Недемократическая и недружественная России – это о современной Латвии

4 мая правящий класс Латвии отметил очередную годовщину принятия 4 мая 1990 г. Верховным Советом Латвийской ССР Декларации о восстановлении независимости Латвийской Республики. А в августе 2021 г. состоится празднование 30-летия повторного обретения Латвией в ХХ веке своей независимости.

В Декларации 4 мая 1990 г. Верховный Совет объявил, что становится «на путь восстановления свободной, демократической и независимой Латвийской Республики». Спустя 31 год можно утверждать, что на самом деле в Латвии построено недемократическое и с явными признаками тоталитарного политического режима государство.

Утверждать это позволяют:

- сохранение в Латвии массового безгражданства и проведение псевдовыборов в органы власти при отсутствии всеобщего избирательного права;

- иностранный статус исторически традиционного для Латвии русского языка и ликвидация исторически традиционного для Латвии образования на русском языке, последовательная реализация политического курса на насильственную ассимиляцию национальных меньшинств;

- все новые ограничения свободы слова и преследование журналистов, сотрудничающих с независимыми российскими СМИ;

- пересмотр итогов Второй мировой войны и обеление нацистских военных преступников и нацистских коллаборационистов;

- русофобия как государственная идеология.

Такой итог тридцатилетнего политического развития Латвийского государства не является случайным, он был предопределен уже в 1990 г. отрицанием норм действующего международного права и идеологией реваншизма и нацизма, которые были положены в основу текста декларации.

Ее ключевым тезисом стал тезис об «оккупации» Латвии Советским Союзом в 1940 г. При этом почему-то не упоминается, что этот тезис об получил распространение именно в период нацистской оккупации Латвии в 1941-1944 гг. и именно с подачи пропагандистской машины нацистской Германии.

Принятие именно такого текста Декларации о восстановлении независимости Латвийской Республики – прямая заслуга западной латышской эмиграции, радикальную часть которой представляли сторонники этнократического режима К. Ульманиса и бывшие нацистские коллаборационисты периода нацистской оккупации Латвии.

Уже в 1991 г., т.е. сразу после повторного в ХХ веке получения из рук России независимости, Латвия объявила себя верным союзником США. И это также не было случайностью. Ведь именно США предоставили убежище многим сторонникам довоенного этнократического режима Латвии и бывшим нацистским военным преступникам и нацистским коллаборационистам и именно на территории США на протяжении многих десятилетий сохранялась идеология расизма как основа идеологии нацизма. И объявление Латвии верным союзником США было лишь платой западной латышской эмиграции за поддержку в предыдущий период.

Вовсе не случайно и то, что вместе с Латвией в круг новых сателлитов США сегодня входят именно те страны, в которых в канун Второй мировой войны широкое распространение получили идеи радикального национализма и нацизма. Кроме стран Балтии, это   Польша, Чехия, Болгария и др.

Сегодня страны Балтии, включая, разумеется, и Латвию, прилагают максимум усилий, чтобы продемонстрировать Вашингтону свое негативное отношение к соседней России, одновременно наращивая комплекс мер, направленных на политическую и историко-культурную реабилитацию нацизма и на усиление политики репрессий против национальных меньшинств, которые выражают свое категорическое несогласие с политикой возрождения нацизма.

Ключевой проблемой политического развития современной Латвии было и остается сохранение института массового безгражданства. Латвийское государство не сможет вернуться к демократическому политическому развитию до тех пор, пока существует институт массового безгражданства.

Еще 8 ноября 2002 г. Парламентская ассамблея Совета Европы, оценивая прошедшие в Латвии выборы 6-го сейма, сделала вывод, что из-за сохранения массового безгражданства в стране сформировался долговременный дефицит демократии. К такому же выводу пришла и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, давая оценку состоявшимся в октябре 2006 г. выборам в 7-й сейм.

Понимать определение «долговременный дефицит демократии» можно по-разному. И как то, что в Латвии демократия существует только для части населения, и как то, что выборы в органы власти в Латвии являются, по сути, псевдовыборами, а избранная по их итогам власть не может претендовать на демократическую легитимность в соответствии с принятыми в Европе стандартами демократических выборов.

Понятно, что международная оценка выборов в Латвии не предполагает оценки всего политического режима Латвийского государства, а затрагивает важную, но лишь одну из частей его деятельности. Однако неоднократные заявления аккредитованных в Риге иностранных посольств, которые были сделаны в связи с ежегодными маршами сторонников Латышского добровольческого легиона ваффен СС 16 марта, а также иными проявлениями нацизма и расизма в Латвии, позволяют говорить и о том, что политическая жизнь Второй Латвийской Республики характеризуется сегодня также проявлениями нацизма и расизма.

Политическую основу современного Латвийского государства составляет этнократический политический режим, в основе которого лежит не просто идея превосходства титульной нации над нетитульными, но задача строительства т. н. «латышской Латвии», или «Латвии для латышей», т. е. Латвии без нелояльных национальных меньшинств!

Изгнание с территории Латвии в 1944-1945 гг. немецко-фашистских захватчиков и восстановление на всей территории республики советской власти препятствовали распространению идеологии национализма и нацизма вплоть до конца 1980-х годов. Здесь сформировалась советская государственность без видимых проявлений радикального национализма, а строительство социального государства при одновременной поддержке латышского языка и латышской национальной культуры привело к заметному росту уровня жизни и численности латышской нации в 1960-1980-е гг.

Среди причин, которые привели к отмене советской государственности, следует назвать следующие причины:

а) замалчивание истории Первой Латвийской Республики, а также преступлений местных латышских коллаборационистов и Латышского добровольческого легиона ваффен СС, что привело к идеализации частью латышского населения и истории Первой ЛР, и периода нацистской оккупации Латвии;

б) административно-командное управление экономикой Латвийской ССР и запрет на частную хозяйственную деятельность, что не способствовало росту уровня жизни населения;

в) незначительность связей различного характера между республиками СССР и странами Запада, что привело к формированию у части населения иллюзий относительно преимуществ капиталистического строя;

г) использование странами Запада в течение всего периода с 1945   по 1991 г. нацистского тезиса об «оккупации» Латвии СССР в 1940 г. для идеологической борьбы с Советским Союзом. В Латвии этот тезис не только сохраняет политическую и идеологическую актуальность, но составляет основу идеологии и политической практики современного политического режима. И это при том, что сам тезис об «оккупации» Латвии Советским Союзом в 1940 году и с 1945 по 1991 г. на уровне международного права не признан;

д) грубейшие ошибки в процессе реформ во второй половине 1980-х гг., которые в итоге и привели к политической дезинтеграции СССР.

В условиях значительной финансовой поддержки печатных изданий Народного фронта Латвии со стороны стран Запада в 1988-1991 гг. тезис об «оккупации» Латвии стал своеобразным ледоколом, расколовшим население страны по национальному признаку. Псевдоправдивость этого тезиса и лживые обещания, что в независимой Латвии будет гарантировано соблюдение прав всех ее жителей, независимо от национальности, обеспечили безусловную победу Народного фронта на состоявшихся 18 марта 1990 г. последних всеобщих выборах.

Политические силы, которые пришли после этого к власти, лишь на словах были заинтересованы в строительстве демократического государства. На самом же деле началось восстановление этнократического политического режима с явными элементами нацизма. Пошел процесс политической и историко-культурной реабилитации идеологии и практики нацизма. В качестве примеров здесь стоит назвать перезахоронение на Братском кладбище в Риге нацистских военных преступников Рудольфа Бангерскиса и Волдемарса Вейса, принятие Сеймом Латвии 29 октября 1998 г. Декларации о латышских легионерах во Второй мировой войне, ежегодные марши сторонников латышских легионеров ваффен СС, войну с советским воинским мемориальным наследием. Но не только. В этом ряду – идеология русофобии, которая де-факто определяет отношения с соседней Россией и проживающей в Латвии русскоязычной общиной.

Сегодня в политической жизни Латвийской Республики ничто не свидетельствует о возможной демократизации существующего политического режима. Напротив, в условиях значительного ухудшения отношений так называемого коллективного Запада, неотъемлемой частью которого сегодня являются и страны Балтии, с Россией правящий класс Латвии вполне может пойти на окончательное уничтожение еще сохраняющихся остатков демократии. Как противостоять этому процессу?

Первое. Нужно на международном уровне требовать запрета деятельности тех политических сил, которые пропагандируют идеологию расизма и нацизма. А их немало. Политолог Нил Муйжниекс (ранее латвийский министр общественной интеграции, позднее глава ЕКРН) в 2005 г. оценил, например, ультраправую политическую организацию Райвиса Дзинтарса «Все для Латвии!» как расистскую организацию. И не случайно, ведь идеология партии – это построение национального государства, культурная ассимиляция нелатышей и создание самодостаточной экономики.

В 2010 г. «Все для Латвии!» объединилась с ультраправой политической партией «Отечеству и свободе/ДННЛ». В 2013 г. Национальное объединение было преобразовано в единую партию. В настоящее время эта партия фактически полностью идеологически контролирует деятельность сейма и правительства.

Второе. Нужно на международном уровне добиваться признания того, что массовое безгражданство – это расизм, что оно ведет к недемократическим выборам, а недемократические выборы приводят к образованию нелегитимных органов власти, которые принимают нелегитимные решения. Последний пример такого рода – состоявшиеся 29 августа 2020 г. выборы в Рижскую думу. В Риге на 1 июля 2020 г. насчитывалось 109 511 неграждан, или 15,9 % всего населения города, которые не имели право участвовать в выборах.

5 июня с. г. состоятся очередные псевдовыборы в местные органы власти, в которых свыше 100 тысяч постоянных жителей также не смогут принять участие.

Междунродное сообщество не должно признавать демократическими и легитимными органы власти, которые избраны в условиях отсутствия всеобщего избирательного права. Нужно добиваться того, чтобы международное сообщество активно выступало за восстановление всеобщего избирательного права и проведение первых после 18 марта 1990 г. всеобщих выборов в местные органы власти, национальный и Европейский парламенты.

Третье. Совершенно очевидно также, что решение проблемы демократизации политического режима должно опираться на отказ от пресловутых «концепции оккупации» и доктрины правовой «непрерывности» существования Латвийского государства, как не имеющих обоснования ни с исторической точки зрения, ни с точки зрения международного права.

Четвертое. Крайне важна позиция России. Нынешняя критика института массового безгражданства при одновременном отказе от признания невсеобщих выборов в Латвии как недемократических делает позицию России крайне неэффективной и фактически обнуляет все усилия латвийских правозащитников и борцов с нацизмом.

«Ритм Евразии»

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии