Он ответит за объективность

Украинский журналист Руслан Коцаба получил три года и шесть месяцев тюрьмы и конфискацию имущества за опубликованное 17 января 2015 года видеообращение, в котором призвал украинцев отказаться от мобилизации. При этом Коцаба отнюдь не пророссийских убеждений. Он просто считает, что гражданская война - это всегда плохо.

Просто честный журналист

Руслана Коцабу задержали 7 февраля 2015 года, с тех пор он пребывал под стражей, пока 12 мая суд не вынес окончательное решение по делу. Хотя прокуратура настаивала на факте государственной измены, суд не согласился с обвинителями.

Приговор зачитывался более двух часов. Судьи не усмотрели состава преступления в том, что Коцаба получал журналистскую аккредитацию в Луганской Народной Республике, вёл репортажи из зоны боевых действий, а также выступал на российском телевидении, хотя именно эти действия журналиста вменялись ему в вину обвинением наряду с антимобилизационной акцией.

Руслан Коцаба родился в Ивано-Франковске в 1966 году. Служил в Советской армии, затем выступал с активной антисоветской, а после и антироссийской позицией. В 1990 году будущий «узник совести», как уже сейчас его назовёт Amnesty International, участвовал в известной киевской «революции на граните». Затем Коцаба был руководителем палаточного городка на майдане 2004 года, возглавлял региональное отделение партии «Пора». Майдан конца 2013 - начала 2014 года Коцаба также поддержал, приезжал в Киев и участвовал в протестах как в столице, так и в родном Ивано-Франковске.

Когда победивший Майдан столкнулся с протестами на Юго-Востоке, вылившимися в военную операцию Киева против жителей Донецка и Луганска, Коцаба, как честный журналист, отправился проверять на прочность киевскую версию происходящего. И, конечно же, такое «дерзкое» поведение журналиста не могло остаться незамеченным.

«Журналист должен предоставлять информацию с двух сторон. И я поехал в Луганск. В конечном счете, так называемая Луганская Народная Республика меня аккредитовала. И я был там единственным украинским журналистом. Но то, что меня аккредитовали, означает, что люди хотят идти на контакт - руководство ЛНР. Почему не воспользоваться такой возможностью? И я обращаюсь к своим коллегам с других каналов, надо ехать и снимать свои сюжеты», - рассказал Коцаба для канала «112» летом 2014 года, в самый разгар боевых действий в Донбассе.

«Это братоубийство»

В своих оценках происходящего на Востоке Украины журналист старался быть максимально объективным и непредвзятым. Коцаба старался донести до украинцев позицию жителей Донбасса, которая не вписывалась в официальный дискурс Киева и, в конечном счёте, сводила на нет раздуваемую на Украине милитаристскую истерию.

Он один из немногих побывавших в ЛНР украинских журналистов, говоривших о том, что в Донбассе нет никакой российской армии, а его жители имеют право отстаивать свои права точно так же, как это делали вышедшие на Майдан жители Украины. «Мы в январе в Ивано-Франковске тоже строили баррикады. И если бы тогда перед зданием ОГА у нас упала ракета, если тогда против нас было применено оружие, я откровенно скажу, у нас бы тоже начали создавать Западноукраинскую Народную Республику», - заявил Коцаба.

И всё же Майдан для журналиста оставался торжеством непосредственной демократии и война в Донбассе лишь вносила горчинку в те идеалы, за которые, по мнению Коцабы, люди вышли на площади украинских городов зимой 2014 года. Ведь выходило так, что жителям одних регионов позволено больше, чем жителям других. «Какая у них мотивация? У них своего рода Майдан. Сейчас это уже война, но всё начиналось, как Майдан. Они хотели отделиться от Киева, который требует только налоги, иногда людской ресурс и голоса избирателей, а потом оставляет их со своими проблемами: экологическими, экономическими… И когда я с этими людьми говорил, они мне рассказывали, что мы не против Украины, мы за Украину, но мы за Луганск. Потому что в Киеве все зажрались. И как бы киевским политикам будет неприятно это слышать, но именно они спровоцировали эту бойню. Это братоубийство», - эти мысли журналист высказывал не только на украинских, но и на российских телеканалах, что особенно раздражало постмайданную власть Украины.

В начале 2015 года президент Украины Пётр Порошенко объявил массовую мобилизацию для участия в так называемой антитеррористической операции (АТО). Накануне ивано-франковский журналист опубликовал в Интернете ролик «Я против мобилизации», в котором назвал происходящее в Донбассе гражданской войной и призвал к уважению занятой жителями региона позиции. «Невозможно, чтобы в XXI веке люди убивали других только за то, что те хотят жить отдельно, - сказал Коцаба. - Лучше от двух до пяти (лет. - прим.) отсидеть в тюрьме, чем идти на сознательное убийство своих соотечественников», - заключил журналист.

Когда свидетель угрожает смертью

В первые дни ролик набрал десятки тысяч просмотров и в целом был положительно оценен зрителями. На журналиста сразу же был написан донос в СБУ, которая незамедлительно возбудила уголовное дело за государственную измену и уклонение от мобилизации. Вскоре Коцаба был арестован, прокуратура запросила для него 13 лет тюрьмы.

Защищать в суде Руслана Коцабу взялась известный адвокат по уголовным делам Татьяна Монтян. Она неоднократно отмечала множественные нарушения в ходе слушания дела. Один из свидетелей даже умудрился угрожать журналисту прямо в зале суда. Об этом Монтян рассказала в Европарламенте, но, по её словам, безрезультатно. «Не могли мне поверить... в то, что суд ехидно наблюдал за тем, как свидетель угрожал смертью Руслану Коцабе и обещал вырезать его детей и всю семью, а судьи ничего не предприняли, только усмехались», - сказала адвокат.

По словам Монтян, в ходе разбирательства обвинение так и не смогло представить суду ни одного вменяемого свидетеля. Ими были, в основном, вернувшиеся с линии фронта солдаты. По их словам, видео Коцабы их оскорбило и замедлило процесс ротации.

Вопрос прокурора звучал так: «Видели ли вы видео Руслана Коцабы?». Дальше свидетелей просили высказать своё мнение по поводу этого видео. Татьяна Монтян считает, что то, что суд принял подобные свидетельские показания, говорит о политизированности процесса. «Они вообще ничего не планируют доказывать: у них нет такой цели. Им главное, чтобы он посидел», - сказала Монтян в одном из интервью.

Итак, судебный процесс закончился тюремным сроком для журналиста, говорившего то, о чём и так знают в Донецке и Луганске, но, видимо, не должны знать в Киеве и Львове. Попытка быть объективным стоила Руслану Коцабе свободы. Впрочем, по действующему ныне «закону Савченко» (1 день в СИЗО как 2 дня в колонии) журналист должен выйти на свободу в следующем году.

«Я не жалею о своем поступке»

В своём последнем слове на суде журналист подтвердил правильность своих действий:

«Я не жалею о своем поступке! Не жалею, даже если я в тюрьме погибну, потому что шансов у меня, действительно мало. Видите, сейчас на Украине наступает такая камуфляжно-шароварная диктатура, чтобы вы помнили мои слова! Что мы все - люди, думаем по-разному, но должны думать о чем-то общем. Каждый нормальный человек - в Донецке ли он, в Галичине ли или там, где Янтарная Народная Республика на Полесье, где людей принудили как червей копаться в песке, все эти люди хотят одного и того же. Хотят нормальной работы, прийти с работы, поиграть с детьми, пойти с кумами по пиву, чтобы все были здоровы и было мирное небо над нами. Этого все нормальные люди хотят! И даже прокурор, который вынужден выполнять приказ! Я вам желаю крепкого здоровья, дождитесь меня из тюрьмы! И судьям я тоже желаю! Клянусь, слово чести! Я каждую неделю хожу в тюремную часовню к капеллану...», - сказал в последнем слове Руслан Коцаба.

Татьяна Монтян уже заявила о том, что решение суда будет обжаловано. Впрочем, и сама адвокат стала объектом нападок и угроз. Так, на сайте президента Украины подана петиция с требованием привлечь Монтян к уголовной ответственности за якобы «антиукраинские и антиправительственные высказывания».

На сегодняшний день она набрала лишь 6 из необходимых 25 тысяч голосов. Петиция для Монтян не опасна, опасна тенденция преследования адвокатов за их профессиональную деятельность. Так, в марте был убит адвокат задержанного на Украине россиянина Александра Александрова Юрий Грабовский, а адвокат другого россиянина, Евгения Ерофеева, Оксана Соколовская неоднократно получала угрозы в свой адрес.

Отсутствие свободы слова на Украине усугубляется возрастающим правовым нигилизмом, что делает наличие иного мнения ещё более опасным для его носителя. Случай Руслана Коцабы - один из тысяч случаев, когда человек испытывает притеснения за свои убеждения. За них был убит Олесь Бузина, сожжены люди в Одессе, за убеждения жителей Донбасса в них летят бомбы. Тысячи «узников совести» сидят в СИЗО по всей Украине. Один из них - арестованный за сепаратизм Артем Бузила - недавно вышел из одесского СИЗО. Остается пожелать того же и Руслану Коцабе.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии