После распада СССР отток русского населения из Таджикистана оказался одним из наиболее значительных на постсоветском пространстве. Численность русских в республике сократилась с 388 тыс (по переписи 1989 г.) до 35 тыс чел. (по переписи 2010 г.), т.е. более, чем в 10 раз. Сейчас она не превышает 0,5% от общей численности населения восьмимиллионного Таджикистана[1]. По оценке организаций российских соотечественников в стране, реальное число русских, скорее всего, еще меньше и имеет устойчивую тенденцию к дальнейшему сокращению.
В основном этнические русские проживают в городах – Душанбе, Турсунзаде, Худжанде, Чкаловске и др. В советское время они составляли кадровую основу промышленного и научного потенциала республики, и с их оттоком страна в значительной степени утратила прежние возможности развития ряда отраслей промышленности и науки.
Главная причина исхода русского населения – гражданская война 1992-1997 гг. и последовавшее катастрофическое падение уровня жизни людей. Сейчас русские в Таджикистане – это в основном люди пенсионного и предпенсионного возраста, которые не смогли покинуть страну в период массовой эмиграции 1990-х гг. На русскоязычных не распространяется система традиционной материальной поддержки таджикских авлодов, а государственная система соцобеспечения в РТ работает слабо. Поэтому большинство из них, особенно в районных центрах, находится в бедственном материальном положении. Кроме того, столкнувшись с бюрократическими трудностями, многие русские старики отказались от оформления гражданства России, хотя, используя возможности миграционного законодательства РФ, его получили десятки тысяч этнических таджиков, а многие (бывшие милиционеры, военные и т.д.) легально получают высокую по местным меркам российскую пенсию. При этом Таджикистан – единственная страна, с которой Россия имеет исполняющийся обеими сторонами Договор об урегулировании вопросов двойного гражданства от 7 сентября 1995 г.
С оттоком русского населения произошло более стремительное, чем в большинстве стран СНГ, сужение сферы применения русского языка, который имеет в РТ декларативный статус «языка межнационального общения»[2]. К обязательному государственному делопроизводству на национальном языке Таджикистан перешел в 2009 г.[3] Интересно, что на этом фоне потребность в изучении русского языка остается высокой, прежде всего по причине значительной трудовой миграции в Россию. С внедрением в РФ с 1 января 2015 г. обязательных тестов по русскому языку для мигрантов прогнозируется дальнейшее усиление этой тенденции.
Однако оставшаяся учебная инфраструктура и педагогические кадры объективно не в состоянии удовлетворить существующий спрос на русский язык. В настоящее время в Таджикистане сохранилось всего 18 школ с обучением только на русском языке (в 1991 г. их было около 100). Три из них подчиняются Министерству обороны России и находятся в ведении 201-й Российской военной базы. В средних школах Республики Таджикистан существуют также классы с русским языком обучения. Всего по стране 8358 таких классов и большая часть из них в г. Душанбе и Согдийской области. Действуют курсы при вузах и в Российском Центре Науки и Культуры в Душанбе. Уровень преподавания русского языка в целом по стране слабый. Ощущается острая нехватка учителей русского языка и недостаток адаптированных под Таджикистан учебных пособий.
В 2013 г. Министерство образования РТ подготовило проект выхода национальных диссертационных советов из подчинения Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки РФ и создания собственной ВАК. Если это решение будет реализовано, ускорится также вытеснение русского языка из научного оборота в Таджикистане и неминуемая самоизоляция местной науки.
В целом, учитывая малочисленность и социальную незащищенность русского населения Таджикистана, эксперты все чаще говорят о необходимости со стороны России создать в РТ временную (на срок 5-10 лет) систему социальной поддержки нуждающихся русскоязычных, организовать их учет и систематическую материальную и адресную продуктовую помощь. Привлечь к этой работе институты Русской православной церкви и благотворительные организации РФ. Обеспечить внимание государственных российских СМИ к проблемам соотечественников в республике.
Для улучшения ситуации с русским языком в стране целесообразно в сотрудничестве с властями Таджикистана продолжить расширение сети филиалов российских вузов с упором на подготовку специалистов по русскому языку; в качестве пилотного проекта создать в Душанбе и Худжанде несколько коммерческих русских школ (ориентированных на обеспеченные слои населения) по типу успешно действующих турецких лицеев; развивать практику командирования преподавателей из России и оказания технической помощи таджикским учебным заведениям. Одновременно важно поддерживать высокий спрос на знание русского языка путем дальнейшего постепенного повышения языковых требований к таджикским трудовым мигрантам с целью их лучшей адаптации в российском обществе.
[1] Перепись населения и жилищного фонда Республики Таджикистан 2010 г. Национальный состав, владение языками и гражданство населения Республики Таджикистан. Том III. Агентство по статистике при Президенте РТ. Душанбе. 2012. С.7.
[2] Ст.2 Конституции Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г.
[3] Ст.5 Закона Республики Таджикистан о Государственном языке от 5 октября 2009 года №553.