Пути совершенствования новых форм защиты правового положения российских соотечественников, проживающих за рубежом

Публикуем выступление старшего научного сотрудника отдела диаспоры и миграции Института стран СНГ Виктора Михайлова на презентации книги «Сравнительный анализ правового положения соотечественников, проживающих в постсоветских странах», состоявшейся  22 декабря 2014 года в Институте диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ).

"Моё участие в научно - исследовательской работе на тему «Сравнительный анализ правового положения соотечественников, проживающих в постсоветских странах» заключалось в раскрытии двух тем: «Анализ научных публикаций и результатов предыдущих исследований по аналогичной тематике» и «Анализ состояния законодательной базы и правоприменительной практики по обеспечению прав российских соотечественников в странах исследования».

При раскрытии первой темы оказалось, что в последние годы проблема российской диаспоры в странах СНГ была в центре внимания российских и зарубежных исследователей. Вышел целый ряд фундаментальных теоретических работ, посвященных анализу политических, социально-экономических и культурно-информационных проблем российской диаспоры на постсоветском пространстве. Несколько ведущих российских научно-исследовательских институтов и центров проводят регулярный мониторинг процессов, происходящих в зарубежной диаспоре в странах СНГ, были изданы книги, монографии, написаны десятки диссертаций.

В научно – исследовательских работах анализируется опыт работы федеральных органов в деле поддержки российских соотечественников, проживающих за рубежом, законодательные акты, социологические исследования, а также практика реализации программ в деле поддержки российских соотечественников за рубежом. Обобщаются результаты научных исследований, материалы периодической печати, научно-практических семинаров и конференций, статистическая информация по социальным и культурно - гуманитарным проблемам соотечественников за рубежом.

В последнее десятилетие вышло ряд книг посвящённых правовому положению соотечественников, проживающих в постсоветских странах. А с учреждением Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, книги этой тематики стали издаваться при его финансовой поддержке.

В исследовании приводится библиографический обзор целого ряда изданий.

Авторы исследований и изданий считают, что основными причинами возникновения проблем российских соотечественников в ближнем зарубежье являются проведение большинством правительств СНГ курса на приоритетное развитие т.н. титульных наций (в ряде случаев - вплоть до попыток построения мононациональных государств), неодинаковый уровень их социально-экономического развития, отсутствие внутриполитической стабильности, развитых демократических институтов и гарантий безопасности граждан, внутренние и межгосударственные конфликты.

Обыденностью стало проявление национализма не только на бытовом, но и на официальном уровне. Во многих бывших советских республиках нарушаются международные акты в части языковых и образовательных прав граждан. Право на изучение родного языка и получение образования на родном - русском языке лежит в центре проблем защиты прав и интересов российских соотечественников, в том числе и граждан России, живущих за рубежом.

Все это вызывает межэтническую напряженность и осложняет положение российских соотечественников. Поэтому значительная часть русского населения нового зарубежья находится в состоянии латентной миграции.

В исследованиях сформулированы предложения и рекомендации, направленные на совершенствование деятельности органов государственной власти Российской Федерации, в области защиты прав соотечественников, российских граждан, проживающих за рубежом и укреплению международного сотрудничества.

Подчёркивается необходимость изучения опыта иностранных государств по защите интересов своих соотечественников за рубежом и формулирование предложений по его использованию Российской Федерацией. Обобщение практики Европейского Суда по правам человека, связанной с рассмотрением дел, касающихся вопросов дискриминации по признакам языка, национального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам и определение рекомендаций по применению судебных процедур при защите прав соотечественников за рубежом.

Для повышения эффективности деятельности государства в рассматриваемом направлении некоторые авторы предлагают:

В Конституции РФ предусмотреть нормы, закрепляющие поддержку Россией своих соотечественников, проживающих за рубежом, как одну из обязанностей государства, отразить приоритетность политики России в отношении соотечественников в преамбуле Конституции РФ;

В работе Общественной палаты РФ должны принимать участие представители всех соотечественников, проживающих за рубежом;

В Федеральном законе «О специальных экономических мерах» при нарушении прав и свобод соотечественников, проживающих за рубежом, использовать применение санкций экономического, финансового, политического характера к государствам, где нарушаются права соотечественников.

Анализ изданных в России работ по проблематике русской диаспоры и защитой её прав позволяет сделать вывод:

Многие проблемы, которые вызвали массовый исход соотечественников в начале 90-х годов из государств, возникших на постсоветском пространстве, остаются актуальными и в настоящее время;

Следует определить ресурсы политико-правового регулирования положения соотечественников в странах постсоветского пространства;

Необходимо определить сущностный аспект природы ущемления прав русского населения в новом зарубежье на основе комплексного анализа политико-правового поля стран СНГ и Прибалтики.

Вот мы плавно перешли ко второй теме «Анализ состояния законодательной базы и правоприменительной практики по обеспечению прав российских соотечественников в странах исследования».

Начиная с 1992 г. основные усилия России были сосредоточены на формировании договорно-правовой базы (как на многосторонней в рамках СНГ, так и на двусторонней основе) по защите интересов россиян, проживающих в странах содружества.

В многочисленных договорах и соглашениях, принятых в рамках СНГ, закреплены обязательства государств-членов гарантировать своим гражданам, а значит и российским соотечественникам, равные права и свободы.

Вместе с тем, созданная нормативно-правовая база фактически не работает. Многие участники соглашений зачастую уклоняются от реализации совместных договорённостей. К тому же в ряде документов Содружества изложены общие декларативные подходы к взаимодействию в гуманитарной сфере без четкого механизма выполнения взаимных обязательств.

Нет ни одного основополагающего правозащитного документа, под которым подписались бы руководители всех государств Содружества.

Украина, например, постоянно ссылается на приоритетность для нее национального законодательства. Неизменными «неподписантами» являются Туркмения и Узбекистан, причём последний усматривает в многосторонних соглашениях посягательство на его суверенитет. Другие (в основном государства Закавказья) приводят в оправдание внутренние неурядицы или экономические трудности, якобы не позволяющие гарантировать выполнение в полном объеме обязательств по этим документам. [1]

Большие надежды в плане международно-правовой защиты российских соотечественников были связаны со вступлением в силу в августе 1998 г. Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 1995 г. Представители России, Белоруссии и Таджикистана - государств, ее ратифицировавших, должны были войти в состав формируемой Комиссии СНГ по правам человека - главного правозащитного института Содружества.

Опыт последних лет показал, что Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года фактически не действует, а Комиссия по правам человека Содружества Независимых Государств до сих пор существует только на бумаге и не выполняет те функции, которые на нее возложены.

Не учреждены также двусторонние комиссии по правам человека даже с теми из государств Содружества, с которыми Россия условилась об их учреждении в Договорах о дружбе и сотрудничестве (Казахстан, Туркмения, Киргизия, Азербайджан). С Казахстаном удалось наладить лишь регулярные встречи Председателей Комиссий по правам человека при президентах двух стран.

Несмотря на то, что с Республикой Беларусь подписан Договор о создании Союзного государства, созданы многочисленные органы по координации совместных действий, направленных на достижение главной цели договора, несмотря на стремление обоих государств достичь взаимопонимания по различным вопросам, которые неизбежно возникают в процессе формирования единого политического, экономического, правового пространства, окончательно единым государством они пока еще не стали.

В целом же можно констатировать, что до нынешнего дня в рамках Содружества не удалось создать необходимого всеобъемлющего правового поля по защите интересов соотечественников. Неэффективен и механизм реализации уже подписанных соглашений.

Весьма остро стоит проблема урегулирования вопросов гражданства соотечественников живущих за рубежом.

Российские инициативы по урегулированию вопросов двойного гражданства поддержаны только Таджикистаном и Туркменией, с которыми заключены соответствующие соглашения.

В ряде государств нарушаются религиозные права соотечественников.

Правовое положение граждан Российской Федерации в государствах СНГ и Балтии регулируется Законами этих государств «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства», «О выезде из страны, въезде в страну», Международными Договорами.

В главе представлен перечень законодательств, связанных с правами иностранных граждан по всем исследуемым странам.

К сожалению, законодательство большинства новых независимых государств не учитывает в полной мере демографической, экономической и этнокультурной специфики постсоветского пространства и не содержит достаточно норм, призванных обеспечить права российских соотечественников объективно необходимых в условиях столь сложного для них переходного периода.

Парадоксальность сложившейся ситуации состоит в том, что Конституции и законодательные акты новых суверенных государств в основе своей не противоречат международному праву, декларируют равенство граждан независимо от национальности, вероисповедания и языка, защиту прав и интересов некоренных национальностей. Тем не менее это не находит подтверждения в реальной жизни".


[1] Положение соотечественников в странах СНГ

http://www.mid.ru/BULL.nsf/b8c211ca1a623d7f432568e900412a30/59936210b36a8179432568e8003f8d71?OpenDocument

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии