Эстонский орден для русского

Обнародование списка лиц, удостоенных президентом Эстонии в преддверии Дня независимости государственных наград, дало обществу четкий сигнал о приоритетах нового главы государства, в число которых поощрение вклада в строительство государства со стороны русскоязычного населения явно не входит.

Появления списка награжденных в этом году ждали, пожалуй, с гораздо большим нетерпением, чем когда-либо в прошлом. И не только потому, что возникшая «ниоткуда» на президентском посту Керсти Кальюлайд могла преподнести любые сюрпризы, но и из-за того, что среди русскоязычного населения Эстонии появилось немало значимых фигур, которые вполне могли бы рассчитывать на признание их заслуг перед обществом со стороны президента.

Антисюрприз

Однако сюрприза не произошло. Точнее он случился, но со знаком минус. Среди 110 награжденных русскоязычных оказалось всего двое. То есть никто больше из всех 410 000 проживающих в стране неэстонцев, по мнению главы государства, не сделал для страны за последнее время ничего примечательного!

Или все-таки сделал, но президент демонстративно указала на их "истинное" место? Не хотелось бы в это верить, но произошло то, что все мы видим — государство вновь проигнорировало интересы трети своего населения, укрывшись под благовидными объяснениями о якобы "неактивности" неэстонцев.
Кстати, довод о том, что неэстонцы якобы не подают ходатайств на получение государственных наград, не выдерживает никакой критики. Во-первых, такие ходатайства подаются регулярно, но предлагаемые фигуры очень редко находят поддержку в канцелярии главы государства. А во-вторых, кто как не чиновники президентской канцелярии должны внимательно анализировать происходящее в стране, в том числе в русскоязычной общине, и детально докладывать об этом президенту, предлагая свои кандидатуры для вручения наград?

Повторюсь, неэстонцев в Эстонии проживает 31,3%, и все они исправно платят налоги, и на содержание той самой канцелярии тоже. Почему же, со своей стороны, чиновники не выполняют свои прямые служебные обязанности?

Борьба за доверие

Вообще-то, вопрос о сплочении общества через приобщение местного неэстонского населения к общим целям эстонского государства, уже давно могли бы поднять и эстонские политики, желающие относительно "легкими средствами" добиться популярности среди избирателей. Ведь само по себе награждение эстонскими орденами и медалями неэстонцев имеет скорее символическое значение, не требующее каких-либо уступок по "больным" проблемам типа гражданства и языка.

Зато психологический эффект это имело бы огромный. Если бы в этом году среди 110 награжденных число русскоязычных составило хотя бы 20-30 человек, то уже никто не мог бы сказать, что Эстония не замечает и не ценит неэстонцев.

Впрочем, если в ближайшие годы ситуация с "положительными сигналами" от эстонского государства к неэстонцам не изменится, то награды им вполне может начать вручать кто-то другой. Может быть, это будут местные общественники, а возможно, инициативу перехватит соседняя Россия.
Почему бы и нет? Раз государство проживания русскоязычного населения не хочет обращать на его успехи внимания, то почему бы не переманить его симпатии на свою сторону? Ради этого даже можно учредить для них какие-то специальные награды.

Конечно, в этом случае непременно появится разоблачительный материал в очередном ежегоднике эстонских спецслужб, где в красках опишут "коварство" восточного соседа. Но кто будет на самом деле виноват в том, что страна сама не пожелала сделать шаг навстречу собственным жителям?

Можно ли наградить «врага»?

В деле столь малого представительства неэстонцев среди получателей эстонских государственных наград есть и еще одна немаловажная составляющая, которая, возможно, частично объясняет сложившуюся практику - это изначальное недоверие эстонских политиков и чиновников к «чужеродцам».

Предполагаю, что каждое поступающее в канцелярию президента Эстонии ходатайство о награждении государственной наградой того или иного лица рассматривается комиссией с привлечением мнения специальных органов и политиков. А как они могут одобрить награду тому или иному деятелю местной русскоязычной общины, если он публично говорит не самые приятные для правящих политиков вещи и пытается завязать дискуссии по тем темам, которые никак не укладываются в мейнстрим?

При этом я говорю не о персонах, которые занимаются в Эстонии откровенными провокациями (к сожалению, такие тоже имеются), а о тех русскоязычных людях, которые, например, связаны с творческими проектами в России. Или о русскоязычных журналистах, которые ставят перед эстонским истеблишментом «неудобные» вопросы.

Косвенно это предположение подтверждается списком тех немногочисленных русскоязычных персон, которые в разные годы все-таки получали из рук эстонского президента награды. Все они либо были абсолютно аполитичны, либо резко оппозиционны к основной массе местного русскоязычного населения и руководству соседней России.

То есть назвать такую выборку по отношению к общему числу неэстонцев репрезентативной вряд ли можно.

Выход из абсурда

И все-таки в нынешнем решении президента Кальюлайд есть один положительный момент — оно довело ситуацию до абсурда (столь малого числа русскоязычных в списке награжденных не было ни разу за всю историю независимой Эстонии), вызвав тем самым дискуссии, в т.ч. на уровне эстонских лидеров общественного мнения и политиков в правящих партиях.

Вдобавок, один из русскоязычных общественников запустил в социальных сетях акцию-опрос «Эстонский орден русскому», который хоть и не может считаться абсолютно объективным, подтвердил интерес и готовность русскоязычных респондентов к выдвижению своих кандидатов на получение наград от эстонского государства.

В результате появился длинный список людей, многие из которых действительно имеют неоспоримые заслуги перед Эстонией и вполне могли бы быть представлены к наградам.

Приведут ли начавшиеся дискуссии хоть к каким-то подвижкам, сказать до следующего Дня независимости сложно, однако хочется верить, что «процесс пошел».

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии