«Наша цель – сплоченная и успешная российская зарубежная диаспора»

04.07.2013

В эксклюзивном интервью «Русской мысли»  руководитель Департамента по работе с соотечественниками МИД России Анатолий Макаров рассказывает  о задачах этой организации.

Прежде всего, хотел бы, воспользовавшись случаем, искренне поблагодарить редакцию журнала «Русская мысль» за возможность поделиться с вашими читателями соображениями относительно вопросов взаимодействия с более чем 30-миллионной российской зарубежной диаспорой, проживающей на пяти континентах, почти во всех уголках мира. А такие вопросы возникают ежедневно и ежечасно.

На протяжении десятилетий ваш журнал самоотверженно и внимательно отражал основные аспекты жизни русской эмиграции, которая в течение длительного периода была во многом оторвана от исторической Родины. Для меня представляет особую честь и привилегию рассказать вам о современных приоритетных направлениях российской внешней политики в сфере защиты прав и законных интересов российских соотечественников, проживающих за рубежом.

– Уважаемый Анатолий Анатольевич, какие мысли у вас возникли, когда вам предложили занять пост руководителя Департамента по работе с соотечественниками МИД России?

– Когда руководство Министерства мне поручило возглавить Департамент по работе с соотечественниками, или как его сокращенно называют ДРС, у меня, кадрового дипломата с солидным стажем работы, прошедшего путь от референта Посольства в Нидерландах до чрезвычайного и полномочного посла России в Южно-Африканской Республике, возникло ясное понимание того, что это, во-первых, огромная ответственность, а во-вторых, высокое доверие. Такое понимание было априорным и исходило из опыта предыдущей работы, от тех наблюдений, которые накопились ранее. Ведь речь идет о миллионах наших людей, исторически судьбой занесенных на чужбину.

– Нашим читателям было бы интересно узнать подробнее о Департаменте МИД по работе с соотечественниками.

– Наш департамент – один из самых молодых в Министерстве. Он образован в конце 2005 года, в преддверии третьего Всемирного конгресса соотечественников, проживающих за рубежом. Это не только молодая и динамично развивающаяся, но и весьма компактная структура – у нас всего несколько десятков дипломатов, от работы которых во многом зависит взаимопонимание со всем миром российской диаспоры. Мы обеспечиваем взаимодействие с 97 страновыми российскими зарубежными общинами.

При анализе взаимодействия зарубежных соотечественников с Россией видно, какую важную роль в этом деле играет президент Российской Федерации В.В. Путин. Это ощущается сверху донизу. ДРС совместно с другими департаментами МИД на основе положений обновленной Концепции внешней политики России и других законодательных документов, утвержденных президентом, наряду с разработанными на их основе концептуальными разработками, реализует практические меры по защите прав, законных интересов и поддержке соотечественников, проживающих за рубежом. Задачи, решаемые МИД на направлении взаимодействия с диаспорой, охватывают самые разнообразные проблемы в правовой, социальной, культурно-образовательной, духовной, экономической и других сферах.

– Какую роль в этом процессе играют российские посольства?

– Работа центрального аппарата МИД России неотделима от деятельности российских дипломатических учреждений за рубежом – посольств и генеральных консульств. При этом мы стремимся постоянно подчеркивать, что существенная доля заботы о позитивном взаимодействии с соотечественниками ложится именно на наши зарубежные учреждения. Именно они находятся на линии непосредственного личного соприкосновения с соотечественниками, с их чаяниями и надеждами. Умение наладить теплые дружественные отношения с российской диаспорой, объединить ее вокруг российского посольства или генерального консульства – это своего рода тест на уровень профессиональной квалификации наших дипломатов, степени их готовности обеспечивать партнерское взаимодействие с зарубежными соотечественниками.

Отмечу, что у нас в МИДе работают опытные дипломаты, и мы все больше видим, что достаточно крупная, сложная, разноплановая российская зарубежная община начинает консолидироваться, повышается ее интерес к исторической Родине. Уходят в прошлое пессимистические утверждения, сделанные по понятным причинам в 30-70-е годы прошлого века о том, что русская община не способна к объединению. Об определенных позитивных результатах уже можно говорить смело.

– Каким образом осуществляется взаимодействие российских дипломатов с многочисленными организациями соотечественников?

– В своей деятельности мы опираемся на федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». В соответствии с ним создана многоуровневая стройная и логичная система неправительственных организаций российских зарубежных соотечественников, которые бескорыстно проводят работу, направленную на упрочение, иными словами консолидацию, российской диаспоры, упрочение позиций и защиту русского языка, сохранение нашего богатого культурного и исторического наследия, наших обычаев и традиций, что в целом и означает сохранение этнокультурной самобытности. Особая роль в этом отводится работающей в Москве Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом.

Высшим представительным органом, как гласит Закон, обеспечивающим взаимодействие соотечественников с органами государственной власти России, является Всемирный конгресс соотечественников. Четвертый Всемирный конгресс состоялся в Санкт-Петербурге, 26-27 октября 2012 года. Сейчас мы как раз активно задействованы на реализацию принятых в его ходе решений.

В период между всемирными конгрессами проводятся всемирные тематические конференции соотечественников. Пока прошло всего две всемирные конференции: в 2010 году – о вкладе соотечественников в модернизацию России, а в 2011 году – по статусу русского языка в зарубежных странах. В октябре этого года намечена третья Всемирная конференция «Соотечественники и их вклад в мировую культуру». Подготовка к ней идет полным ходом.

В соответствии с Федеральным законом для активизации и согласованных действий зарубежных объединений российских соотечественников из числа их руководителей создаются координационные страновые советы. В их взаимодействии по реализации многоплановой деятельности ключевая роль отведена Всемирному координационному совету (ВКС) российских соотечественников, в состав которого входят представители страновых организаций. Кстати, недавно в Москве прошло 18-е заседание ВКС. Его итоговый документ размещен в отрытом доступе на сайтах страновых организаций соотечественников. Хотел бы особо подчеркнуть, что у нас нет секретов от соотечественников. Вся информация о проводимой работе вывешена на сайтах страновых советов, российских учреждений, которым поручено вести данную тему. Если что-то не ясно, готовы оперативно отвечать на любые, самые неудобные вопросы и разъяснять нашу позицию. Ориентируясь на то, что все решения, касающиеся диаспоры, мы будем принимать только после консультаций с ее представителями, рассчитываем на их вклад в обсуждение тех или иных вопросов на уровне своих страновых общин.

Надо сказать, что структура взаимодействия с соотечественниками была создана в России на основе изучения опыта работы с зарубежными диаспорами других стран мира, как обладающих крупными, так и небольшими зарубежными общинами. В их числе – Китай, Индия, Армения, Венгрия, Ирландия, Португалия, Франция, Испания, Германия, Израиль, Словения, Чехия, Польша и многие другие страны.

– Что вы могли бы сказать о перспективах взаимодействия с российской зарубежной диаспорой на данном направлении?

– Перед нами руководством страны поставлены серьезные и крупные задачи, соответствующие потенциалу и масштабу нашей диаспоры. На данном этапе у нас несколько основных приоритетных направлений деятельности, и все они одинаково важны для нас и наших соотечественников. Среди них – привлечение к нашей деятельности молодого поколения; реализация государственных программ, в том числе по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом; расширение русскоязычного образовательного пространства за рубежом; развитие информационного пространства, включая совершенствование на основе цифровых технологий интерактивного взаимодействия со страновыми организациями соотечественников, и многие другие жизненно важные задачи, реализация которых направлена на консолидацию нашей диаспоры.

– Какой девиз вы бы дали работе с российской диаспорой?

– Наша цель – сплоченная и успешная российская зарубежная диаспора, поддерживающая теплые дружественные партнерские отношения с исторической Родиной, проживающая в мире и гармонии с окружающим ее миром. При этом основной акцент мы делаем на внимательном уважительном отношении к людям. Поэтому девизом у нас являются слова «Мы бережно относимся к каждому соотечественнику!»

– Тема работы с соотечественниками весьма обширна и многогранна. Надеемся, что в будущем мы сможем продолжить нашу беседу, чтобы затронуть другие интересные аспекты этой темы. Вы согласны?

– Безусловно, согласен. Я готов к продолжению сотрудничества с вами на удобной для обеих сторон основе. Искренне благодарен за беседу. Жду продолжения.

Журнал «Русская мысль» издаётся с 1880 года, возобновлено издание в 1947 -м. В настоящее время журнал распространяется в основных центрах русскоязычной диаспоры – Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Нидерландах, Франции, Финляндии и других странах и является единственным общеевропейским русскоязычным журналом, представляющим собой важнейший информационный источник для наших соотечественников за рубежом.

Другие статьи по теме

Последние новости

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии