Граждане России в Туркмении: жизнь после 18 мая

18 мая 2015 года прекратилось действие Соглашения между Россией и Туркменией об урегулировании вопросов двойного гражданства. Но вопрос для многих граждан России, имеющих также туркменское гражданство, остается не урегулированным.

3 июля 2013 года Президент России внёс в Государственную Думу проект федерального закона «О ратификации Протокола о прекращении действия Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства». В пояснительной записке к законопроекту, в частности, сказано следующее.

«10 апреля 2003 года в Москве Президентом Российской Федерации и Президентом Туркменистана был подписан Протокол о прекращении действия Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (далее – Протокол). 22 апреля 2003 года Туркменистанская Сторона уведомила Российскую Сторону о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Протокола в силу. Одновременно Туркменистанская Сторона сообщила, что в соответствии с принятыми ею 22 апреля 2003 года нормативно-правовыми актами лицам, имеющим гражданство Туркменистана и Российской Федерации, в течение двух месяцев предоставлено право выбора гражданства одной из стран. Туркменистанская Сторона объявила о непризнании института двойного гражданства, что нашло отражение в поправках к конституции страны, принятых 20 августа 2003 года.

Отсутствие должным образом оформленного прекращения действия Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства, а также предпринятые Туркменистанской Стороной в одностороннем порядке шаги, поставившие лиц, имеющих российское и туркменистанское гражданство, перед необходимостью вынужденного отказа от одного из них, не позволили Российской Федерации ратифицировать Протокол. В результате данная проблема с 2003 года стала предметом дипломатических переговоров между Россией и Туркменистаном в целях выхода из создавшейся ситуации и защиты интересов постоянно проживающих в Туркменистане лиц, имеющих российское и туркменистанское гражданство.

В мае 2014 года Россией и Туркменистаном достигнуто на высшем уровне понимание того, что при условии ратификации Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Протокола от 10 апреля 2003 года Туркменистанская Сторона обеспечит загранпаспортами нового образца всех обращающихся за ними независимо от даты приобретения заявителем двойного гражданства. Таким образом, власти Туркменистана признают статус лиц, имеющих двойное гражданство, за всеми, кто обрел его к моменту вступления в силу Протокола, то есть по настоящий момент. Вместе с тем с даты вступления в силу Протокола увеличение численности лиц, имеющих двойное гражданство, прекратится.

Ввиду того что двойное гражданство более не предусмотрено законодательством Туркменистана, а также с учётом явно выраженной готовности Президента Туркменистана обеспечить новыми паспортами граждан Туркменистана, являющихся одновременно владельцами паспортов Российской Федерации, ратификация Протокола отвечает интересам Российской Федерации.»

Ратификация Протокола в Госдуме задерживалась, в том числе, потому, что туркменская сторона не спешила с обменом загранпаспортов для бипатридов. А к 18 мая 2015 года срок действия Соглашения истек, поэтому отпала надобность в ратификации Протокола о прекращении его действия.

При заключении Соглашения был установлен пятилетний срок его действия с автоматической пролонгацией на каждые следующие пять лет, если ни одна из сторон не заявит о намерении выйти из Соглашения. Поскольку оно вступило в силу после обмена ратификационными грамотами 18 мая 1995 года, очередной пятилетний срок истек 18 мая 2015 года. После этой даты получить статус бипатрида, лица, имеющего одновременно и российское, и туркменское гражданство, стало невозможно.

В Туркмении, как и в России, граждане имеют два паспорта – внутренний и заграничный. Для выезда за рубеж необходимо иметь загранпаспорт. Действие паспортов старого образца закончилось 10 июня 2014 года. С этой даты гражданин Туркмении для выезда из страны или въезда, если находится за рубежом, должен иметь новый загранпаспорт.

В то же время обменять загранпаспорт удается далеко не всем. Граждане Туркменистана, проживающие за рубежом, были обязаны вернуться в страну, чтобы заменить паспорт. В консульствах этого не делали. Граждане, временно пребывающие за рубежом, могут получить паспорт нового образца в консульствах только в случае наличия постоянной прописки в Туркменистане.

Не выдают загранпаспорта нового образца и тем, кто имеет наряду с туркменским российское гражданство, полученное после 22 июня 2003 года, когда Туркмения в одностороннем порядке вышла из Соглашения.

Выехать такому гражданину из Туркмении в Россию можно без визы по российскому паспорту. Однако без туркменского загранпаспорта нового образца он не сможет вернуться в Туркмению без визы, хотя и является гражданином Туркмении, а визу ему не дадут. Так что бипатриды оказались в ловушке.

Директору Института стран СНГ и члену Общественной палаты России Константину Затулину продолжают поступать письма из Туркмении от граждан России, имеющих одновременно туркменское гражданство, ставших бипатридами после июня 2003 года. Заявители пишут о том, что миграционные службы Турменистана отказывают им в приеме документов на получение паспортов нового образца, а после 18 мая, когда закончилось действие Соглашения, заявляют, что новые паспорта вообще не будут выдаваться тем, кто имеет гражданство России. При этом российско-туркменских бипатридов ставят перед выбором: либо отказаться от российского гражданства, либо выехать на ПМЖ из Туркменистана в другую страну, - что в равной степени неприемлемо или невозможно для большинства из них. В то же время они не получают внятных разъяснений от Посольства России в Турменистане.

В связи с поступившими обращениями Константин Затулин в июне с.г. вновь обратился в МИД России к заместителю министра Григорию Карасину с просьбой прояснить ситуацию и содействовать разрешению данной проблемы.

В ответе МИД говорится, что положение на сегодняшний день не изменилось к лучшему: «ситуация с паспортизацией бипатридов, приобретших российское гражданство после 2003 г., пока, к сожалению, остаётся неизменной: бипатридам, которые стали таковыми после 22 июня 2003 г. (9292 человека), местные миграционные власти отказываются выдавать загранпаспорта. Мотивируют тем, что Туркменистан якобы не признаёт института двойного гражданства, хотя прямого запрета на наличие гражданства иного государства в местном законодательстве нет.

Со своей стороны считаем такую практику неприемлемой, о чём неоднократно заявлялось туркменской стороне в ходе переговоров на различных уровнях. Продолжаем предпринимать усилия для возобновления конструктивного диалога по этой проблеме с Ашхабадом».

Остается только призрачная надежда, что «конструктивный диалог» по бипатридам будет продолжен, и туркменская сторона исполнит данное президентом Гурбангулы́ Бердымухаме́довым обещание, что все бипартиды, независимо от даты приобретения ими второго гражданства, получат новый загранпаспорт.

Александра Докучаева, заведующая отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии