Украина: война с собственным народом

28.05.2014

Предлагаем вашему вниманию доклад Московского бюро по правам человека «Украина: война с собственным народом».

Украинский внутриполитический кризис вышел на новый виток. По южным и восточным регионам страны прокатилась волна политического насилия. Начиная с апреля 2014 год власти в Киеве, свергнувшие легитимного президента Виктора Януковича, применительно к своим действиям в Донбассе и в Харьковской области стали использовать словосочетание «антитеррористическая операция».

Фактически противники победителей Майдана стали отождествляться с агрессивным сепаратизмом и терроризмом. В действительности же в политических требованиях жителей южных и восточных регионов Украины нет единой платформы. В них сочетаются и стремление к отделению от Украины, и желание остаться в составе федеративного государства. Это вызвано стремлением к элементарному правопорядку, прекращению хаоса, который привел к коллапсу власти и правоохранительной системы. Однако представители украинского правительства вместо ведения диалога и попыток вовлечения противников Майдана в легальный политический процесс выбрали политику, ориентированную на подавление оппонентов.

О начале антитеррористической операции (АТО) на территории Донецкой, Луганской и Харьковской областей 7 апреля 2014 года объявил и.о. президента Украины Александр Турчинов.  Об акциях «антитеррора» в Харькове 8 апреля 2014 года заявил и.о. министра внутренних дел киевского правительства Арсен Аваков. 13 апреля МВД Украины заявило о проведении «антитеррористической операции» в Славянске Донецкой области. Исполняющий обязанности украинского президента Александр Турчинов   14 апреля 2014 года выступил с заявлением о проведении антитеррористической операции на юге и востоке Украины. В специальном указе  № 405/2014 Турчинов постановил «ввести в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 13 апреля 2014 года “О неотложных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранению территориальной целостности Украины”». По словам исполняющего обязанности главы администрации президента страны Сергея Пашинского, 11 мая 2014 года антитеррористическая операция в Донбассе (города Славянск, Красный Лиман и Краматорск)  вошла в «финальную стадию». По словам чиновника, «в ходе операции уничтожено много сепаратистов», а также «уничтожены базы и блокпосты» ополченцев.

Эти действия со стороны Киева де-факто вывели гражданское противостояние на Украине на принципиально новый уровень. Если до ведения АТО противоборства носили, как правило, спонтанный характер и ограничивались драками и потасовками, то после серии апрельских решений киевских властей ситуации стала стремительно скатываться к вооруженному гражданскому конфликту. Именно после начала АТО количество жертв в украинском противостоянии значительно выросло. За неполный  месяц противостояния в городе Славянске Донецкой области, ставшем эпицентром «антитеррора по-киевски», количество погибших и раненых уже исчислялось несколькими десятками. Так, по оценкам и.о. главы МВД Арсена Авакова, на 6 мая 2014 года было убито 45 ополченцев Донбасса, а раненых в несколько раз больше. По данным противостоящего Киеву Вячеслава Пономарева («народного» мэра Славянска),  на 10 мая были убиты 8 ополченцев и 12 гражданских лиц, в то время как ранены 6 ополченцев и 24 гражданских жителя города.

В Одессе 2 мая 2014 года произошли трагические события, повлекшие за собой человеческие жертвы (48 человек, количество погибших уточняется). По аналогии с днем 9 января 1905 года («кровавым воскресеньем») майскую трагедию в Одессе стали называть «кровавой пятницей». По мнению руководителя Московского Центра Карнеги Дмитрия Тренина, это событие по своему значению сопоставимо с атакой на рынке в Сараево в 1992 году (ставшей прологом к кровавой войне в Боснии) и трагедией в ливийском Бенгази в 2011 году. С его точки зрения, трагедия Одессы показала, что Украина приобрела «ментальность гражданской войны». Порядка 20-30 человек (по разным оценкам) стали жертвами столкновений в Мариуполе Донецкой области в День Победы 9 мая 2014 года. Среди погибших был и начальник ГАИ города Виктор Саенко. Известный украинский политик Олег Царев так оценил ситуацию: «Конец уже наступил. Развязана война против собственного народа».

При этом отличительной особенностью гражданского противостояния на Украине является то, что она идет не только и не столько между властью и оппозицией, но, в первую очередь, между двумя группами прежде несистемных сил. Этот факт делает конфликт более глубоким и потенциально намного более опасным.

В «наведение порядка» на юге и востоке Украины помимо подразделений МВД и министерства обороны вовлечены так называемая Национальная гвардия (воссозданная 12 марта 2014 года), а также радикалы из партии «Правый сектор». Виталий Захарченко, бывший руководитель украинского МВД (вынужденный покинуть Украину) 4 апреля 2014 года 

заявил: «Есть ощущение, что придумали Национальную гвардию, чтобы легализовать таким образом боевиков, которые не хотят сдавать оружие, чтобы они осуществляли реальную власть. Таким образом противопоставить их и милиции, и армии, и наводить порядок, что называется, своими революционными силами». Первый батальон Национальной гвардии принял присягу 6 апреля 2014 года (500 гвардейцев в возрасте от 18 до 55 лет за три недели прошли специальную военную подготовку). Именно он играет ведущую роль в проведении АТО на юге и востоке Украины.  Гвардейцы в количестве 350 человек 15 апреля 2014 года были направлены в район Славянска для проведения операций против «ополченцев» Донбасса. Национальная гвардия 25 апреля 2014 года заблокировала все въезды в Славянске.  Весьма показательным является мнение одного из гвардейцев, участвующих в блокаде этого донбасского города, львовского предпринимателя, а впоследствии одного из авторитетных «сотников» Майдана Андрея Антонищака: «Выход пока видится один. Замкнуть их в кольцо и ждать, пока все эти рашистские гниды передохнут. А кто будет высовываться, тех мы будем ликвидировать. Что, собственно, и делается. Пусть Бог простит, но пощады не будет ни единому террористу. Мы их уничтожали и будем уничтожать. Мы на своей земле». Непраздный вопрос, а на чьей земле находятся жители Славянска и всего Донбасса?

Сама же АТО (равно как и сопровождающие ее эксцессы) происходят на фоне развала правоохранительной системы государства, что признается не только российскими, но и ведущими американскими экспертами по Евразии. Так, по мнению директора программы «Россия и Евразия» Центра Карнеги Юджина Румера, если бы у Украины существовала компетентная правоохранительная система, то можно было бы избежать как жертв на Майдане в Киеве, так и дестабилизации на юге и востоке страны.

В итоге вокруг АТО на юге и востоке страны формируется своеобразное объединение представителей силовых структур, криминальных и полукриминальных групп, националистических формирований и олигархического бизнеса. Эта коалиция напоминает складывание аналогичного альянса в начале 1990-х годов в Грузии, когда против Южной Осетии и Абхазии использовались силы войск Госсовета вместе с отрядами «Мхедриони» («Всадники»), возглавляемыми известным криминальным авторитетом Джабой Иоселиани, а также другие добровольческие подразделения. Однако принципиальное различие с украинской ситуацией в том, что Грузия действовала против своих бывших автономий сразу же в процессе распада СССР, а также в первые месяцы после Беловежских соглашений декабря 1991 года, когда независимая государственность только складывалась. Украина же имеет за плечами два десятилетия государственного строительства. Однако в 2014 году налицо эрозия ведущих государственных институтов и неспособность армии и правоохранительных институтов функционировать самостоятельно без поддержки сомнительных сил.

Де-факто одним из спонсоров операции Киева выступает украинский олигарх, собственник крупнейшего банка страны «Приват-банк» Игорь Коломойский. Он был назначен и.о. президента страны Александром Турчиновым губернатором Днепропетровской области 2 марта 2014 года. Практически сразу же он заявил о необходимости противостояния «шизофреническим планам Владимира Путина» и «российской марионетке Виктору Януковичу». Затем он объявил охоту на «российских диверсантов». Так, заместитель Коломойского бизнесмен Борис Филатов заявил: «У нас есть предложение. За каждый «ствол» выплачивается вознаграждение: за автомат 1000 долларов США, пулемет — 1500 долларов США, гранатомет — 2000 долларов США. За каждого «зеленого человечка» (так на Украине принято называть военных или силовиков из России, якобы участвующих в конфликте - авт.) — 10 000 долларов США. За каждое освобожденное здание, переданное местной власти и под охрану спецроты «Донбасс» батальона «Днепр» — вознаграждение 200 000 долларов США».

Помимо Коломойского поддержку АТО (как самой операции, так и информационной кампании антироссийского характера) оказывают и другие капитаны крупного бизнеса.  Лидер крупнейшей западноукраинской группы «Континиум» Игорь Еремеев, построивший свой бизнес на торговле российскими нефтепродуктами, сегодня финансирует русофобское «Громадське.tv». Петр Порошенко, кандидат в президенты Украины (львиная доля активов которого расположена на Волыни и в Винницкой области) – собственник «Пятого канала», проводящего жесткую информационную войну против РФ и юга-востока Украины.

Однако стоит заметить, что в рядах украинских олигархов относительно АТО нет единства (особенно по мере роста числа жертв и опасностей скатывания Украины к югославскому сценарию). Так, Ринат Ахметов после столкновений в День Победы в Мариуполе призвал Киев остановить «антитеррористические» акции. Представители принадлежащей ему группы «Метинвест» 10 мая заявили: «Мы призываем отказаться от практики ведения в мирных городах Донбасса крупномасштабных боев с применением Вооруженных Сил, тяжелой техники и вооружения. Мы считаем, что украинские военные, а также и другие вооруженные люди должны немедленно покинуть город. Еще не исчерпаны все возможности мирных переговоров. Власть еще может и должна услышать голос жителей Донбасса. Власть должна обеспечить мир и покой в городах, чтобы люди могли спокойно жить и работать».

В то же самое время Киеву противостоят те силы, которые до весны нынешнего года не были фронтменами политической жизни Донбасса. Если лидеры Крыма, принявшие деятельное участие в его самоопределении в марте 2014 года, ранее были деятелями, достигшими определенной известности во власти и в бизнесе, то люди, ставшие лидерами юго-востока,  не имели значительного опыта в политике. Так, спикер Верховного Совета Крыма Владимир Константинов был руководителем крымского отделения Партии регионов, занимал пост депутата в трех созывах парламента автономии, Сергей Аксенов, глава республики, имел опыт депутатской работы, был избран по одномандатному округу, а Алексей Чалый имел репутацию успешного и эффективного предпринимателя. Лидеры Донбасса, поднявшегося против новой киевской власти, Вячеслав Пономарев,  Игорь Стрелков,  Валерий Болотов заявили о себе как о политиках в ходе весенних событий 2014 года. И на сегодняшний день даже Олег Царев, претендующий на роль выразителя мнения юго-востока Украины, не рассматривается в качестве единого лидера этой части страны.

Односторонняя реакция США и их союзников позволяет говорить о «балканизации» украинского противостояния, при котором, как в случаях с Хорватией, Боснией и Герцеговиной и Косово, вина и ответственность возлагается лишь на одну из сторон. В 1990-х годах это были сербы и официальный Белград, а в 2014 году таковыми провозглашены «пророссйиские сепаратисты».

В настоящем докладе предполагается рассмотрение действий со стороны киевских властей, направленных на подавление юго-востока Украины а также анализ международной реакции ключевых игроков (Россия, США, Европейский Союз) на эскалацию противостояния на Украине. Предлагаются также политические рекомендации по выходу из нынешнего тупика.

Полный текст доклада можно скачать в формате Word на сайте Фонда поддержки и защиты прав соотечественников в разделе Исследования. 

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии