.

Так что – институтов много, и везде мы стараемся действовать максимально эффективно, в том числе в рамках Европейского суда по правам человека. Насчет массового безгражданства обращались и к Верховному комиссару ООН по делам беженцев, который уделяет немалое внимание проблематике безгражданства.

- При нынешней международной конъюнктуре, когда России самой приходится защищаться по всем азимутам, насколько продуктивным Вам кажется апелляция к мировому сообществу относительно русского вопроса в трех странах ЕС и НАТО?

- Во-первых, нам есть что сказать в ответ. Мы не боимся никаких дискуссий, и наши аргументы пользуются достаточно широкой, растущей поддержкой международного общественного мнения. В том числе и в странах Западной Европы и США.

Нарушения прав человека, целых этнических групп, национальных меньшинств – один из важнейших правозащитных аспектов в повестке дня всех профильных международных организаций. Есть соответствующие конвенции ООН, обязательства в рамках Совета Европы; рядом стран, в частности, прибалтийскими, они нарушаются систематически. В документах Европейского союза также много риторики о соблюдении прав национальных меньшинств, но серьезной реакции на их нарушения в Латвии, Эстонии и в Литве, так, кстати, как и на Украине, со стороны ЕС как не было, так и нет.

А то, что происходит на Украине, только усиливает нашу обеспокоенность. И, надеюсь, всей конструктивно настроенной мировой общественности. Проблемы-то очень схожие – нарушаются базовые права и свободы человека. Понятно, что в Прибалтике гражданское население власти не убивают – но есть проблемы с нарушением фундаментальных политических, гуманитарных, экономических, культурных прав. Их адекватное обеспечение для всех жителей страны, в частности на Юго-Востоке, это то, о чем сейчас должны договариваться стороны украинского кризиса.

Мы, кстати, не называем русских там национальным меньшинством. Какое уж там меньшинство, когда не меньше половины жителей Украины считают русский своим первым языком. Украинский кризис не затушевывает, но, наоборот, заостряет все те острейшие проблемы в сфере прав человека, которые мы поднимаем и поднимать будем.

Очень важна борьба с безнаказанностью, что актуально для прибалтийских стран в контексте неонацизма. Где наказание за те радикальные выходки, которые периодически совершаются не только в отношении памятников воинам-освободителям, но и к обычным, не поддерживающим неонацистские шабаши, людям в Эстонии, в Латвии? Где реакция властей? Продолжается обеление, попытки выгородить неонацистов и экстремистов.

Мы не считаем, что ситуация с правами человека в Прибалтике уходит на задний план. Сотни тысяч русскоязычных людей – часть Русского Мира. Мы не делим его на «более» или «менее» приоритетные зоны. Так что не должно быть опасений, что ситуация с правами человека в Прибалтике отойдет на задний план. Наша позиция остается неизменной. Президент, Министр иностранных дел России постоянно затрагивают ее в публичных выступлениях.

- Если говорить о внешнеполитической стратегии России: не собираетесь ли вы вернуться к «пакетному принципу», увязке экономических отношений с правами русской общины?

Мы против любых увязок. Исходим из универсальности международных обязательств в сфере прав человека: они должны выполняться всеми странами без исключения! Ведь все три страны Прибалтики присоединились к соответствующим международным конвенциям по правам нацменьшинств. Правда, в случае Латвии и Эстонии – с существенными оговорками, которые, по сути, нивелируют их участие в конвенциях. С этим мириться нельзя. Мы считаем, что власти этих стран должны выполнять все международные обязательства.

Россия поддерживает организации соотечественников, которые борются за законные права русскоязычного населения в Латвии, Литве и Эстонии – и будет далее это делать. У нас есть соответствующие дипломатические и правовые инструменты, и мы их задействуем – я хочу подчеркнуть – в полном соответствии не только с Конституцией и законодательством России, но и с международными обязательствами нашей страны.

Мы убеждены: обеспечение всего комплекса законных прав и интересов русскоязычного населения в Прибалтийских государствах в конечном итоге будет работать на укрепление стабильности и процветание этих стран. Поэтому все усилия, направленные на содействие решению этих задач, должны, по логике, приветствоваться правительствами этих стран.

К сожалению, на практике мы имеем иное отношение, поэтому будем дальше задействовать правовые средства, чтобы негативным тенденциям противодействовать – а позитивные поощрять. Примером тому - сегодняшняя рижская конференция, «на полях» которой у меня состоялись полезные встречи с представителями ряда русскоязычных организаций Латвии.

Будем и дальше работать конструктивно, не вмешиваясь во внутренние дела суверенных государств. Вопросы соблюдения прав наших соотечественников, в частности – в Прибалтийских странах, считаем абсолютно приоритетными.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии