Предлагаем вашему вниманию выступление министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова перед студентами и профессорско-преподавательским составом Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева и ответы на вопросы в ходе последовавшей дискуссии, Астана, 12 сентября 2013 года.
Уважаемый Ерлан Батташевич,
Уважаемый Самат Исламович,
Уважаемый Александр Владимирович,
Дорогие коллеги и друзья,
Искренне рад возможности выступить в Евразийском национальном университете – молодом, но уже пользующемся авторитетом центре научной мысли Республики Казахстан.
Наше сотрудничество в сфере образования и науки успешно развивается. Мне приятно отметить, что по целому ряду направлений ваш Университет тесно взаимодействует с российскими научными и учебными заведениями, тем самым способствуя укреплению общего гуманитарного пространства. В Казахстане действуют шесть филиалов российских вузов, один из них – Казахстанский филиал МГУ им. М.В.Ломоносова – создан на базе вашего Университета. Контакты между академическими центрами приобретают особое значение в условиях углубления экономической интеграции и межгосударственного взаимодействия.
Выдающийся мыслитель и историк Лев Николаевич Гумилев, имя которого носит ваш Университет и 100-летие со дня рождения которого мы отметили в прошлом году, в своем последнем интервью высказал мысль о том, что главная ценность в жизни – друзья и искренние союзники. Отношения стратегического партнерства и союзничества между Россией и Казахстаном – бесценное достояние наших народов, которые мы стремимся всемерно беречь и преумножать.
Принципы двустороннего партнерства закреплены в Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 года. Его действие в 2012 году было продлено на очередной десятилетний период.
По поручению Президента В.В.Путина и Президента Н.А.Назарбаева ведется работа над подготовкой Договора о добрососедстве и союзничестве России и Казахстана в XXI веке, который планируется подписать в нынешнем году. Это – документ, ориентированный в будущее, призванный вывести сотрудничество между нашими странами на качественно новый уровень с учетом современных реалий и достигнутых договоренностей по дальнейшему развитию экономической интеграции в контексте работы по созданию Евразийского экономического союза.
У наших стран самая протяженная в мире сухопутная граница – более 7600 км. Отсюда – активные межрегиональные и приграничные связи, разветвленная торгово-экономическая и производственная кооперация, охватывающая все новые направления взаимодействия, – в общем товарообороте удельный вес приграничной торговли составляет около 40%. В нынешнем году в Екатеринбурге пройдет юбилейное Десятое заседание Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участием глав двух государств.
Подходы наших стран к большинству ключевых проблем современного мира совпадают или весьма близки. Это касается, в частности, оценки нынешнего переходного периода мирового развития. Его существо заключается в формировании полицентричной международной системы, которая должна быть справедливой, демократической, отражающей культурно-цивилизационное многообразие современного мира. Мы последовательно выступаем за продвижение в международных отношениях принципов верховенства права и неделимости безопасности. Это особенно важно на фоне попыток урегулировать кризисы путем применения мер силового воздействия вне рамок СБ ООН и принципов Устава ООН, что ведет лишь к подрыву международной стабильности, опасному накоплению в мировых делах элементов хаоса. Мы – за активизацию коллективных усилий по поиску ответов на глобальные вызовы, включая проблемы нераспространения оружия массового уничтожения. Считаем важным шагом создание в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия. Это будет способствовать укреплению безопасности в регионе, главным гарантом которого является Организация Договора о коллективной безопасности.
Москва и Астана находятся в центре многоплановых интеграционных процессов на пространстве СНГ. На наших глазах регион получает возможность объединиться вокруг евразийского «ядра» на качественно новой, прагматичной и экономически привлекательной основе. У истоков этого проекта стоит Президент Казахстана Н.А.Назарбаев.
Здесь опять на память приходят слова Л.Н.Гумилева, который считал, что у евразийства не просто большое будущее – ему в перспективе нет альтернативы, поскольку это путь сотрудничества, а не конфронтации, взаимопонимания, а не распрей, равноправия больших и малых народов, а не национализма и шовинизма.
В свое время видный русский историк Василий Осипович Ключевский отмечал значение народно-психологического содержания исторического процесса. В сегодняшних условиях это означает, что успех масштабных начинаний возможен лишь при условии соединения политической воли руководства с широкой поддержкой граждан. Повышение благосостояния, создание комфортных условий жизни людей, расширение возможностей для предпринимательства, творчества, инноваций – главный смысл интеграционных процессов на пространстве СНГ в рамках Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства России, Казахстана и Белоруссии. Сегодня этот рынок объединяет 165 млн. потребителей, опирается на универсальные принципы в соответствии с нормами ВТО и гармонизирован по целому ряду параметров, включая макроэкономическую политику, правила конкуренции, систему технического регулирования, транспорт.
Приведу лишь некоторые цифры. В 2011 году объем взаимной торговли государств-участников ТС увеличился почти на сорок процентов, в прошлом – еще на 8,7% и продолжает расти в нынешнем. При этом динамично повышается вклад Казахстана в общий объем экспорта стран ТС. В среднем на 3,8% увеличивался ВВП. Создаются новые рабочие места – безработица сократилась почти на 20%. Последовательно улучшается общий инвестиционный климат, условия ведения бизнеса в трех странах, в том числе малого и среднего.
Наши страны объединены общей стратегической целью формирования к 1 января 2015 года Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Это предполагает свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы без изъятий и ограничений и призвано максимально задействовать взаимовыгодные хозяйственные связи на пространстве СНГ.
Рассчитываем, что ЕАЭС станет крупнейшим интеграционным проектом, который определит будущее не только трех стран, но и других государств на постсоветском пространстве, разделяющих цели и принципы нашей интеграции и готовых взять на себя соответствующие обязательства. Об этом уже заявили Киргизия и Армения. Открыты двери и для других государств СНГ. Как вы знаете, 31 мая Украина подписала Меморандум об углублении взаимодействия с Евразийской экономической комиссией.
Наращивание евразийских интеграционных процессов – объективная реальность. Здесь нельзя не согласиться с мнением депутата Европейского парламента, бывшего французского министра Рашиды Дати о том, что противиться появлению этого нового союза было бы исторической ошибкой: перед лицом динамично развивающихся азиатских стран он мог бы стать для Европы и «мостом в Азию», и стабилизатором мирового равновесия.
А такое равновесие очень легко нарушить. Внимание всего мира приковано сегодня к событиям в Сирии. Не буду повторять наши оценки, уверен, они вам известны. Мы будем и далее способствовать достижению политического урегулирования на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года, в соответствии с которым сами сирийцы должны определить свое будущее. Россия предпринимает активные дипломатические усилия, чтобы предотвратить внешнее военное вмешательство в Сирии, которое привело бы лишь к дальнейшей дестабилизации в этой стране и регионе в целом. Мы приветствовали согласие сирийского руководства с нашим предложением договориться об установлении международного контроля над местами хранения химического оружия в этой стране, его последующем уничтожении и полноценном присоединении САР к Организации по запрещению химического оружия. Уверен – шанс для мира в Сирии есть, и его нельзя упустить. Уже сегодня мы будем предметно говорить об этом с Государственным секретарем США Дж.Керри в Женеве.
Понятно, что набор угроз для центральноазиатского региона в сфере безопасности не ограничивается проблемами, которые исходят с Ближнего и Среднего Востока. Немало и других вызовов, в том числе связанных с развитием ситуации в Афганистане. Отсюда – то значение, которое мы придаем обеспечению мира и безопасности в регионе Центральной Азии в тесном сотрудничестве с нашими казахстанскими партнерами. Мы будем продолжать последовательно развивать региональную систему безопасности и союзнические отношения на двусторонней основе и в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, СНГ и ШОС.
Наш интерес легко объяснить – ситуация в регионе напрямую влияет на национальную безопасность России, на благополучие более пяти миллионов проживающих здесь наших соотечественников. Мы заинтересованы в том, чтобы страны центральноазиатской «пятерки» развивались стабильно, без потрясений, чувствовали себя в безопасности. Поскольку при негативном развитии событий именно нам с вами придется обеспечивать безопасность наших граждан, искать решение проблем беженцев, бороться с проявлениями экстремизма, реагировать на другие вызовы.
В фокусе нашего общего внимания – борьба с международным терроризмом и трансграничной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, угрозами использования информационно-коммуникационных технологий для провоцирования нестабильности и разжигания межнациональной, межконфессиональной, социальной розни в ущерб безопасности личности, общества и государства. Поэтому так важно и далее укреплять в рамках ОДКБ сотрудничество правоохранительных, пограничных и антинаркотических служб стран-членов этой Организации.
За последние годы ОДКБ существенно нарастила опыт и потенциал для успешного решения многоплановых задач в сфере безопасности и нейтрализации угроз в зоне своей ответственности, включая центральноазиатский регион.
При этом ОДКБ открыто к сотрудничеству с внешними «игроками», включая НАТО, особенно в том, что касается проблем применительно к Афганистану. Мы заинтересованы в сопряжении усилий в борьбе с афганской наркоугрозой. Пресечение нелегального наркооборота – это и серьезный вклад в дело борьбы с международным терроризмом, который получает серьезную финансовую подпитку от наркоторговли. Уже десять лет под эгидой ОДКБ проводится операция «Канал», в рамках которой только в прошлом году было изъято более 5,5 тонн наркотических веществ. Большое значение придаем региональному сотрудничеству в рамках ШОС на основе Антинаркотической стратегии ШОС на 2011-16 годы и Плана действий по ее реализации.
Мы рассматриваем ШОС в качестве приоритетной площадки для консолидированного регионального вклада в афганское урегулирование, выступаем за укрепление связки ШОС-ОДКБ. Россия и Казахстан активно участвуют в деятельности ШОС и ее Региональной антитеррористической структуры (РАТС).
В прошлом году Президент России В.В.Путин предложил создать на базе РАТС ШОС универсальный Центр по противодействию новым вызовам и угрозам безопасности государств-членов этой Организации. Рассчитываем, что завтра на саммите ШОС в Бишкеке будет принято решение о разработке Концепции создания такого Центра, призванного стать эффективным инструментом безопасности.
Добрососедство и многоплановое сотрудничество с партнерами – приоритетная задача российской внешней политики. Разумеется, на основе принципов равноправия, взаимной выгоды и взаимного уважения основополагающих норм международного права и интересов друг друга. Именно в таком ключе мы намерены продолжать развивать отношения с государствами Центральной Азии. Наши связи опираются на богатые традиции и уходят корнями в глубь веков. Хорошо знаем потенциал региона, его богатые природные ресурсы и транзитные возможности.
Сегодня общий объем товарооборота России с этими странами превышает 30 млрд. долл., из которых 22,5 млрд. долл. приходятся на российско-казахстанские торгово-экономические связи. Действуют около 900 договоров и соглашений преимущественно экономического содержания. Ежегодно в нашу страну из Центральной Азии приезжают около 5,7 млн. граждан, а их денежные переводы в регион составляют почти 12 млрд.долл в год.
Мы наращиваем усилия по оказанию помощи своим союзникам в регионе. За последние пять лет направили в качестве донорских взносов свыше 1 млрд. долл. Отдельным странам региона списана внешняя задолженность. В ряде случаев поставляем партнерам энергоресурсы на беспошлинной основе, тем самым мы их, фактически, субсидируем. За счет российского бюджета у нас обучаются тысячи студентов и специалистов из Центральной Азии.
Вместе с тем в общем товарообороте России удельный вес региона невелик – всего 3,6%. Перед нами стоит общая задача диверсификации торгово-экономических связей, улучшения условий для бизнеса, реализации долгосрочных проектов в интересах максимального использования имеющегося весомого потенциала взаимовыгодного сотрудничества.
В Казахстане говорят, что дружба проверяется верностью. За прошедшие годы нашим странам удалось выстроить образцовые отношения, которые основываются на взаимной готовности учитывать интересы друг друга, работать вместе во имя лучшего общего будущего. Состоявшиеся у меня в эти дни встречи с Президентом Республики Казахстан, переговоры с Министром иностранных дел и другие контакты с казахстанскими друзьями подтверждают серьезный обоюдный настрой и дальше уверенно идти по этому пути.
Спасибо за внимание. Готов ответить на ваши вопросы.
Вопрос: Как Вы оцениваете эффективность «Группы двадцати» в решении реальных проблем глобальной экономики? Не является ли эта структура очередным дискуссионным форумом?
С.В.Лавров: Как известно, «Группа двадцати» существовала достаточно давно на уровне министров и экспертов. Проходили встречи, которые были мало заметны до момента, когда грянул кризис 2008-2009 гг. Страны, которые озаботились данной проблемой, сочли правильным не просто задействовать эту структуру, но и вывести ее на высший уровень. В этом отразилось понимание того, что сегодня проблемы мировой экономики в более узких форматах не решаются. «Группа восьми» и «Группа семи» (которая тоже сохраняется) явно не достаточно представительны, чтобы уверенно и репрезентативно рассматривать проблемы глобальной экономики и вырабатывать соответствующие рекомендации.
Первый саммит «двадцатки» состоялся осенью 2010 г. На нем были приняты решения, в том числе системного характера, касающиеся реформы международной валютно-финансовой системы, чтобы голос стран, являющихся сегодня локомотивами экономического роста и центрами финансовой мощи, в этой системе, в частности, в Международном валютном фонде, был слышен более явственно. Тем самым обеспечивалось бы более полноправное их участие в принятии решений.
Безусловно, «Группа двадцати» - не официальная организация, а неформальный клуб. В него входят страны, на долю которых приходятся около 90% мирового ВВП. Не будем забывать, что есть и остальные, почти 180 государств-членов ООН, которые зависят от турбулентных процессов мировой экономики и интересы которых мы обязаны учитывать.
Выделю два аспекта. Во-первых, «Группа двадцати», вырабатывая свои рекомендации, все равно исходит из того, что они не могут быть прямого юридического действия, а подлежат одобрению в соответствующих структурах, включая Всемирный банк, Международный валютный фонд, в известной степени, Всемирную торговую организацию, а также обязательно должны получить, как минимум, понимание в универсальном масштабе в ООН. Именно в таком ключе работало российское председательство. Мы сконцентрировались на ключевых проблемах сегодняшнего дня – на выработке мер, которые способствуют созданию благоприятных условий для прироста производительных инвестиций в мировую экономику и для создания дополнительных рабочих мест. Планы, которые были согласованы в документах саммита «Группы двадцати» в Санкт-Петербурге, безусловно, будут лежать в основе дискуссий, которые проводятся в структурах, принимающих юридически обязательные решения. Сам факт добровольного согласия ведущих экономик мира на принятие мер по обеспечению большей прозрачности в налоговой сфере, прекращению злоупотреблений оффшорными зонами говорит о том, что участники «Группы двадцати» намерены всерьез заниматься подобными проблемами.
Подчеркну и второй момент. «Двадцатка» не может – не имеет права – представлять себя в облике некоего вершителя судеб мира. С самого начала российского председательства, когда только вырабатывали повестку дня и программу, мы согласовали ее не только с участниками Группы, но и провели специальную презентацию в ООН, заручились пониманием всего мирового сообщества. По завершении саммита в Санкт-Петербурге наши представители сделали еще одну презентацию в ООН, где представили итоги и достигнутые договоренности, а также ответили на вопросы стран-членов ООН. Повторю, это была встреча для всех государств, которые входят в ООН.
Считаю, что только таким образом мы должны действовать и в будущем. Эта наша практика была активно поддержана и приветствовалась странами, не входящими в «Группу двадцати». Надеюсь, что и последующие председательства будут делать все, чтобы деятельность «двадцатки» оставалось прозрачной и учитывала интересы и особенные озабоченности всех других, не входящих в эту группу стран. Этому способствует практика приглашения на саммиты «Группы двадцати» представителей различных субрегиональных, региональных организаций, просто крупных государств регионов, в которых проводится очередная встреча в верхах.
Как вы знаете, в работе саммита в Санкт-Петербурге полноправно участвовал Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в качестве представителя страны, лидирующей в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. По-моему, его участие было очень полезным и помогло провести очень важную для всех нас линию о необходимости решать проблемы мировой экономики не через создание замкнутых блоков, в рамках которых будут обговариваться и продвигаться какие-то привилегированные условия для их участников в ущерб остальным членам мирового сообщества, а через максимально эффективное продвижение интеграционных процессов, которые должны быть открыты и сопрягаться друг с другом. Участие Президента Казахстана, а также линия, которую проводил председатель саммита, Президент Российской Федерации В.В.Путин, помогло участникам лучше понять суть интеграционных процессов на Евразийском пространстве и значение, которое в перспективе имеет наша интеграция для оздоровления, по большому счету, всей мировой экономики, обеспечивая органичную связку между Азиатско-Тихоокеанским и Евроатлантическим регионами.
Вопрос: Чуть больше года Россия является членом ВТО. Что, на Ваш взгляд, она приобрела и потеряла за этот промежуток времени?
С.В.Лавров: Здесь надо говорить не о том, кто и что потерял или приобрел. Важен баланс. Долгие годы – наверное, это был рекордный переговорный период по вступлению одной страны в ВТО – наши переговорщики, эксперты, профессионалы постоянно взвешивали этот баланс. Здесь не должно быть победителей и побежденных, а должны присутствовать взаимная уважительность и стремление находить такие решения, которые обеспечивают обоюдную выгоду. Прошел год с лишним, но это небольшой срок для того, чтобы понять, какие последствия это будет иметь в долгосрочном плане. Мы анализируем также последствия для нашего сельскохозяйственного сектора, различных отраслей промышленности (авиапрома и т.д.), банковского, финансового, страхового секторов. Профессионалы отмечают, что панические прогнозы не оправдались. В среднем мы движемся спокойно, без каких-то провалов и срывов. По мере продолжения участия в ВТО мы учимся конкурировать, что является оздоравливающим фактором для всей нашей экономики.
Вопрос: Как Вы оцениваете ситуацию на Ближнем Востоке?
С.В.Лавров: Отношусь с тревогой, как, наверное, и все нормальные люди. То, что там происходит, уже представляет собой серьезнейший кризис, охватывающий многие страны. Это крайне опасно с точки зрения рисков углубления межэтнических, межконфессиональных противоречий, раскола внутри исламского мира. Это таит в себе угрозы, которые – если их не нейтрализовать – обязательно заденут нас с вами и многие другие страны, прилегающие к этому турбулетному региону.
Бывает, аналитики спорят: надо что-нибудь придумать, какую-нибудь такую яркую, необычную, нестандартную идею, чтобы урегулировать кризис. Но все рецепты известны – они заложены в Уставе ООН. Это, прежде всего, уважение суверенитета и территориальной целостности государств, невмешательство в их внутренние дела и урегулирование всех без исключения споров только мирными, политико-дипломатическими средствами.
Посмотрите на результаты последних десятилетий: в каждой стране, где имело место иностранное вмешательство, ситуация стала намного хуже. В Ираке – о котором сейчас предпочитают молчать, а все внимание концентрируют на Сирии – в результате террористических актов ежедневно гибнут десятки человек. Это страшно! Страна, которую 10 лет назад после интервенции США объявили «победившей демократией», сейчас сталкивается с очень серьезными внутренними проблемами – сохранением территориальной целостности, обеспечением единства всех мусульман, проживающих в Ираке. Отношения между суннитами и шиитами – тема, на которой сейчас спекулируют реакционные режимы и группировки, желающие взорвать Ближний Восток, напустить там не то что «мутной воды», а создать хаос и пытаться извлекать из него какие-то выгоды.
Ливия – еще один пример того, как несанкционированное иностранное вмешательство отбросило страну на десятилетия назад. Буквально позавчера я встречался в Москве с Министром иностранных дел переходного правительства Ливии М.Абдель-Азизом. Россия активно поддерживает усилия центральных властей по обеспечению единства страны и управленческой системы, но это далеко не решено. Кланы, господствующие в тех или иных районах Ливии, пока не хотят подчиняться центральному правительству. Дробление государств, риски утраты ими территориальной целостности создают огромную опасность. Возьмите, например, курдскую проблему. Что будет с курдами, если государства, в которых они проживают, начнут разваливаться? Надо думать о том, чтобы сохранять суверенитет этих государств, территориальную целостность и обеспечивать максимально возможные широкие права для меньшинств, включая курдов, христиан и т.д.
То, что, говоря о Сирии, вновь стали рассуждать о необходимости применить силу, для меня, честно говоря, удивительно. Серьезные политики не могут не понимать пагубность такой задумки хотя бы на примерах того, что уже произошло в Ливии. У всех еще свежи в памяти колоссальные негативные последствия последней интервенции в Ливии. Мой ливийский коллега подчеркивал сложность проблемы оружейного контроля, потому что боевики растащили оружие из правительственных складов. По некоторым оценкам, оно уже нелегально попало в 12 государств региона. Туда же проникают и боевики, которые отвоевали в Ливии, а поскольку они больше ничего делать не умеют, то начинают бузить в Мали, Чаде, Нигере и других странах. Поэтому для нас крайне важно, чтобы все действовали последовательно и на основе принципов международного права. Если мы все продекларировали, что главным врагом цивилизованного сообщества является международный терроризм, подпитываемый наркотрафиком, то нужно бороться с международными террористами, где бы они ни находились. Нельзя каждый раз поступать в зависимости от пристрастий, симпатий и антипатий. Действовать по следующей схеме: если в одной стране авторитарный лидер мне, мол, нравится, то я всеми силами буду его оправдывать и закрывать глаза на то, как он поддерживает экстремистов, в другой же стране авторитарный лидер меня не слушается и потому, несмотря на его попытки бороться с терроризмом, я буду его свергать. Тут должна присутствовать какая-то логика – нельзя действовать на основе менталитета XIX века и «холодной войны», когда тот, кто с тобой дружит, будет моим врагом – и наоборот. Не бывает «хороших» и «плохих» террористов или экстремистов. Строить политику на Ближнем Востоке, исходя из принципа «если мне здесь пообещают поддержку и разместят мои военные базы, то все остальное меня не интересует, и я буду действовать в отношении тех, кто не хочет со мной дружить, любыми методами» - путь туда, куда мы сейчас уже практически «приплыли». Надо сделать все, чтобы выбраться из этого «шторма» и найти способ договариваться.
Очень рассчитываю, что начавшееся в мае этого года российско-американское взаимодействие (когда мы выдвинули совместную инициативу созыва международной конференции по Сирии для выполнения принципов Женевского коммюнике, в соответствии с которым сами сирийцы должны достичь согласия между Правительством и оппозицией о путях дальнейшего строительства страны) поможет нам продвигаться вперед. Рассчитываю, что понимание, достигнутое в последние недели относительно идеи постановки сирийского химоружия под международный контроль – что снимет угрозу ударов – укрепит шансы на достижение мира. Многие говорят – если бы Россия и США всегда действовали сообща, то многие проблемы решались бы легче. Вот, мы стараемся действовать вместе, прислушиваемся к таким советам.
Подчеркну еще раз: от России и США многое зависит, но мы вдвоем никогда не сможем добиться результата, если наши инициативы не будут пользоваться поддержкой стран региона и широкой международной общественности. А для того, чтобы такая поддержка была, наши инициативы должны – опять-таки возвращаясь к своей первой мысли – прочно основываться на принципах международного права. И пока, по-моему, происходит правильное восприятие событий последних дней. Надеюсь, что сегодня вечером и завтра в Женеве мы постараемся оправдать ожидания мирового сообщества.