Официальный представитель МИД России М.В.Захарова: О 34-й сессии Межправительственного совета Международной программы развития коммуникации

27.11.2024

Официальный представитель Министерства иностранных дел Российской Федерации Мария Захарова на брифинге поделилась своими мыслями о 34-й сессии Межправительственного совета Международной программы развития коммуникации, которая прошла в Париже с 21 по 22 ноября:

 Всеми вопросами соблюдения прав журналистов, защиты свободы слова и вообще сдерживания от агрессивных действий различных «горячих и больных голов» (в первую очередь, на Западе) должны заниматься международные, межправительственные организации, и те, которые, с одной стороны, являются общественными, но уже имеют мировой масштаб своей деятельности. Но, к сожалению, если говорить о специализированных структурах, имеющих межправительственный характер, то там работа блокируется даже по направлению обеспечения свободы слова и защиты прав журналистов. Почему? Эта тема крайне политизирована. Это важно понять, потому что «коллективный Запад» не может допустить правды, фактов, которые есть в арсенале у корреспондентов стран Мирового большинства. При этом этих фактов нет у мейнстримовых или, можно сказать, «карманных» (хотя и крупных) средств массовой информации на Западе, которые, как мы видим, четко встроены в политическую колею и не могут выйти за ее пределы.

На прошлом брифинге говорили о ситуации вокруг ЮНЕСКО. Начали говорить об ОБСЕ еще год назад. Теперь это делать бесполезно, потому что этот институт себя не только дискредитировал, но и абсолютно парализован. Имею в виду, спецпредставителя ОБСЕ по свободе слова.

Но осталась крупная Организация с историей, отмечающая юбилей – ЮНЕСКО. В ней есть целое направление, связанное как раз с защитой свободы слова, прав журналистов и безопасности. Говорили о том, что начинает работать 34-я сессия Межправительственного совета Международной программы развития коммуникации. Она должна была рассмотреть доклад Гендиректора ЮНЕСКО О.Азуле о ситуации с безопасностью журналистов.

Всё это обернулось колоссальным скандалом, потому что представленный доклад г-жи О.Азуле оказался «фейком». Он оказался не просто ложным, а как раз собранием небылиц и якобы фактов, представляющих собой то, с чем, собственно говоря, ЮНЕСКО должна бороться – «фейк-ньюс».

Мы постоянно поднимаем тему сознательного бездействия профильных международных структур (в данном случае ЮНЕСКО) и её Гендиректора О.Азуле в отношении преступлений киевского режима против журналистов. Предупреждали, что упорное замалчивание терактов, жестоких убийств, покушений на сотрудников российских СМИ (не только граждан России, но и других стран) станет предметом детального разбора на всех без исключения тематических площадках Организации. В Секретариате ЮНЕСКО, между тем, годами продолжали надменно игнорировать наши обращения. Мы постоянно направляли материалы по официальным каналам с соответствующей статистикой, именами и фактами. Но те игнорировали эту информацию о зверствах украинских нацистов против представителей российской (и не только) медиасферы. Такой грубый отход от принципов беспристрастности и систематическое нарушение возложенного на нее государствами-членами мандата обернулись в итоге для г-жи О.Азуле катастрофическими репутационными издержками в ходе состоявшейся 21-22 ноября с.г. в Париже 34-й сессии Межправительственного совета Международной программы развития коммуникации (МПРК).

Как уже сообщали ранее, на этом мероприятии планировалось принять проект доклада Генерального директора ЮНЕСКО по теме безопасности журналистов и проблеме безнаказанности за преступления против них, охватывающий период 2022-2023 гг. Накануне мероприятия поднялась буквально волна возмущения – не только со стороны МИД России, но и профессионального сообщества нашей страны, СМИ и их профсоюзов. Она выразилась в шквале обращений на имя руководителя Организации в связи с полным отсутствием в документе неоднократно упомянутых в публичном пространстве и неупомянутых в докладе убитых киевским режимом российских журналистов и военкоров. Несмотря на мощный общественный резонанс в отношении откровенно возмутительного пренебрежения исполнительной структурой своими прямыми обязанностями и граничащим с шулерством подходом к подготовке таких значимых документов, в Париже (имею в виду штаб-квартиру ЮНЕСКО) предпочли внести на рассмотрение МПРК проект в неизменном виде. Возможно, у них технически не хватило времени или они подумали, что и так сойдёт. Ведь столько лет им это «сходило с рук». Видимо, там рассчитывали, что обсуждение обойдется без острой полемики и пойдет «по накатанной дорожке», а сам доклад удастся «продавить» за счет засилья западников как в составе Межправсовета, так и в Секретариате ЮНЕСКО. Не вышло.

Российская делегация категорически отвергла перспективу утверждения этого пропитанного политизированной фальшью документа без его отзыва для кардинальной переработки, потребовала разъяснений в отношении никем не утвержденной «методологии» его подготовки, когда за основу берутся не данные от государств-членов, а некие «вклады» со стороны политически ангажированных НПО. Осудили беспринципное поведение Гендиректора О.Азуле, а также демонстративное неисполнение ею своих прямых обязанностей. Дали понять, что ни в какой форме не станем соглашаться с «документом», представляющим собой фактически источник распространения дезинформации о глобальной ситуации в сфере безопасности журналистов. Обозначили готовность, если дело дойдет до этого, даже в одиночестве голосовать против его одобрения. Да, в данном случае и один в поле воин.

Вместе с тем, как мы и предполагали, в одиночку опротестовывать этот одиозный опус нам не пришлось. За нами встали все, кто хотел, но не имел возможности все эти годы высказать всё, что «накипело». Множество стран Глобального Юга, как выяснилось, имеет аналогичный набор претензий к Секретариату и лично Генеральному директору за многолетнее манкирование своего служебного долга, подтасовки и мухлёж со статистикой. Поднявшаяся вслед за нашими выступлениями мощная волна критики из зала заседаний в адрес исполструктуры и её «продукта», развернувшиеся за ней разгоряченные дебаты вокруг проекта и «запускающего» его решения МПРК фактически «сломали» график мероприятия, которое, видимо, должно было пройти на «ура», не вдаваясь в суть происходящего в мире, и продлились до его завершения, оставив «за бортом» с десяток пунктов повестки дня. Почему? Потому что нужно было честно работать, на совесть, нужно было выполнять мандат и предоставлять не фейковый документ, а возможность странам действительно увидеть реальные цифры в этом докладе.

В итоге проект скандального доклада О.Азуле в представленной редакции не утвержден, не одобрен, сессия завершилась беспрецедентным отсутствием решения по данному документу. Теперь, помимо усилий по восстановлению к себе доверия, секретариату придется заниматься подготовкой возобновленной сессии МПРК. Хотя г-жа О.Азуле не изволила почтить своим присутствием заседание Межправсовета, нет сомнений, что его последствия для своего реноме она ощутит в полной мере. Это действительно позор и провал работы Гендиректора ЮНЕСКО.

Наша принципиальная позиция на мероприятии позволила вынести в публичную плоскость огромный пласт накопившихся за многие годы проблем с подотчетностью исполнительных структур и их нейтральным статусом в свете плохо скрываемого покровительства и кураторства со стороны западных стран. Они привыкли не только давать деньги и «заказывать музыку», а теперь еще и вообще не платить даже за свое членство в Организации, но при этом настаивать на той «музыке», которая нравится только им.

Позорными проявлениями отчаянных попыток «не выносить сор из избы» стали невыдача виз представителям российской делегации, необоснованный запрет на допуск в залы заседаний российских журналистов, переговорные маневры западников вокруг проектов документов с целью расфокусировать дискуссию и подменить предмет обсуждения. Вы только вдумайтесь: не пустили журналистов на открытое заседание органа структуры ЮНЕСКО, которое занимается темой журналистов. Вы видели где-нибудь такое? Да, в ЮНЕСКО 2024 г. «разлива».

Всё это – симптомы «коррозии» универсальных международных структур под воздействием «миропорядка, основанного на правилах». Сессия наглядно показала, что сплоченный и единый голос стран, не готовых мириться с таким «порядком», способен на деле приводить к позитивным изменениям. На каждый такой случай самоуправства со стороны беззаветно равняющихся на мнение «коллективного Запада» международных чиновников найдется адекватный ответ.

Это не просто принцип ради принципа. Это принцип защиты памяти тех, кто пал, выполняя свой служебный долг. Кому стреляли в спину, кого взрывали, чьими именами прикрываются, в том числе и на международных площадках, не называя их фамилий, а говоря просто о безопасности журналистов. Но на деле почему-то, забывая как их зовут и не внося в статистику, и самое главное, не называя откуда шел удар, кто в них стрелял, и кто их «заказывал».

Безусловно, весь массив проблем, связанных не только с сектором коммуникаций ЮНЕСКО, но и в целом с ситуацией в сфере безопасности журналистов, защиты их от произвола «продвинутых демократий» и от преступных посягательств их «выкормышей» на Украине, далек от разрешения. Прекрасно это понимаем и продолжим работать. Для нас это есть и будет одним из приоритетов в работе, в том числе на направлении ЮНЕСКО.

Приложим все усилия, чтобы не допустить использования таких авторитетных международных структур для решения конъюнктурных политических задач в интересах узкой группы агрессивно настроенных стран в ущерб интересам других. Не позволим принять такой доклад без его тщательной корректировки, будь то на пока не назначенной возобновленной сессии МПРК или в каком-либо другом формате. Вместе с единомышленниками будем настойчиво добиваться выполнения Гендиректором своего мандата во всей его полноте, отстаивать истинные (а не ложные) идеалы и принципы Организации.

Другие статьи по теме

Последние новости

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии