1 сентября пройдет ровно три года с тех пор, как русскоязычные гимназии должны были перейти на преподавание 60% предметов на эстонском языке. Речь идет о той самой пресловутой реформе, которую планировали десять лет и протестовали против нее еще десять лет.
На сегодняшний день прошло три года с момента вступления изменений в силу, однако подробного анализа о том, что же все-таки на самом деле произошло, до сих пор нет. Каковы последствия реформы, что в ней хорошего, какие были допущены ошибки — никто не знает. Во всяком случае, нет ни одного анализа в открытом доступе.
Действующий министр образования Евгений Осиновский в свое время на протяжении года судился с теперь уже своим ведомством для того, чтобы эти данные получить. Сегодня это уже история. Осиновский проиграл как в первой, так и во второй инстанциях и не стал подавать апелляцию дальше. Кроме того,между делом, став министром, он оказался по другую сторону стола и в судебной тяжбе больше не было смысла.
Однако даже будучи министром Осиновский этих данных так и не увидел. Поскольку, по словам самого министра, этих данных больше не существует. Поскольку, как добавляет Осиновский, эти сведения удалили. Поскольку — тут министр пожимает плечами — эта информация занимала слишком много места.
Это те объяснения, которые получил министр. Получается, что программы e-Eesti и Tiigrihüppe-Eesti до нашего Министерства образования не дошли. На серверах ведомства стало тесно. Между делом кончился интернет. На «облачный сервис» загрузить данные не смогли, ведь кто еще так высоко может забраться. Ну, нет места. Просто нет, понимаете.
На самом деле, не надо быть особо одаренным хиромантом, чтобы понять: дело было не в «месте». Причины были скорее политическими (хотя некоторое время даже ходили слухи о том, что, может быть, никаких анализов и не было, однако Осиновский такую теорию опровергает). Скорее всего, в этих данных можно было бы увидеть информацию, которая не показала бы реформу в тех розовых тонах, в которых некоторым ее хотелось бы увидеть. Может там было что-то катастрофическое?
«И так и этак», — сказал Осиновский, сославшись на то, что ему поведали чиновники: некоторые русскоязычные школы отрапортовали о том, что переход произошел хорошо, некоторые другие школы указывали на недостатки. Вероятнее всего именно их обратной связи и боялись.
Если ее опубликовать, то соберут все негативное, все школы, где дела не пошли лучше. И тогда начнут «делать политику». Именно из-за этого, скорее всего, уничтожили эти данные.
Само собой, можно сказать, что сейчас данные двухлетней давности, так или иначе, потеряли актуальность. Между тем, получали новую информацию и обратную связь. Руководители русскоязычных гимназий отвечали на посланные Министерством образования опросы. Отвечали на запросы.
Чиновники сделали свою работу и в середине сентября должен появится анализ того, как жилось русскоязычным гимназиям с эстоноязычным обучением. «Эти данные не скроют, этот анализ будет опубликован», — обещает Осиновский.
В качестве бесплатного совета министру можно лишь добавить, что он бы мог купить несколько дополнительных жестких дисков. На тот случай, если места будет не хватать. К примеру, жесткий диск Toshiba на 500 Гб стоит сейчас 44,90 евро. Эти деньги министерство все же должно найти.
NB! После появления этой истории независимо от слов министра и чиновников ведомства появится комментарий относительно пропавших данных: «Речь шла о данных, предоставленных в свободной форме, которые содержали деликатные личные данные. По этой причине их нельзя было публиковать. Поскольку переписка не регистрировалась в регистре документов, она не сохранилась».