Власти Украины (или какая-то их часть) давно примеривали на свою страну «прибалтийскую матрицу», когда пособники нацистов объявляются героями, а всё русское и советское — враждебным. Только военные действия в Донбассе и страшная трагедия в Одессе показывают, что украинские неонацисты опередили своих прибалтийских «единомышленников».
Опередили, ибо при всём ужасе происходящего в современных Латвии и Эстонии кровь реками не льётся. А на выходе получается, что жёсткий вариант «прибалтийской матрицы» ведёт Украину к распаду. Параллель между политическими процессами на Украине и в Прибалтике напрашивалась давно. После распада СССР героями Галиции и Западной Волыни стали бойцы ОУН-УПА и дивизии СС «Галичина». Памятники ставили Степану Бандере, Роману Шухевичу и иже с ними. В Латвии и Эстонии к «борцам за свободу» также причисляли бывших эсэсовцев, в Литве таковыми объявили «лесных братьев». Над красноармейцами и красными партизанами устраивали показательные процессы, а тем, кто воевал бок о бок с нацистами, возводили монументы.
Переписывание истории шло полным ходом и в Прибалтике, и на Украине. Факельные шествия неонацистов, выплаты пособникам гитлеровцев — тоже. Разница заключалась в том, что антисоветский, антироссийский, а то и откровенно русофобский угар захватил (в той или иной степени) большую часть представителей титульных наций Прибалтики. На Украине же до поры до времени национализм «гнездился» в пяти западных областях. Даже в центре, который пророссийским не назвать, он был в явном меньшинстве.
Первым президентом, кто попытался применить «прибалтийскую матрицу» в общеукраинском масштабе, стал Виктор Ющенко. Борьба с русскими школами и вузами, переписывание истории по прибалтийскому образцу существовали и при Леониде Кучме, но не в столь откровенной форме. А тут началось... Объявление героем сначала Шухевича, потом Бандеры. Воспевание четырежды предателя гетмана Ивана Мазепы, палача многих мирных людей (и русских, и евреев, и украинцев) Симона Петлюры. Но в итоге подавляющее большинство украинцев подобный курс отвергли.
Однако по сравнению с тем, что происходит на Украине теперь, Ющенко можно назвать «голубем». Он не сажал в таких количествах пророссийских активистов, и тем более не посылал против несогласных с его режимом танки. Да и идейные последователи нацизма в Прибалтике кажутся гуманистами рядом с «Правым сектором». Они танками демонстрации русских не давили. Даже приснопамятный снос «Бронзового солдата» в Таллине, завершившийся побоищем, привёл к гибели одного человека. Задержанных защитников Воина-освободителя держали на асфальте в Таллинском порту, но всё равно по 15 лет никому не светило.
А ещё в Латвии и Эстонии существуют паспорта «неграждан». Наличие такого института очень нравится лидеру партии «Свобода» Олегу Тягнибоку, который ещё с трибуны Майдана призывал лишить русскоязычное население гражданства. Его соратница по партии Ирина Фарион и вовсе сочла русскоязычных «оккупантами, которых нужно уничтожать». Лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош ещё в феврале пообещал зачищать Юго-Восток. И началось. Началось такое, что Прибалтика просто отдыхает.
Убийства и похищения противников Майдана происходят чуть ли не каждый день. Одесса, Харьков, Днепропетровск, Запорожье, Николаев, Донецк, Луганск... Изоляторы СБУ уже просто переполнены. А ведь и в центре, и даже на западе страны есть противники Майдана. Им ещё тяжелее, поскольку опора среди населения уже. У компартии подожгли штаб-квартиру. Её, Партию регионов и «Русский блок» хотят запретить. Всё-таки «русские» партии в Прибалтике так не давят, хотя им там тоже приходится нелегко.
Операция против недовольного населения в Донбассе с использованием тяжёлой артиллерии, бронетехники и авиации — это уже не Прибалтика. При всём кошмаре положения русскоязычного населения там, при всех восхвалениях нацистов у представителей русского населения тех же Даугавпилса или Нарвы, где они полностью преобладают, всё-таки не было повода взяться за оружие. С ними власти почти не разговаривают, но не убивают. А здесь на мирных людей напустили армию, Национальную гвардию, «Правый сектор». Они что — должны ждать, когда их расстреляют? Вот и пришлось жителям Донбасса вооружаться.
Что ждёт всех несогласных с курсом на усиленную украинизацию и бандеровщину — показали события 2 мая в Одессе. Можно сколько угодно спорить о том, кто затеял предшествующую жутким событиям в Доме профсоюзов драку — о ней скоро забудут. А забыть сожжение заживо более 40 человек только за то, что они носили георгиевские ленты и хотели федерализации — это уже не современная Прибалтика. А когда добивали раненых, не давали подъехать «скорым» и «пожарным», грабили погибших противников майдана — это уже за гранью.
Потом власти попытались обвинить во всём Россию и самих жертв трагедии, в крайнем случае — МВД. А сторонники Майдана в соцсети одобрительно улюлюкали. «Не мешайте чистить страну от сепаратистов... Это не люди давно». «В Запорожье замесили колорадов, а в Одессе — запекли». Юлия Тимошенко, власти Одесской области фактически оправдали действия тех, кто вёл себя как подлинные эсэсовцы. А погибших и обожжённых людей обзывали «террористами». Тот же бывший премьер Эстонии Андрус Ансип при разгоне защитников «Бронзового солдата» много чего себе позволил, но не такое.
Сравнивать политических противников с колорадскими жуками, некой биомассой — это уже чистый нацизм. Да и методы его никуда не делись. Происходившее в Одессе уже сравнивают с сожжением жителей белорусской деревни Хатынь в 1943 году, которым занимались как раз украинские националисты. Можно также вспомнить резню поляков на Волыни, резню русофилов в Галиции, убийства коммунистов и колхозников, истребление евреев в местечках Западной Украины. Всё происходило примерно тем же образом, что и в Одессе 2 мая 2014 года.
Как получилось, что нынешние приближённые к украинской власти каратели перещеголяли прибалтийских неонацистов? Вероятно, ответ таков. Латышам и эстонцам не надо доказывать, что они не русские. У них другой язык, другая вера, другие корни. Украинцы же (даже в Галиции) — наследники общей древнерусской купели. Грань между русским и украинцем часто не проведёшь. Так что иного способа доказать, что ты не русский, у многих просто не остаётся. Убить за симпатии к России и антипатии к бандеровцам...
Но захотят ли жить на такой Украине жители того же Донбасса, Одессы, Харькова, Днепропетровска? А русины и венгры Закарпатья, румыны Буковины? В Прибалтике можно плохо, но жить. А в нынешнем украинском государстве? Нельзя превратить жителя Луганска в жителя Ивано-Франковска. Они всегда останутся разными — и по языку, и по вере, и по менталитету. Силой навязывать что-то бесконечно нельзя. Давно известно, что насильно мил не будешь. Сие правило работает и в обычной жизни, и в политической.
В итоге дело идёт к тому, что «прибалтийская матрица» ведёт Украину к неминуемому распаду. Тем более, что украинские неонацисты, погрузившие собственную страну в кровавый хаос, зашли куда дальше, чем их идейные собратья в Прибалтике.