Украинские беженцы: помогать без иждивенчества

Россия столкнулась с беспрецедентной по масштабам задачей адаптации и интеграции сотен тысяч украинских беженцев. За короткий срок были приняты продуманные решения, облегчающие устройство на новом месте людей, вынужденно покинувших свою родину. Но проблемы тем не менее остаются. И эксперты называют ситуацию с украинскими беженцами одной из самых болевых точек в жизни российского общества.

По данным Федеральной миграционной службы, в Российской Федерации находятся более 2 миллионов 430 тысяч граждан Украины (из них 1 миллион 172 тысячи – призывного возраста). По последним данным, беженцами считаются более 830 тысяч человек, при этом официальный статус беженца, а также разрешение на временное убежище или на временное проживание получили более 400 тысяч человек.

Каждый день информационно-аналитическая система миграционной службы России фиксирует въезд в нашу страну порядка 1200 граждан Украины. И даже если военные действия на Донбассе не возобновятся, эта цифра вряд ли уменьшится – люди будут бежать за границу из-за тяжёлой экономической ситуации в собственной стране.

В любом случае можно констатировать, что Россия впервые в своей новейшей истории столкнулась с задачей, которую раньше нашему государству не приходилось решать – как разместить на своей территории такое количество беженцев. Как заявили в МИД России, это «огромная цифра для современной Европы, для её новейшей истории, цифра беспрецедентная».

К тому же важный момент: Россия не пошла по обычному, характерному для большинства стран пути работы с беженцами, когда эти категории граждан годами живут в лагерях для перемещённых лиц. И принимающие страны отнюдь не стремятся предоставлять им равные права со своими собственными гражданами. В той же Европе беженцев, как правило, подолгу держат в различных фильтрационных заведениях на небольших социальных пособиях, не давая права на работу и тем более гражданство.

В России, наоборот, сразу была поставлена задача - максимально быстро интегрировать бежавших от войны людей, помочь им обустроиться на новом месте. Для этой цели украинских беженцев разрешили включать в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. Как известно, эта программа предусматривает ускоренное получение российского гражданства, помощь в трудоустройстве и в ряде случаев материальные выплаты на жилищное обустройство. Те, кто не намерены менять гражданство, могут находиться на территории России как беженцы или подучить разрешение на временное проживание. В миграционной службе решили продлить сроки пребывания граждан Украины на территории России, независимо от их статуса. Срок временного пребывания будет продлеваться неоднократно на последующие периоды в 90 дней.

Впрочем, потребности российских регионов в рабочих кадрах и желания самих украинских беженцев отнюдь не всегда совпадают. Далеко не все из них согласны ехать вглубь России, а тем более в сельскую местность. Отменить квоты на временное проживание попросили представители общественных организаций, занимающиеся проблемами беженцев, на семинаре в Институте стран СНГ, посвящённом этой проблеме. Как показывают данные исследований, большинство выехавших с Украины лиц хотели бы жить в российских городах с населением более 500 тысяч человек. Так, по данным департамента социологии Финансового университета при правительстве РФ, пятёрка самых привлекательных для украинцев городов выглядит так: Москва, Ростов-на-Дону, Краснодар, Санкт-Петербург и Воронеж.

Как известно, российские власти ввели квоты на временное проживание именно с той целью, чтобы снизить нагрузку на часть регионов и более равномерно распределить беженцев по всей стране. В противном случае социальная сфера наиболее популярных городов попросту не выдержит такого массового наплыва людей. По этой причине беженцев не принимают Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Севастополь и Крым. Впрочем, в Москве всё-таки разрешили получать статус беженца близким родственникам по прямой линии – как правило, родителям, приезжающим к детям, имеющим гражданство РФ.

По словам беженцев, путаница возникает и в том, что касается времени оформления статуса беженца и получения права на временное убежище. Выступившая на семинаре в Институте стран СНГ представитель ФМС по Москве Марина Капустина разъяснила, что оформить такие разрешения за три дня могут лишь те лица, что покинули свою страну проживания в экстренном порядке. Те же, кто до этого уже продолжительное время жил и трудился на территории России, будут получать разрешение на обычных условиях – в течение трех месяцев.

Еще один проблемный пункт – статус политэмигранта. Представитель союза политэмигрантов Украины заявила, что в России сейчас находятся тысячи людей, которые подвергаются преследованиям у себя дома. И по этой причине они хотели бы получить здесь соответствующий статус, а также право проживать там, где они считают нужным, поскольку большинство из них не смогут вернуться на родину даже в случае прекращения военных действий на Донбассе, например, если они проживали в Харькове, Николаеве или Одессе.

Марина Капустина пояснила, что статус политэмигранта по российским законам не предоставляется гражданам, приехавшим из безвизовых стран и вообще выдаётся по указу президента РФ. К тому же, претенденту на статус политэмигранта нужно документально доказать, что он необоснованно преследуется по тем или иным причинам. «Если сосед на двери ругательство написал, это не политическое преследование, а бытовуха», - заметила представитель ФМС.

Также представители украинских беженцев говорили о том, что многие молодые люди хотели бы служить в российской армии по контракту. Но тут тоже есть одно препятствие: по российскому закону, на это имеют право лишь те, кто отслужил в армии своей страны. А большинство молодых украинцев призывного возраста этой участи избежали.

Ещё одна претензия касается необходимости сдавать экзамены на знание русского языка при получении патента на работу. Поскольку среди беженцев с Украины много русских и русскоязычных людей, им такое требование кажется довольно унизительным.

Выступавший на семинаре с докладом об адаптации и интеграции украинских беженцев старший научный сотрудник отдела диаспоры и миграции Института стран СНГ Виктор Михайлов привёл данные социологического опроса, проведённого в феврале этого года организацией «ТелеФОМа». Как показывают результаты, 74% респондентов хотели бы помочь беженцам. 85% считают, что Россия должна бесплатно предоставлять украинским беженцам временное жильё, питание и медицинскую помощь. А 39% согласились бы приютить их у себя.

Таким образом, россияне в основном готовы помогать украинским беженцам, особенно тем, кто действительно хочет, как можно быстрее адаптироваться на новом месте, а не высказывать претензии с позиции иждивенца.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии