Этот памятник близ города Лихула уже был установлен там четырнадцать лет назад, но 2 сентября 2004 года правительство распорядилось его снести – дескать, монумент дискредитирует эстонское государство. И вот теперь праворадикалы добились исправления этой, как они говорят, «ошибки».
2 сентября 2018 года члены праворадикальной Консервативной народной партией (EKRE) провели акцию «День памяти монумента в Лихула» – водрузив на старом месте копию скандального памятника. На чёрном камне изображен солдат в немецкой форме, а надпись на монументе гласит: «Эстонским мужчинам, которые сражались с 1940 по 1945 год против большевизма и за восстановление независимости Эстонии». Как сообщил корреспондент «Эстонского национального телерадиовещания» Юхан Хепнер, всего в акции участвовали около 200 человек. По его словам, «люди собрались во многом потому, что они до сих пор помнят, каким способом ровно четырнадцать лет назад, 2 сентября 2004 года, был демонтирован старый монумент».
Действительно, тогда в, сентябре 2004-го, в Лихула произошли столкновения между местными жителями и полицией. «Но сегодня настроение спокойное, и люди больше сосредоточены на истории», – сказал Хепнер, наблюдая за установкой воссозданного заново монумента. В мероприятии принял участие и бывший старейшина волости Лихула Тийт Мадиссон, который в 2004 году пообещал подать в отставку, если памятник будет перенесен. К слову, в нынешнем году экс-диссидент советского времени Мадиссон за свою приверженность националистическим и русофобским идеям попал в «чёрный список» России, означающий запрет на въезд в нашу страну.
Стоит отметить, что после установки 20 августа 2004 года памятника эсэсовцам в Лихула тогдашний премьер-министр страны Юхан Партс назвал происходящее «цирком» и напомнил, что в Эстонии нацизм осужден. Через некоторое время памятник был решением правительства убран при помощи полиции – причём тогда не обошлось без столкновений правоохранителей с националистами. Позже Партс оправдывался, что демонтаж монумента был вызван необходимостью сохранить имидж Эстонии, поскольку обелиск, дескать, стал поводом для нападок на страну. В письме председателю Эстонского национального комитета в США Мати Кыйву Партс писал: «Установка монумента в Лихула привела к тому, что на участников борьбы за свободу и независимость Эстонии стали навешивать ярлыки сторонников нацизма».
Партс подчеркнул, что на барельефе памятника был изображен солдат в мундире со всеми знаками отличия и наградами, который носили оккупировавшие Эстонию немецкие военнослужащие.
«Монумент дал прискорбную возможность инициировать пропагандистские нападки на Эстонию, распространять подход к событиям истории, далекий от фактов», – пожаловался Партс. Глава правительства отметил, что ряд стран (в том числе США), и несколько международных организаций обратились к Эстонии с просьбой предоставить информацию и разъяснения относительно монумента. Но, по словам Юхана Партса, на решение снять памятник повлияли не эти обращения, а «обязанность хранить честное имя тех, кто боролся во имя свободы и независимости страны, а также необходимость сохранить на международном уровне единый и объективный подход к нелегкой истории Эстонии».
В течение всех минувших лет эстонские националисты вспоминали снос памятника в Лихула с обидой и горечью. И вот теперь они добились «восстановления исторической справедливости»! Посольство России выступило с резким протестом. «С растущей озабоченностью отмечаем, что прославление бывших военнослужащих "Ваффен-СС" – организации, признанной преступной по приговору Нюрнбергского трибунала, принимает в Эстонии некий культовый характер. Это происходит при полном игнорировании общепризнанных оценок всей человеконенавистнической сущности фашистского режима, чудовищных злодеяний гитлеровцев и их приспешников, в том числе на оккупированных немцами в годы Второй мировой войны территориях, включая Эстонию», – отмечают российские дипломаты.
В посольстве восстановление памятника в Лихула поставили в один ряд с проходившими ранее в стране мероприятиями по чествованию бывших военнослужащих легиона «Ваффен СС» Харальда Нугисекса и Альфонса Ребане. Оба они удостоились награды, полученной из рук германского военного командования – Рыцарского креста, и этот факт приводит в восторг современных эстонских «нациков».
22 июня этого года (символичный выбор даты!) в поселке Мустла в волости Тарвасту в Вильяндиском уезде прошла торжественная церемония открытия памятной доски штандартенфюреру Ваффен-СС Ребане – соответствующую инициативу выдвинула организация эстонских военнослужащих.
Прах Ребане в 1999 году при финансовой поддержке эстонского правительства был перевезен из Германии и торжественно перезахоронен на таллинском кладбище Метсакальмисту в присутствии высокопоставленных чиновников.
Нугисекс вообще дожил до 2014 года и скончался в почете и довольстве. Правда, хотя он несколько раз представлялся к различным государственным наградам, но так их и не получил. Нугисекс связывал этот прискорбный для него факт с тем, что эстонское правительство боится непонимания со стороны западных стран. Он был награждён лишь почётным знаком Murtud Rukkilill («Надломленный василёк»), полученным экс-эсесовцем лично из рук президента страны Леннарта Мери. Но какой вопиющий контраст! Двоюродным братом Леннарта являлся бывший военнослужащий, Герой Советского Союза Арнольд Мери, в последние годы жизни возглавлявший Антифашистский комитет Эстонии. Арнольда Мери эстонские власти обвинили в «соучастии в геноциде» и уголовное дело в его отношении окончилось лишь в 2009 году, когда он умер от рака лёгких. МИД России тогда выразил протест против процесса Мери, назвав его «нечистоплотной затеей» и «постыдным судилищем».
В российском посольстве напоминают, что в августе этого года неизвестные изрисовали свастиками памятники жертвам нацистского террора, расположенные в местечке Калеви-Лийва, что в волости Йыэляхтме Харьюского уезда (в северо-западной части Эстонии).
Вандалы также разбили стоявшие у мемориала цветочные горшки, вырвали цветы, разбросали и растоптали свечи, подожгли и изрисовали информационный стенд, установленный при помощи сотрудников посольств Германии, Чехии и Польши. В период с 1942 по 1943 годы в Калеви-Лийва убивали советских военнопленных, евреев и цыган, всего тут нашли смерть свыше 2000 человек. Как видно, в Эстонии и сейчас есть люди, готовые продолжить дело нацистских палачей.
В посольстве РФ подчёркивают: «Особое недоумение вызывает то, что эта вопиющая акция (восстановление памятника эсесовцам в Лихула – В.Е.), равно как и прославление эсэсовцев Харальда Нугисекса и Альфонса Ребане, ежегодные сборища бывших эсэсовцев в Синимяэ, проходят при полном попустительстве эстонских властей. О том, к чему приводит подобное потакание, наглядно свидетельствует недавнее осквернение мемориала погибшим от рук гитлеровцев евреям и цыганам в Калеви-Лийва. Всё это – звенья одной цепи. Решительно осуждая состоявшийся в Лихула неонацистский шабаш, считаем необходимым твердо заявить – ради сохранения мирного будущего в Европе, во избежание глумления над памятью миллионов жертв немецких фашистов и их пособников следует положить конец откровенному восхвалению лиц, воевавших за идеи бесноватого фюрера. К этому обязывают сохраняющие полную силу решения Нюрнбергского трибунала, соответствующие резолюции ООН и Совета ЕС».
Об упомянутых сборищах в посёлке Синимяэ (на так называемой Гренадерской горке), ежегодно проходящих в последнюю субботу июля, следует упомянуть особо. В 1944-м здесь войска нацистов, в составе которых числилась и 20-я эстонская дивизия СС, пытались остановить наступление советских частей. Ежегодные слёты в Синимяэ, проводимые «в память об эстонских героях», всегда становились площадкой для произнесения самых ожесточенных, наиболее непримиримых высказываний в адрес России и русских. Принято считать, что на территории ЕС агрессивная антироссийская риторика стала применяться после начала кризиса на Украине. Но вот что говорил, например, 25 июля 2013 года на слете в Синимяэ председатель всё той же Консервативной народной партии Март Хельме (кстати, сам внук экс-гитлеровца): «Мы всегда были Давидом, воюющим с Голиафом, и всегда, несмотря на все потери, нам удавалось брать над ним верх. Но борьба не завершена, да она и не закончится никогда, так как для восточного соседа одно только существование нашего народа и государства просто непереносимо». Хельме обрушился на российскую прессу: «Когда я поднимался сюда на гору, бросилось в глаза, что на место прибыли и стервятники русской пропаганды, которые пытаются это наше мероприятие представить какой-то коричневой чумой, реабилитацией фашизма, скатыванием Эстонии в какое-то болото тоталитаризма. Мы все знаем, что это ложь. И это было всегда ложью, так как эстонец на протяжении всей истории воевал за Эстонию, в основном, в чужой форме».
Характерно, что в тот раз не менее «ярко» отметились и соседи-латыши, также регулярно прибывающие в Синимяэ. Руководитель самоуправления Крустпилсской области Гундарс Калве из ультранационалистического Нацблока VL-ТБ\ДННЛ воззвал к присутствующим: «Мы приветствуем вас для борьбы! Особенно тогда, когда враг слышит. Будем же готовы к борьбе!» А латышский националист Роландс Аукшпулс сказал, что ему, мол, очень стыдно за нынешнюю ложь политиков, рассказывающих, что молодёжь насильно призывали в «Ваффен СС». «Учите своих детей, что тогда, когда с востока приближался фронт, в добровольцы записалась тридцать одна тысяча человек – в два раза больше, чем прогнозировали немцы. Мы гордимся именно этими латышами и эстонцами!», – подчеркнул Аукшпулс. Националисты из соседних стран Прибалтики неоднократно хвалили эстонцев и за то, как жёстко и решительно они провели в 2007-м перенос «Бронзового Солдата» из центра Таллина, не став «миндальничать» с теми, кто пытался заступиться за монумент.
Глава Антифашистского комитета Эстонии Андрей Заренков выражает беспокойство тем, что по мере приближения назначенных на март следующего года парламентских выборов уровень неонацистских настроений в стране растёт.
«Партия EKRE начала свою предвыборную агитацию установкой памятника эсэсовцам в Лихула, а партия Isamaa ("Отечество") продолжает на государственном уровне мечтать о компенсации за "оккупацию" и занимается героизацией памяти об эстонских фашистах времён Второй мировой войны. Хотя и одни, и вторые потуги выглядят достаточно уныло, но если данные партии единолично окажутся у власти, это грозит Эстонии потерей равновесия», – полагает Заренков. Обе названные им партии, к слову, представлены в эстонском парламенте, а «Отечество» и вовсе состоит в правящей коалиции.
По его словам, надо привыкнуть к тому, что ни Евросоюз, ни США не будут реагировать на неонацистские проявления в странах Прибалтики. «События на территории Украины тому доказательство. Я больше верю не во внешний фактор воздействия, а во внутренний, в системное привлечение молодежи к познанию исторической правды. Когда-то Антифашистский комитет Эстонии имени Арнольда Мери имел возможность проведения мероприятий в этом направлении. Мы действовали эффективно и быстро, проводили ежемесячно встречи, семинары, фиксировали любые попытки реинкарнации нацизма, но сейчас эти возможности исчерпаны», – сетует Заренков.
Тем временем количество памятников воякам из прибалтийского легиона СС растёт. 23 сентября в бельгийском городе Зедельгем прошла церемония открытия монумента в честь латышских легионеров.
В Зедельгеме после войны располагался один из лагерей для пленных, в котором содержались в том числе и латыши. Памятник им был открыт в присутствии представителей латвийского посольства, рижского «Музея оккупации Латвии» и городских чиновников, среди которых оказалась мэр Анника Вермелен. Автором памятника, выполненного в виде бронзового улья с пчелами, является скульптор Кристап Гулбис. «Пчелы – миролюбивые создания и никого не атакуют по собственной воле. Они жалят только тогда, когда им угрожает опасность: тогда они начинают сражаться за собственный улей, семью и свободу», – заявил Гулбис. По его словам, «произведение, если оно демонстрируется в социуме, должно быть понятно каждому». Что ж, почести, воздаваемые в Прибалтике солдатам Гитлера, ясно всем показывают, кого тут держат за героев.