Соглашения с ЕС: добровольное подписание акта капитуляции

27 июня в Брюсселе П.Порошенко подписал экономическую часть Соглашения об ассоциации с ЕС. Это событие он назвал «наверное, самым важным днем для моей страны после провозглашения независимости». Но экономические прогнозы для Украины после подписания соглашения по-прежнему остаются неутешительными – серьезнейший удар по ключевым производственным отраслям Украины, массовая потеря рабочих мест, неоколониальный статус Украины при подчиненности создающимся надгосударственным структурам. Бурные празднования по поводу ассоциации и славословия украинского политикума по этому поводу скрывают за собой простой факт – пафосное подписание соглашения не означает, что оно вступает в силу, оставляя Западу поле для политических маневров.

Во-первых, как заявила А.Меркель, «торговая часть не сразу будет действовать. Вначале состоятся технические переговоры с участием России, Еврокомиссии и Украины, все участники заявили о своей готовности к этому». Предварительно, по сообщениям СМИ, первый раунд переговоров назначен на 3-4 июля. Еще не понятно, с каким результатом они пройдут, учитывая неоднократные заявления представителей Таможенного союза о том, что в случае подписания Украиной соглашения страны ТС будут защищать свои рынки. И сомнительно, чтобы эта позиция изменилась. Даже если такие переговоры и состоятся, то маловероятно, что это будут быстрые дебаты – на эту мысль наталкивает просто общий объем соглашения.

Во-вторых, в начале июля заканчивается пленарная сессия украинского парламента. Порошенко уже заявил, что он не собирается форсированно выносить подписанное соглашение на ратификацию парламента: «...следующая неделя последняя пленарная на данной сессии парламента. Технические вопросы (подготовка к ратификации) займут не одну неделю… Поэтому соглашение не будет ратифицировано на следующей неделе».

Причина не убедительна, поскольку, как показывает практика, когда необходимо, парламентарии всегда имеют возможность либо продлить пленарную сессию, либо провести внеочередную. Не исключено, что нежелание Порошенко вносить документ в парламент вызвано иными обстоятельствами. Например, неуверенностью в том, действительно ли под это наберется нужное количество голосов. Для Порошенко в имиджевом смысле было бы крайне неприемлемым продемонстрировать, что парламент им не полностью контролируется.

Впрочем, возможны и иные причины. Например, следующая парламентская сессия начнется только осенью, а как раз на осень планируются внеочередные парламентские выборы. И как поведут себя депутаты, которые думают о своем переизбрании, сказать сложно. Возможно, на это и делается ставка, а значит – на затягивание реального процесса вступления в силу соглашения (временного, поскольку все страны ЕС должны ратифицировать документ, на что уйдут годы). Ведь разговоры о том, какой манной небесной для Украины является соглашение и какие реальные последствия от него – разговоры о двух совершенно разных вещах. Тем более в условиях кризиса и принципиальной позиции России и других стран ТС относительно ассоциации.

* * *

Пока же Порошенко пытается убедить всех (Донбасс особенно) в том, что ассоциация с ЕС - это абсолютное благо для страны: «Остановка промышленных объектов на Востоке Украины была связана с военными действиями… Первый приоритет – восстановление их деятельности. Чтобы люди имели возможность туда вернуться, восстановить жилье, в том числе за счет средств государства, и восстановить производство… Подписание ассоциации означает для них новые инвестиции, новые правила работы без коррупции, новые рынки, наибольшие рынки мира… При этом я предвижу, что мы не потеряем ни одного рынка, на котором мы есть, включая российский».

Однако военные действия на Юго-Востоке делают все эти заявления не более чем информационным шумом. Пока ситуация там не будет решена концептуально и целостно, никаких западных инвесторов там не будет. А Киев продолжает действовать на этом направлении крайне неконструктивно.

Особенно отчетливо это становится понятно на фоне переговоров между Киевом и представителями двух провозглашенных республик о прекращении огня. 27 июня как раз закончилось время этой промежуточной договоренности, которая оказалась по большей части лишь словами для украинской власти – эти соглашения нарушались регулярно.

Строго говоря, новый раунд переговоров это отчетливо показал. И хотя перемирие было продолжено еще на 72 часа, видно, что это ситуативное решение, которое ведет только к хрупкой стабилизации текущего статус-кво. При этом Киев отказывается даже рассматривать предельно простые требования ДНР и ЛНР, на которых последние готовы начать полноценный диалог: отвод войск хунты на 10 км минимум от линии соприкосновения, прекращение артиллерийских обстрелов, разблокирование путей сообщения. Кроме того, речь идет о готовности республик восстановить полноценный мониторинг ситуации в зоне конфликта со стороны ОБСЕ, а также проведения с киевской властью обмена задержанными в режиме «все на всех».

Несмотря на происходящее, лидеры ДНР и ЛНР отчетливо понимают, что если военный кризис – это актуальная проблема сегодняшнего дня, то соглашение об ассоциации имеет стратегические, т.е. долгосрочные риски и угрозы. Точно так же отчетливо они понимают и то, каким бедствием для их регионов окажется эта пресловутая ассоциация с ЕС. Поэтому в срочном порядке готовятся к выходу из законодательного поля Украины, чтобы минимизировать экономические риски, связанные с последними шагами Киева в сторону Евросоюза. «Этим решением (подписание экономических и секторальных положений соглашения об ассоциации с ЕС) Украина фактически отрезает от себя российский рынок. Нам нужно срочно решать вопрос выхода из законодательного поля Украины и интеграции с ТС, потому что наши отрасли наиболее уязвимы в случае потери этих рынков», - сказал первый вице-премьер министр ДНР А.Пургин.

* * *

Следует подчеркнуть, что соглашение об ассоциации также остается долгосрочным вызовом для экономики и остальной Украины. Причем сегодня даже более сильным, чем в ноябре 2013 года. Сейчас, когда новая власть воюет со своим народом, когда разрушена инфраструктура целых регионов, когда растут масштабы гуманитарной катастрофы и беженцы ищут спасения за рубежом, экономическая модель украинского государства (и без того далекая от совершенства) просто не выдержит столкновения с европейскими реалиями и жесткой конкуренцией.

В нынешних условиях Украине куда больше, чем раньше, угрожает роль перевалочного пункта и точки решения всех тех проблемных вопросов, которые Евросоюзу не хотелось бы решать на своей территории. Например, выращивание ГМО продукции. Или власти Евросоюза вполне могут вернуть новые украинские власти к обсуждению вопроса, который поднимался еще во времена Ющенко, – сделать из Украины пункт приема беженцев и разнообразных интернированных лиц из стран ЕС.

Продолжая уничтожать украинскую экономику (теперь наряду с военными действиями на промышленном юго-востоке страны этому будет способствовать и соглашение об ассоциации), новая украинская власть загоняет все население страны в такую долговую яму перед Западом, что суверенитет Украины все больше похож на эфемерную конструкцию. И эта долговая кабала не вопрос 5-10 лет – это практически навсегда. Запад же получает в свое распоряжение огромный ресурс, который каждый из игроков может использовать по своему усмотрению.

Например, США может вести борьбу против России за счет жизней простых украинцев, натравливая их на братский народ. ЕС, имея на своей границе буферную зону, которую будет понемногу поддерживать деньгами, чтобы не было голодных бунтов, может уменьшать экономические возможности потенциально опасного конкурента, который в случае объединения своих усилий со странами ТС мог бы стать серьезной головной болью для европейцев. Начавшаяся в ноябре 2013 года спецоперация Запада против украинских властей, не пожелавших играть в такую игру, завершилась 27 июня 2014 года актом добровольной капитуляции Киева. 

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии