Последние пять лет число натурализовавшихся жителей Латвии не превышает тысячи в год. Это наихудший показатель за всю историю натурализации, что говорит о медленном "умирании" этого процесса. Так что тема неграждан еще долго будет актуальной, ведь количество представителей этой группы остается значительным.
В 2018 году количество людей, получивших гражданство Латвии в порядке натурализации, составило лишь 930 человек. За весь период ниже это число было только в прошлом году, когда данную процедуру успешно прошли 915 человек.
Низкие показатели натурализации сохраняются уже десятый год, в отличие от середины 2000-х годов, когда количество натурализовавшихся измерялось десятками тысяч.
В то же время число латвийских неграждан на данный момент все еще довольно велико — чуть более 214 тысяч человек, или 11% населения страны, имеют этот статус.
На предоставление всем негражданам латвийского гражданства в ближайшие годы надеяться не стоит, так что эта проблема потеряет свою актуальность только со смертью последнего негражданина, что явно произойдет еще не скоро.
Темпы натурализации
Неграждане Латвии являются уникальной группой постоянных жителей страны, не имеющих ее гражданства. Согласно постановлению Верховного Совета Латвийской Республики, гражданами признавались только те лица, которые имели гражданство Латвии до 17 июня 1940 года, а также их потомки (примерно две трети населения). Тогда как остальные проживающие на этой территории люди, преимущественно русскоязычные, оказались лишены гражданских прав. На 1 января 1996 года их количество составляло 670 тысяч человек, или 27% населения республики.
Процедура натурализации в Латвии официально началась 1 февраля 1995 года, и за 23 года латвийское гражданство получили 146 тысяч человек.
Процесс был неравномерным, большинство претендентов натурализовались с 1999 по 2007 год: на этот период приходится 79% всех натурализовавшихся неграждан.
В 1999 году за счет натурализации число неграждан сократилось на 40%, в 2005 году на 70%.
На эти годы выпали такие знаковые события, как отмена "окон натурализации", позволившая подавать заявления лицам всех возрастов, а также вступление Латвии в Евросоюз, давшее возможность огромному количеству населения поехать на заработки в более благополучные страны Европы.
Кроме того в 2004 году началась активизация русскоязычных жителей в связи с борьбой против "школьной реформы" – введения преподавания в русских школах 60% уроков на латышском языке, что тоже мотивировало людей натурализовываться.
Однако начиная с 2008 года натурализация стала постепенно замедляться. В среднем за год натурализовывалось около двух тысяч человек, а с 2014 года их количество не превышает тысячу. Сокращение числа неграждан благодаря этой процедуре сократилось до 10–20%. На натурализацию 214 тысяч неграждан при сохранении ее нынешних темпов, без учета других факторов потребуется около 230 лет.
Сложности экзамена
Одной из причин, не способствующих натурализации, является экзамен по латышскому языку, который многим претендентам просто оказывается не по силам. Так, по данным Управления натурализации, начиная с 2008 года, когда число натурализованных граждан стало резко сокращаться, доля провалившихся на экзамене по латышскому языку, наоборот, начала стремительно увеличиваться. Если в первой половине 2000-х годов удельный вес не сдавших его составлял в среднем 11%, то в последние годы он стал намного выше.
В период с 2009 по 2014 год в среднем ежегодно латышский язык не могли сдать около 40%. За последние четыре года этот показатель немного снизился, однако все равно остается в районе 35%.
По мнению правозащитника Владимира Бузаева, столь высокий удельный вес людей, неспособных сдать экзамен, связан с образовательным уровнем претендентов. По его словам, построив график зависимости между удельным весом соискателей гражданства с высшим образованием и долей не сдавших экзамен на натурализацию с первого раза, можно увидеть, что эти две кривые оказываются зеркальным отражением друг друга.
Существенным фактором является и возраст. По данным Центрального бюро статистики, в 2018 году примерно половину неграждан (49%) составляют люди пенсионного и предпенсионного возраста — от 60 лет и старше. В значительную долю этой группы входят люди в возрасте 45—59 лет (28%). Неграждан среднего возраста 30—44 лет — 16%; молодых — 15—29 лет (4%), тогда как детей 14 лет и младше всего 2%. Представителям старшего поколения намного труднее сдать какой бы то ни было экзамен, что тоже обуславливает столь высокий процент "отказников".
Смертность и отказ от статуса
В данный момент натурализация практически не оказывает влияния на убыль неграждан, а основными факторами сокращения этой группы населения являются другие причины. Главная из них – это смертность, которая значительно способствует уменьшению численности этой группы. Однако это совсем не значит, что стоит лишь подождать еще примерно двадцать лет и бóльшая часть неграждан исчезнет естественным путем. По расчетам Бузаева, к середине века в Латвии еще будет проживать примерно 34 тысячи неграждан, которых будет достаточно, чтобы эта проблема продолжала оставаться актуальной.
Среди основных причин сокращения неграждан выделяется отказ от этого статуса, вызванный принятием гражданства другой страны. По данным Управления по делам гражданства и миграции (УДГМ), в 2012—2014 годы в среднем около трех тысяч человек в год лишались статуса негражданина. Начиная с 2015 года этот показатель немного снизился, но все равно где-то тысяча человек в год перестает быть негражданами Латвии.
Как заявляет УДГМ, многолетняя тенденция свидетельствует, что неграждане Латвии в основном берут гражданство России и чаще всего гражданство этой страны принимают люди в возрасте от 51 до 61 года. Возможно, это объясняется желанием получить российскую пенсию, являющуюся для многих существенным денежным подспорьем. Кроме того, статус российского пенсионера дает и некоторые другие льготы, например, право бесплатного проезда в рижском общественном транспорте, ведь возраст выхода на пенсию в России пока еще заметно ниже, чем в Латвии.
Однако независимо от причин получения российского гражданства, факт остается фактом — доля граждан России, живущих в Латвии, существенно возрастает. Если в 2000 году в стране было около 20 тысяч человек с российскими паспортами, то на данный момент количество российских граждан, постоянно проживающих в ней, составляет более 40 тысяч человек. При сохранении этой тенденции не исключено, что через некоторое время количество граждан России вполне может превысить число неграждан, что, естественно, заставит латвийские власти озаботиться решением этой проблемы. Правда, уже может быть поздно.