«Националисты в Литве напоминают о "чемодане, вокзале и России"»

До худшего в Литве пока не дошло, хотя на бытовом уровне националисты порой напоминают о «чемодане, вокзале и России», в преддверии страновой конференции российских соотечественников рассказал проекту «Окно в Россию» Анатолий Лавритов, председатель ассоциации российских граждан Клайпеды.

- Мы беседуем с вами в преддверии страновой конференции российских соотечественников, которая должна пройти в Вильнюсе 13-14 сентября 2013 года. Примет ли участие в конференции представитель от вашей организации, других организаций, объединяющих российских граждан в Литве?

- «Страновая конференция российских соотечественников». По-русски это звучит непривычно, если не сказать странно. В словарях мне удалось найти только похожие слова - «страноведение, страноведческий». Получается, что Русский мир и движение российских соотечественников вызвали к жизни необходимость иметь особые термины в построенной дипломатами системе работы с соотечественниками (конференции в странах, регионах, а потом уже Всемирный конгресс). Жизнь, между тем, вносит свои коррективы в терминологию, и на конференции российских соотечественников в Литве произойдёт событие, которое потребует создания иной конфигурации отношений между Россией и соотечественниками.

В мае этого года мы – представители организаций российских граждан, зарегистрированных в Литовской республике, – провели свою конференцию и, тем самым, обособились от Республиканского координационного Совета российских соотечественников Литвы (РКСРСЛ). Поскольку в нём состоит один из руководителей такой организации в Вильнюсе (С.Т. Резник), делегаты приняли решение придерживаться прежнего порядка участия в страновых конференциях, проходящих при поддержке посольства Российской Федерации в Литовской республике через подачу заявок от каждой организации в оргкомитет РКСРСЛ.

На сегодняшний день получено официальное уведомление оргкомитета о том, что утверждены делегатами только я, как руководитель Клайпедской ассоциации российских граждан, и Ирина Бабраускене - руководитель Алитусской ассоциации. Бабраускене, кстати, является ответственным секретарём Правления организаций российских граждан в Литовской республике. Полномочия делегатов получили наши товарищи из Каунаса и Паневежиса. Судьба остальных заявок пока неизвестна. Парадокс ситуации в том, что граждане Литовской республики определяют, быть постоянно проживающим в их государстве гражданам РФ на страновой конференции российских соотечественников, - или не быть?

А ведь соотечественникам без российского гражданства хорошо известно, что мероприятие проводится на средства, выделенные российским государство. Для своей конференции мы получили материальную помощь от Калининградской области… 

- Какие задачи стоят перед вильнюсским форумом соотечественников, какие вопросы, на Ваш взгляд, должны решить его делегаты? Насколько широко представлены организации российских граждан на форумах соотечественников вообще? (На региональной конференции российских соотечественников от Литвы, Латвии и Эстонии, которая состоялась 9 – 10 июня 2012 года в Вильнюсе, граждане России из Эстонии и Латвии прямого представительства не имели, а от российских граждан из Литвы было всего 2 делегата). А между тем – сошлюсь на ваши же данные – в Прибалтике насчитывается свыше 170 тысяч российских граждан. В Эстонии их более 120 тысяч, в Латвии - примерно 36 тысяч (по данным посольства России в ЛР – около 40 тысяч) и в Литве - 18,5 тыс.

- Келейность деятельности Республиканского координационного Совета российских соотечественников Литвы подмечена давно, подвергалась критике со стороны делегатов нескольких страновых конференций, однако воз и поныне там. С 1 по 3 июня с.г. в Клайпеде состоялось выездное заседание РКСРСЛ. За две недели до этого состоялась наша (граждан РФ) конференция и руководство координационного Совета могло бы попутно рассмотреть вопрос о ней – хотя бы в порядке информации о событии. Мы были готовы к этому, я даже прибыл к началу заседания, однако информация из первых уст столь важным гостям не понадобилась. А ведь на этом выездном заседании решался вопрос о конференции в сентябре и был определён состав оргкомитета. Наших представителей в оргкомитете нет.

До сих пор нам неизвестны темы докладов и лица, которым доведётся что-то сообщать, к чему-то призывать делегатов, на что-то их нацеливать. Мне представляется, что Министерству иностранных дел России придётся всё же признать различия между соотечественниками по признаку наличия или отсутствия гражданства РФ.

Кроме того, придётся вспомнить о том, что лица (независимо от гражданства), получающие военные пенсии в соответствии с межгосударственными соглашениями, ветераны Великой Отечественной войны, малолетние узники фашистских концлагерей, блокадники, афганцы и чернобыльцы, а также участники Государственной программы содействия добровольному переселению относятся к отдельным категориям российских соотечественников, официально признанных российским государством и несущим за них определённую ответственность. В связи с этим мы собираемся действовать по своему плану, не игнорируя конференцию и решая отдельно свои вопросы.

- Какие трудности испытывают российские граждане- соотечественники в странах пребывания, насколько эффективно защищаются их права?

- По данным МИД РФ, на консульском учёте в разных странах мира состоит около двух миллионов российских граждан. На внешнеполитическое ведомство возложена обязанность обеспечения для них пассивного избирательного права, своевременной замены заграничных паспортов, а также правовой защиты в рамках консульских полномочий. Есть ещё одна государственная гарантия для граждан России за рубежом – покровительство (ст.61 ч.2 Конституции РФ), но об этом пока говорить не будем. Слишком щекотливая тема.

Клайпедской ассоциации российских граждан повезло. В портовом городе действует генеральное консульство РФ, с руководством которого на протяжении ряда лет у нас самые хорошие и доверительные отношения. Недавно, к примеру, мы встречались с генеральным консулом России в Клайпеде Владимиром Ардалионовичем Малыгиным и говорили, в частности, о сложностях, связанных с получением российскими гражданами, проживающими за рубежом, паспортов, удостоверяющих личность граждан России на её территории (общегражданских паспортах), которые выдаёт только ФМС РФ. А сегодня я получил в генконсульстве большой пакет документов и публикаций на эту тему, которые мы обязательно изучим и обсудим во время встречи на конференции.

Есть много других проблем, которые мы намерены решать напрямую с государственными и общественными структурами России без вовлечения в эту работу посольства и консульства. Наши организации созданы в соответствии с законами Литовской республики для решения своих специфических проблем, причём без какой-либо национальной окраски. Этот статус не предусматривает политизации нашей деятельности, а, стало быть, и особо пристального внимания структур госбезопасности.

Что же касается других организаций российских соотечественников, то на примерах их практической работы в трёх странах Балтии уже можно говорить о том, что их клеймят как «пятую колонну», о том. Что они якобы представляют собой угрозу для внутренней стабильности в этих государствах. В связи с этим наши посольства и генконсульства оказываются в неуютном и некомфортном положении. Ведь уже не секрет, что представители государственной и муниципальной власти этих стран предпочитают не являться на страновые и региональные конференции, куда их приглашают.

Об эффективности защиты наших интересов со стороны нашего родного государства пока говорить не будем, но то, что учреждён Фонд правовой защиты соотечественников, уже отрадно.

Мы сами можем выполнять часть правозащитной работы, так как уже имеем опыт работы в контакте с местными адвокатами, защищающими попавших в беду российских граждан. Мы не имеем права жаловаться на местные условия, в которых оказались не по своей инициативе. Нет у нас оснований и предъявлять претензии к своему государству в целом. Что же касается частностей, то инициатива и настойчивость россиян в достижении поставленных целей общеизвестны.

Наши ассоциации имеют общие интересы со многими объединениями бывших граждан СССР, деятельность которых не направлена против нашей страны и государства – Российской Федерации. За 14 лет действия закона о соотечественниках государственная политика России по отношению к ним изменилась от патерналистского до партнёрского характера. Мы это видим и ощущаем. А в США и Европе это вызывает озабоченность. До худшего пока не дошло, хотя на бытовом уровне националисты порой напоминают о «чемодане, вокзале и России». Это определяет наш настрой на деятельность с учётом местных условий с недопущением конфликтов.

- Стало уже общим местом критиковать весьма широкое определение российских соотечественников, которое содержится в законе о соотечественниках. Как гражданин России, какую категорию лиц Вы безусловно сочли бы российскими соотечественниками? На первом месте в законе – граждане России, и это естественно. Но как же быть с теми же негражданами Латвии и Эстонии, которые лишены гражданства, чьи права попираются самым беззастенчивым образом? Как быть с теми людьми, бывшими гражданами СССР, которые после распада последнего оказались за пределами исторический Родины и подвергаются дискриминации в нынешних национальных государствах? Считаете ли вы их российскими соотечественниками? Что может – и должна, по Вашему мнению, сделать для них Россия? 

- В 1992 году каждый гражданин СССР определялся со своим гражданством. Мы выбрали российское. Но в зарубежье появилось и новое поколение российских граждан. И мне было не по себе от того, что одна из девушек, мечтавшая стать дипломатом, в конечном итоге отказалась от российского гражданства, чтобы учиться в западном университете. Мы приветствуем всех молодых соотечественников, которые в качестве иностранных студентов приезжают в Россию и по окончании вузов остаются в ней, принимая гражданство России. В этом случае гражданство как лакмусовая бумажка определяет истинные намерения молодого человека, желание быть со своими предками и с их Родиной.

Что же касается Закона 1999 года «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», то он ни в коей мере не противоречит Конституции РФ и является основой продуманной и гуманной политики нашего государства. Именно из этих побуждений Россия предоставляет безвизовый режим для неграждан Латвии и Эстонии. В этом - понимание отчаянного положения наших сограждан по Советскому Союзу. Они были коренными жителями бывших союзных республик и подвергаются дискриминации по этническому признаку. И европейские структуры, в конечном итоге, должны будут решить эту проблему.

А Россия предоставляет им возможность даже добровольного переселения на Родину, которой многие и воспользовались. Есть очень серьёзное основание для придания статуса российских соотечественников лицам без гражданства РФ и даже «негражданам». Родившись на территории СССР в период его существования, они исторически остались в таком качестве, тем более, что никакого государственного акта о лишении их советского гражданства при ликвидации Советского Союза не издавалось. Будучи обладателями различных правоустанавливающих документов того времени, доказывающих от рождения до старости их учёбу, работу, службу и право на пенсионное обеспечение, они имеют право и должны называться Соотечественниками союзного государства.

Поэтому я не считаю последнее определение понятия «российский соотечественник» взвешенным. И если Российская Федерация является правопреемницей СССР, а в Законе 1999 года увязала понятие «соотечественник» с Российской Империей и СССР, то соответствующее уточнение не будет лишним. Тем же, кто родился на территории РСФСР и отказался от союзного гражданства в пользу гражданства бывшей союзной республики (от российского никто не отказывался), должно быть обеспечено право на возвращение российского гражданства – по праву рождения.

Миграционная политика в Советском Союзе имела свои особенности с причастностью к государственным правоотношениям: распределение молодых специалистов, оргнабор рабочих и инженерно-технических работников, военная служба с увольнением в запас в местах последнего её периода. Многие военные пенсионеры на склоне лет обращаются к нам с просьбой помочь им с возвращением в российское гражданство, чтобы иметь возможность без переселения в Россию приезжать в родные места, посещать захоронения близких, знакомиться с молодыми родственниками. Такой патриотический настрой старшего поколения соотечественников должен приветствоваться нашим государством без каких-либо условий.

- Как происходит взаимодействие организаций российских граждан за рубежом с посольствами и консульствами РФ? Оказывается ли им поддержка по линии Россотрудничества, других государственных структур РФ, неправительственных организаций, фондов?

- Я могу поделиться только своими впечатлениями. Как известно, в Консульском Уставе РФ слово «соотечественник» не употребляется, а гражданам Российской Федерации за рубежом посвящено много статей, которые раскрывают конституционные понятия о гарантиях «защиты и покровительства». Поэтому нам грешно жаловаться на законодательную базу взаимодействия наших организаций с генконсулами и работниками посольств. Мне неоднократно доводилось общаться с чрезвычайными и полномочными послами России в Литве и Латвии, обсуждать с ними особенности наших проектов и начинаний - и всегда эти беседы шли на пользу общему делу.

Довелось несколько раз встречаться на конференциях с бывшим директором Департамента МИД РФ по делам соотечественников А.В.Чепуриным. От него я узнал о перераспределении направлений работы с отдельными категориями соотечественников, о том, что Россотрудничество будет вплотную заниматься помощью молодым соотечественникам, пожелавшим учиться в ВУЗах России. Все эти встречи помогли понять многое, неизвестное непосвящённым. Особенно полезными оказались встречи в Калининграде в Региональном отделении партии «Единая Россия», в которой теперь действует отдел по работе с гражданами России за рубежом. Думается, что в ближайшее время появятся перспективы активизации нашей деятельности. Нам поверили, нам доверяют.

Не везёт пока нам с фондами - и мы вынуждены были создать Фонд помощи российских соотечественников Клайпедского края, нацеленный в настоящее время на работу с детьми-шахматистами из семей российских соотечественников.

- Расскажите, пожалуйста, о том, как работает Клайпедская ассоциация российских граждан. Какие отношения у организаций российских граждан складываются с властями стран пребывания (на примере Литвы).

- Восемь лет действует наша ассоциация, учреждённая ветеранами войны и военной службы, посчитавшими, что статус российских граждан, постоянно проживающих за рубежом, обязывает к посильным действиям в интересах своего государства. А так как семьи многих из нас объединяют граждан РФ и Литовской республики, то понятие «соотечественник» на первых порах казалось нам вполне приемлемым. По закону Литвы (общеевропейская практика) мы вправе участвовать только в муниципальных выборах. Это позволяет поддерживать тех или иных кандидатов в городской Совет.

Как граждане России, мы участвуем в выборах депутатов Государственной Думы и президента. В связи с этим мы старались быть представителями кандидатов и партий, наблюдателями за работой участковой избирательной комиссии при генеральном консульстве РФ в Клайпеде. Но самым главным для нас является распространение правдивой информации о России и происходящих в ней событиях. Когда в Клайпеде перестала выходить газета на русском языке, мы создали закрытое акционерное общество «Информроса» и полгода выпускали газету «Причал-Клайпеда». Ассоциация имеет свой сайт, в одном из разделов которого отражается наша деятельность. За всё время нашей работы никаких претензий со стороны литовских властей мы не имели.

Особенностью нашей ассоциации является наличие в ней Совета, в который входит и председатель ассоциации, поэтому многие вопросы деятельности организации обсуждаются коллективно. Нередко мы приглашаем на свои заседания других членов ассоциации, которые владеют той или иной информацией. У нас нет постоянного офиса и средств на содержание каких-либо работников, поэтому ведём скромный и демократичный образ жизни.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии