Национальные меньшинства в Молдове: правовая защита и реальное положение в обществе

Молдавия традиционно многонациональна и многоязычна. Расположение на границе восточной и западной цивилизаций исторически предопределило неоднородность населения страны. Свободное развитие культур различных этнических и языковых сообществ имеет глубокие корни и успешно способствует обогащению общего духовного и культурного наследия молдавского народа. Здесь веками вместе с молдаванами живут представители других народов. По данным переписи населения 2014 года, к наиболее крупным этническим группам Молдовы относятся украинцы (6,6 процентов от общего количества жителей), гагаузы - 4,6, русские - 4,1, болгары - 1,9 процента. Украинцы, русские и болгары вместе составляют 2/3 населения Приднестровья.

При таком составе населения проблема регулирования межнациональных отношений и создание законодательной и институциональной основы для защиты прав этнических меньшинств имеют для Молдовы первостепенное значение. В 1996 году Парламент РМ ратифицировал Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств, в 2001 году принял закон о правах национальных меньшинств, в 2003 - Концепцию национальной политики. Еще в 1989 году был принят очень важный для русскоязычных жителей закон о функционировании языков на территории республики. В целом правовая база, обеспечивающая защиту жизненных интересов национальных меньшинств, соответствует международным стандартам в этой области.

Необходимо напомнить, что до недавнего времени Молдова представлялась мировому сообществу как страна успехов в области осуществления разнообразных реформ в различных сферах жизнедеятельности государства. Однако реальная ситуация весьма далека от провозглашенных молдавскими властями идей европейской интеграции и построения благополучного общества. В стране остается сложной общественно-политическая и социально-экономическая обстановка. Происходит дальнейшее ухудшение жизни населения, растет безработица и это способствует массовой трудовой миграции. Высок уровень коррупции в органах полиции и судов, что порождает недоверие к юстиции в целом. Продолжается противостояние в высших эшелонах власти. В последние годы наблюдается рост унионистских настроений, особенно в молодежной среде.

В контексте соблюдения прав человека особую озабоченность вызывает положение национальных меньшинств Молдовы. Переживая вместе с титульным населением невзгоды непростой экономической ситуации, они дополнительно испытывают ущемление своих прав, несмотря на то, что республиканским законодательством закреплены гарантии их соблюдения. Это касается нарушения молдавскими властями конституционных прав русскоговорящих граждан на обеспечение доступа к государственной службе; выбора языка воспитания и обучения; права свободного получения любой информации, касающейся общественных дел; невмешательства в частную жизнь и других. Многие правовые нормы, закрепляющие их права, не претворяются в жизнь. Резолюции Совета Европы о выполнении РМ Рамочной конвенции отмечают, что соблюдение на практике законов, касающихся прав национальных меньшинств, остается одной из главных проблем Молдовы.

Обоснованную тревогу у представителей национальных меньшинств вызывает очевидная тенденция властей по пересмотру правовых норм, регулирующих функционирование языков на территории республики. Цель предлагаемых изменений в законодательстве очевидна- искоренение молдавско-русского билингвизма и полное вытеснение русского языка, обладающего статусом языка межнационального общения, из различных сфер деятельности государства и общества. Примером этому являются внесенные в 2012 году изменения в закон 1994 года о документах национальной паспортной системы, в соответствии с которыми удостоверение личности больше не заполняется на русском языке и в нем не указывается отчество владельца. По мнению наиболее крупных общин (украинской, русской, гагаузской, болгарской, белорусской), исключение отчества из официального документа является массовым нарушением права человека на собственное имя и вмешательством в его частную жизнь. Такие изменения напрямую затрагивают интересы сотен тысяч жителей страны и свидетельствуют о стремлении этнокультурной ассимиляции представителей этнических меньшинств.

Принятый в 2014 году новый Кодекс об образовании отменил действовавший с 1995 года аналогичный закон и радикальным образом изменил имевшуюся в последние два десятилетия возможность получения образования на молдавском и русском языках. Государство теперь обеспечивает учебный процесс на только на румынском языке. Русский язык в качестве языка обучения в кодексе даже не упоминается и фактически отнесен к одному из языков национальных меньшинств, использование которого будет осуществляться в пределах возможностей системы образования. В связи с этим в обществе нарастает обеспокоенность дальнейшей судьбой действующих сейчас в Молдове более 250 школ с русским языком обучения, охватывающих 64 тысяч учащихся. Высказываются опасения по поводу их неминуемой реорганизации, вплоть до ликвидации.

Одной из серьезнейших проблем остается недостаточное представительство национальных меньшинств в органах государственного управления, что прямо противоречит республиканскому законодательству, закрепляющего их право на примерно пропорциональное представительство в исполнительных органах, в судах, полиции, армии. Государство в своей деятельности в области кадровой политики это требование закона игнорирует. Европейские эксперты неоднократно отмечали, что представители национальных меньшинств не вовлечены в исполнительные органы высшего уровня, включая правительство, в правоохранительные органы, судебные инстанции. Тревогу у них вызывает тот факт, что лингвистические разногласия используются в целях раскола молдавского общества, а в политических дискуссиях наблюдаются случаи проявления нетерпимости на почве языковой принадлежности.

Наличие серьезных проблем в области соблюдения прав национальных меньшинств отметил помощник Генерального секретаря ООН по правам человека Иван Шимонович, посетивший нашу страну с официальным визитом в марте 2016 года. Он заявил, что обеспокоен многочисленными и глубокими разделениями в обществе Молдовы - по этническому, лингвистическому, религиозному и другим признакам. Доверие к госучреждениям находится на рекордно низком уровне, слабое правосудие и отсутствие общего видения относительно будущего страны привело к тому, что многие жители покидают республику,- заключил Шимонович.

Недавно Советом Европы было обнародовано очередное заключение о соблюдении Молдовой Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. Европейские эксперты в четвертый раз за последние 20 лет оценили выполнение молдавскими властями этого важного международного договора и констатировали, что ими не выполняются многие обязательства по защите национальных меньшинств, в связи с чем целый ряд проблем остается нерешенным. По их мнению, в республике сохраняется дискриминация в отношении национальных меньшинств. Они также отмечают, что в Молдове по-прежнему не созданы условия для того, чтобы можно было говорить о единой гражданской идентичности, уважающей имеющееся многообразие. Как говорится в заключении комитета, языковое и этническое разделение накладывается на дифференциацию по принципу Восток-Запад и вносит свой вклад в раскол молдавского общества на две группы: русскоязычные и говорящие на государственном языке.

В марте этого года Совет по правам человека ООН рассмотрел доклад Специального докладчика по вопросам меньшинств Риты Ижак-Ндиайе о ее миссии в Республике Молдова летом 2016 года. Отмечается, что общество Молдовы традиционно является многоэтничным, многоконфессиональным и многокультурным и это многообразие следует ценить и рассматривать в качестве важного преимущества и одной из сильных сторон страны. Законодательная основа в целом благоприятствует защите прав национальных меньшинств. Однако углубляющийся раскол между общинами по этническим, языковым или иным признакам, наряду с политической и финансовой нестабильностью и политизацией вопросов использования языков, привели к обострению напряженности в последние годы и могут угрожать мирному сосуществованию, если не будут найдены надлежащие решения», - говорится в выводах и рекомендациях Совета.

В течение последних трех лет правозащитный центр проводит публичный мониторинг исполнения государственными органами республиканского и международного законодательства в области защиты прав национальных меньшинств, по результатам которого проведено несколько конференций, круглых столов по данной тематике. В обращениях этих форумов к Парламенту и Правительству поднимались проблемы ущемления прав национальных меньшинств, однако должного реагирования властей не последовало. 27 мая этого года состоялся круглый стол на тему «Правовое положение русскоязычного населения Молдовы: проблемы и решения», участники которого вновь заявили о своей озабоченности состоянием дел в этой области и предложили Председателю Парламента и Премьер-Министру встретиться с руководителями ряда национально-культурных организаций, входящих в координационный совет при Бюро межэтнических отношений, для обсуждения наиболее острых вопросов, касающихся защиты прав и законных интересов представителей национальных меньшинств республики. Предлагалось затронуть вопросы усиления контроля со стороны парламента и правительства за неукоснительным соблюдением органами государственной власти законодательства о правах нацменьшинств, недопущения случаев дискриминации по этническому и лингвистическому признакам, этнокультурной ассимиляции и другие проблемы, провоцирующие напряженность в обществе. Отмечалось, что рекомендации международных правозащитных организаций по устранению нарушений прав этнических меньшинств на парламентском и правительственном уровне ни разу не обсуждались. Это обращение также осталось без ответа.

27 сентября состоялся очередной круглый стол, обсудивший проблемы языковой политики в Республике Молдова и пути их решения, в работе которого принял участие Президент РМ Игорь Додон. В своем выступлении он отметил, что национальное законодательство в области функционирования языков не работает в полной мере. В Молдове более миллиона граждан говорят на русском языке, свободно могут общаться на нем два - два с половиной миллиона человек. На русском постоянно говорит треть населения страны и мы не позволим, чтобы у нас сложилась такая же языковая ситуация, как ныне в некоторых других странах. В республике на данном этапе действуют школы с преподаванием на русском, украинском, болгарском, гагаузском языках - и такое положение должно сохраниться,- сказал Игорь Додон. Он выразил надежду, что в рамках круглого стола будут предложены законодательные инициативы или другие меры, для того чтобы существующие в молдавском обществе межэтнические проблемы все-таки были решены.

Участники форума подробно осветили недостатки в исполнения языкового законодательства, в том числе сокращения использования русского языка в системе образования, органах юстиции, судебных инстанциях, наименованиях, в СМИ и других сферах. Было высказано пожелание, чтобы учрежденный недавно Совет гражданского общества при Президенте РМ стал надежным связующим звеном между главой государства и национально-культурными организациями в решении проблем в области межнациональных отношений. В принятой резолюции отмечается, что усилия властей по радикальному изменению функционирования языков приведет к установлению моноязычного режима в полиэтничном молдавском обществе. Парламенту РМ рекомендовано в кратчайшие сроки внести изменения в нормативные акты, как-то Кодекс об образовании, законы о документах национальной паспортной системы и другие. Решено направить открытые письма в международные правозащитные организации, проинформировав их о массовых нарушениях гражданских, социальных и других прав русскоязычных жителей республики.

В декабре 2016 года Правительство утвердило Стратегию укрепления межэтнических отношений в Республике Молдова на 2017-2027 годы, разработанную при поддержке офиса Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств. Еще на стадии обсуждения этот документ вызвал широкий общественный резонанс. Высказываются опасение, что основной целью стратегии является не интеграции этнических меньшинств, которые столетиями проживают в этом крае и всегда были составной частью молдавского народа, а их ассимиляция. Отмечалось, что при очевидном недостатке специалистов в данной области, а также отсутствии должного финансирования, стратегия не будет реализована. До сего дня план действий по ее выполнению даже не рассматривался на правительственном уровне.

В молдавском обществе всегда отмечалось стремление к сохранению межэтнического мира и взаимопонимания между людьми. Малейший отход от этих принципов чреват для Молдавии трагическими последствиями. Наглядный пример этому- до сих пор не урегулированный приднестровский конфликт, поводом которому послужили разногласия по вопросам языка и прав национальных меньшинств. Несомненно, согласие между представителями различных этнических групп могут быть достигнуты лишь на основе взаимных усилий по сближению, тем более что имеются давние хорошие традиции для межкультурного общения. Власти ждут от национальных меньшинств понимания в вопросе интеграции общества. А этнические меньшинства подчеркивают свое желание укреплять молдавскую государственность и говорят о консолидации народа Молдовы. В сложившейся ситуации инициативу следует проявить Парламенту и Правительству страны. Для этого должна быть проявлена с их стороны политическая воля и чем скорее это будет сделано, тем быстрее состоится долгожданный диалог.

Руководитель Информационно-аналитического правозащитного центра при КСРС РМ Михаил Сидоров

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии