Интеграция по-эстонски противоречит рекомендациям ОБСЕ

09.11.2022

7 ноября 2022 года исполнилось 10 лет Люблянским рекомендациям ОБСЕ по интеграции разнообразных обществ.

Это документ на 86 страницах. Суть его в том, что государства обязаны гарантировать равные
возможности для участия в экономической, социальной, культурной и политической жизни общества каждому, независимо от того, принадлежит ли это лицо к большинству или меньшинству. Кроме того, государства имеют практический интерес в обеспечении равных возможностей для участия: низкий уровень участия исключённых или маргинализированных групп часто ведёт к прямым и косвенным издержкам для общества, так как сокращается вклад в производство общественного блага и увеличиваются расходы, связанные с реализацией мер, вызванных необходимостью преодоления многочисленных последствий такого исключения и маргинализации.

В рекомендациях даётся дефиниция интеграции. Это динамичный процесс вовлечения многих акторов, который обеспечивает эффективное участие всех членов разнообразного общества
в экономической, политической, социальной и культурной жизни, а также способствует развитию чувства принадлежности на общегосударственном и местном уровнях, которое разделяется всеми членами общества и является инклюзивным по своему характеру.

Как говорится, почувствуйте разницу с тем, что реально происходит в Эстонии. От участия в жизни страны нас неделикатно отстранили, но при этом требуют чувство принадлежности к Государству Эстонскому. Причём государственность стала синонимом этничности. И парадокс ещё в том, что с одной стороны от нас требуют стать эстонцем, забыв о своей этничности и корнях, с другой же стороны, эстонское государство и общество категорически отказывается принять неофитов. Очевидно, что интеграция по-эстонски не имеет ничего общего с общепризнанным термином. И здесь куда уместней было бы говорить об ассимиляции, причём насильственной, в комплексе с сегрегацией для тех кто не смог или не захотел ассимилироваться.

Люблянские рекомендации состоят из четырёх частей:

структурные принципы,
принципы интеграции,
элементы концепции политики интеграции,
основные направления политики.

Перечисленные без какой-либо иерархии структурные принципы взаимосвязаны и необходимы, хотя он никогда не могут быть полностью достижимы. Они являют собой цели, к которым все государства должны стремиться, и трудно себе представить, что эффективная политика интеграции может быть возможна при отсутствии усилий по реализации этих принципов. Так как эти структурные принципы никогда не могут быть полностью и навсегда реализованы, их
несовершенное выполнение не может служить причиной непринятия или неосуществления политики интеграции.

Принципы интеграции содержат основные положения и ценности, которые специфичны для интеграции или являются необходимыми для формулирования политики интеграции.

Элементы концепции политики интеграции устанавливают рамки для разработки и осуществления политики интеграции, в том числе механизмы, процессы и «сквозные» темы.

Наконец, основные направления политики, хотя и не представляют собой исчерпывающий перечень соответствующих областей политики, касаются основных тематических соображений, сформулированных на основе опыта Верховного Комиссара ОБСЕ по правам национальных меньшинств и включают конкретные примеры в рамках этих областей политики, которые должны быть отобраны и адаптированы к каждой конкретной ситуации.

Автор: Мстислав Русаков, юрист, Председатель правления НКО «Русская школа Эстонии

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии