Об институте массового безгражданства в Латвии – в стенах российской Думы

В прошедших 20 марта слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы, эксперты, а также около 80 российских соотечественников из 30 стран мира. Латвию на этом форуме представляли депутат Европейского парламента Татьяна Жданок, общественные деятели Александр Гапоненко, Владимир Норвинд и автор этих строк.

Латвийская делегация привлекла внимание участников слушаний к ключевой проблеме политического развития современной Латвии – институту массового безгражданства. Создание этого института в 1991 г. и сохранение его на протяжении последующих 25 лет сделали невозможным формирование в Латвии демократического политического режима. Правящая элита последовательно строит так называемую латышскую Латвию, что выражается в принятии все новых законов и подзаконных актов, направленных на принудительную ассимиляцию национальных меньшинств или выталкивание их из страны.

В 2014-2017 гг. правящая элита заметно продвинулась по пути строительства моноэтнического государства.

19 июня 2014 г. парламент Латвии принял преамбулу к Конституции, в которой интересы латышской нации, которая объявлена государственной, ставятся выше интересов всех других народов, проживающих в стране. 21 апреля 2016 г. парламент принял в окончательном чтении так называемые шпионские поправки к Уголовному закону ЛР, которые открывают широкий простор для борьбы с инакомыслием, т.е. на самом деле с теми, кто отстаивает демократический характер развития государства. 15 сентября 2016 г. сейм принял в первом чтении поправки к закону «Об обществах и фондах», в которых говорится, что деятельность общественной организации можно частично или полностью остановить, если ее деятельность создаёт угрозу для безопасности государства.

Наконец, 21 февраля нынешнего года Кабинет министров ЛР утвердил новые требования для руководства общественных организаций, в соответствии с которыми все члены правления общественных организаций должны владеть государственным языком на высшую категорию (уровень С 1). Реализация этого решения может поставить под угрозу само существование общественных организаций российских соотечественников.

Одновременно в последние годы заметно активизировалась деятельность Центра государственного языка, работники которого проверяют знание латышского языка у работников различных предприятий и школ и в случае не отвечающего, по их мнению, уровня знания госязыка установленным государством требованиям накладывают штрафы. Решением суда введен запрет для официальных лиц на общение в социальных сетях на русском языке. Один лишь пример: за распространение информации на русском языке в социальной сети Facebook на мэра Риги Нила Ушакова наложен штраф.

Не только не снижается, но все время возрастает накал антироссийской и русофобской риторики в латышских СМИ, включая телевидение и радио. Власти постоянно запугивают жителей страны российской угрозой. В латышских СМИ постоянно звучат призывы ограничить так называемую российскую пропаганду. На деятельность в Латвии отдельных российских СМИ наложен запрет. Руководитель Полиции безопасности Латвии Нормундс Межвиетс отнес к инструментам «российской пропаганды» даже Латвийскую православную церковь.

Депутаты парламента выступают против принятия поправок к закону о гражданстве, которые бы устанавливали, что новорожденные дети имеют право на автоматическое присвоение гражданства ЛР. В результате вопреки многочисленным международным рекомендациям до сих пор сохраняется воспроизводство неграждан.

Деятельность России, в том числе по гуманитарной поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, откровенно демонизируется. В ежегодных отчетах Полиции безопасности отдельные русскоязычные общественные организации, а также отдельные правозащитники и антифашисты бездоказательно обвиняются в деятельности, направленной против Латвийской Республики; некоторые из них включены в так называемые черные списки, т. е. в списки невъездных.

Распространению русофобии и антироссийских настроений в обществе способствует и деятельность комиссии по подсчету убытков от так называемой «советской оккупации», которая в апреле 2016 г. объявила, что ущерб, якобы нанесенный Латвии Советским Союзом с 1945 по 1991 г., составляет 300 миллиардов евро.

В канун празднования 9 мая Дня Победы и Дня освобождения Риги от немецко-фашистских оккупантов 13 октября ежегодно активизируется обсуждение вопроса о необходимости сноса памятников советского времени, включая памятники, установленные в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Одновременно по всей стране проходят памятные мероприятия, посвященные истории Латышского добровольческого легиона ваффен СС, устанавливаются памятники так называемым лесным братьям, т. е. тем, кто в послевоенные годы с оружием в руках боролся против советской власти.

Все это накладывает тяжелый отпечаток на межнациональные отношения в стране. Латышскоговорящая и русскоговорящая общины все больше отдаляются друг от друга, чему способствует и существование двух очень мало соприкасающихся информационных и культурных пространств латышскоязычного и русскоязычного населения.

Русская школа в Латвии

Финансируемая государством русская школа существует в Латвии с 1789 г. Она является основой для сохранения и воспроизводства в Латвии русского языка и русской культуры и одновременно – главным препятствием для завершения строительства так называемой латышской Латвии. В начале 2000-х гг. государство уже предпринимало попытку ликвидировать школу, в которой в учебном процессе частично еще используется русский язык.

С приходом в парламент, включая его руководство, а также в Кабинет министров представителей ультраправого Национального объединения, которое на протяжении многих лет выступает за окончательную ликвидацию школы с русским языком обучения, появились реальные предпосылки к тому, что к 2018 г. – 100-летию образования Латвийского государства – это может произойти.

Латвийское государство начиная уже со второй половины 1990-х гг. последовательно решает задачу по разрыву культурных связей русскоязычных школьников с Россией. Одновременно прилагаются значительные усилия для того, чтобы у молодого поколения русскоязычной общины сформировалось враждебное отношение к современной России. Среди инструментов достижения этой цели – воспитание русофобии на основе осуждения истории СССР в 1940-1991 гг. при одновременной политической, исторической и культурной реабилитации политики радикального национализма в 1934-1940 гг. и нацизма в 1941-1945 гг. Одновременно Министерство образования и науки категорически запрещает общественным организациям российских соотечественников вести какую бы то ни было работу со школьниками не только во время уроков, но даже во внеурочное время.

Парламент и Кабинет министров ЛР последовательно принимают различные решения, направленные как на формирование враждебного отношения к России со стороны русскоязычной молодежи и школьных педагогов, так и на постепенную подготовку к окончательной ликвидации школы, в которой еще частично сохраняется обучение на русском языке.

18 июня 2015 г. парламент принял поправку к закону «Об образовании», которая определяет, что «работать педагогом имеет право только человек, который лоялен Латвийской Республике и ее Конституции». При этом понятие «лояльность» в латвийском законодательстве нигде не определено, что открывает широкие возможности для преследования инакомыслия. 23 ноября 2016 г. сейм принял предложенные «чёрным Карлисом» (министром образования и науки Карлисом Шадурскисом) поправки к закону об образовании (они получили в народе название «поправки о лояльности учителей»). Предусматривается возможность увольнения педагога или руководителя учебного заведения, если при обучении школьников он создает «неправильное отношение к другим, к работе, природе, культуре, обществу и стране».

В марте нынешнего года объявлено, что Министерство образования и науки готовит изменения правил по проведению централизованных экзаменов за курс средней школы, в соответствии с которыми предлагается узаконить запрет для русскоязычных школьников отвечать на централизованных экзаменах на русском языке, что пока еще разрешено.

* * *

На слушаниях в Госдуме представители общественных организаций российских соотечественников в Латвии внесли следующие предложения:

1. После 1991 г. в республиках Прибалтики сформировались политические режимы с серьезным дефицитом демократии (этнократические политические режимы с рядом признаков нацизма). В Латвии и Эстонии главная причина формирования таких режимов – не всеобщие и, следовательно, недемократические выборы в местные и национальные органы власти.Давая оценку таким выборам, в том числе по линии Государственной Думы Российской Федерации, необходимо постоянно напоминать о том, что они не в полной мере отвечают принятым в Европе стандартам демократии;

2. Необходимо постоянно привлекать внимание Совета Европы к фактам грубого нарушения Латвией Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств, в том числе в части запрета дискриминации, запрета политики насильственной ассимиляции, запрета ограничения свободы слова, использования языков меньшинств в общественных местах и в личных именах, ограничения права на свободу передвижения и др. Тема сохранения образования на русском языке в Латвии и других странах должна оставаться одной из главных в рамках взаимодействия РФ и Совета Европы, в том числе по парламентской линии;

3. Политическая реабилитация в Латвии бывших нацистских коллаборационистов имеет своей целью, в том числе и формирование новой, искаженной, сфальсифицированной исторической памяти о Второй мировой (Великой Отечественной) войне. Этой задаче отвечают и постоянное шельмование властями ЛР подвига солдат Красной армии, а также набирающие силу призывы снести главный латвийский монумент Великой Победы 1945 года – памятник Освободителям Риги и Латвии от немецко-фашистских оккупантов в рижском Парке Победы. Необходимо жёстко реагировать на любые подобные призывы, а также на все случаи сноса военно-мемориальных объектов;

4. Принимая во внимание, что правящая элита страны прилагает значительные усилия для сокращения контактов Латвии и России в сфере культуры, а также учитывая, что в Латвии за как минимум три столетия сформировались местные традиции русской культуры,необходимо обратить особое внимание на поддержку русской культуры Латвии, включая материальную и образовательную поддержку местных хореографических и вокальных коллективов, оркестров русских народных инструментов, театральных коллективов и издание книг русских авторов;

5. Необходимо расширить существующие возможности ознакомления русскоязычной молодёжи Латвии с современной Россией посредством увеличения финансирования наиболее популярных программ для молодёжи, включая программу «Здравствуй, Россия!» и др., а также участия молодёжи Латвии во Всемирном фестивале молодёжи и студентов в октябре 2017 года в Сочи;

6. Шире привлекать субъекты Российской Федерации к программе оказания русскоязычной молодежи Латвии и других стран поддержки в части получения ими образования на русском языке (сегодня такая поддержка оказывается только в рамках программы «Стипендия мэра Москвы»);

7. Необходимо добиваться подписания российско-латвийского соглашения о сотрудничестве в области образования и науки;

8. По причине отсутствия в Латвии представительства Россотрудничества следует наделить посольство России в Латвии полномочиями по реализации проектов поддержки НПО российских соотечественников, финансируемых по линии Россотрудничества (сегодня эта задача решается через представительство Россотрудничества в Финляндии);

9. В Федеральном законе «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» более чётко прописать критерии термина «соотечественник» с тем, чтобы, в том числе, отсечь группу русскоязычных, которые ведут антироссийскую и русофобскую деятельность.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии