Илья Бруштейн: Немецким СМИ в украинском конфликте не хватает взвешенности и объективности

Политолог, историк, публицист, выпускник Гейдельбергского университета Илья Бруштейн более двадцати лет в качестве эксперта по России и странам СНГ сотрудничает с ведущими средствами массовой информации Германии, Австрии и Швейцарии, его часто приглашают в качестве лектора в немецкие университеты, региональные Центры политического образования, на мероприятия, которые организуют политические партии и общественные организации ФРГ.

«Я вижу свою задачу в том, чтобы наводить мосты между Германией и Россией, - говорит И.Бруштейн. - В последнее время я подготовил для немецких читателей публикации о дымковской игрушке, о школе-интернате для детей-инвалидов в Уфе, о музее-заповеднике А.С.Пушкина «Михайловское», о достопримечательностях маленького городка Мышкина в Ярославской области... Такая культурно-просветительская работа была и остаётся очень важной».

- Илья Олегович, как бы Вы могли охарактеризовать позицию немецких СМИ в отношении нынешнего конфликта на Украине. Знакома ли немецкая общественность с российской точкой зрения по данному вопросу?

- Я не считаю позицию подавляющего большинства немецких СМИ взвешенной и объективной. К большому сожалению, в настоящее время российской стороне трудно донести свою точку зрения до широких кругов немецкой общественности.

- Не могли бы Вы привести конкретные примеры?

- Почти во всех печатных СМИ, на радио и телевидении ФРГ постоянно повторяется, что Крым является и должен оставаться неотъемлемой частью украинского государства, таким же, как Львовская или Харьковская области. При этом Россия представляется как государство-агрессор, захватившее чужую территорию.

- Существуют ли различия между позицией официального Берлина, правительства канцлера Меркель и голосом СМИ?

- Основные СМИ, которые могут похвастаться значительным охватом аудитории, проявляют редкое единодушие. В отношении России позиция журналистов полностью совпадает с правительственной точкой зрения. Но надо сказать, что в Германии, к счастью, существует несколько небольших печатных СМИ, которые позволяют себе донести до читателя альтернативные точки зрения. Также заинтересованные люди могут получить информацию в Интернете.

- Информировали ли немецкие СМИ своих читателей, зрителей и слушателей о результатах референдумов, прошедших 14 марта 2014 года, на которых 95,6% избирателей в Севастополе и 96,77% избирателей в Республике Крым проголосовали за вхождение Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации в качестве её субъектов?

- Информация присутствовала и в газетах, и на радио, и на телевидении. Подобное событие замолчать невозможно! Но при этом мои коллеги-журналисты постоянно подчёркивали, что крымский референдум не только не имеет юридической силы, но и не отражает воли большинства населения, что он якобы был проведён под дулом автоматов.

- Но ведь многие немецкие журналисты работали в Крыму во время проведения мартовского референдума, а также до и после него. Неужели точка зрения рядовых крымчан не была донесена до аудитории в Германии?

- Я бы не хотел в этом интервью в чём-то обвинять или упрекать своих уважаемых немецких коллег. Но у меня сложилось впечатление, что мнение подавляющего большинства крымчан в немецких СМИ просто проигнорировали. Например, когда журналисты из ФРГ посещали Крым, они в основном общались с теми жителями полуострова, которые считали и продолжают считать себя патриотами Украины. Так происходит и по сей день, хотя с 18 марта 2014 года Крым является частью России.

Разумеется, в Крыму и сейчас продолжает жить определённое количество людей, которые сохраняют украинское гражданство и надеются на возвращение полуострова в состав Украины. Это их право. Но мне представляется проблематичным, когда на позицию меньшинства обращают пристальное внимание, а мнение большинства замалчивается.

- Фактически позиция немецкой прессы ничем не отличается от позиции официального Киева?

- Именно так и происходит. Это проявляется даже в мелочах. Крымский федеральный округ РФ в немецких СМИ продолжают называть «Автономной Республикой Крым», т.е. использовать то название, которое ранее использовалось на Украине.

- Нам в России вообще не понятно, почему этот вопрос имеет такое значение для немецкой общественности? Что именно изменилось в жизни обычного немца после того, как Крым стал частью России? Почему Германия стремится любой ценой вернуть украинский суверенитет над полуостровом?

- Это сложный вопрос, на который у меня нет ответа. Позиция официального Берлина состоит в том, что присоединение Крыма к России - это фундаментальное нарушение международного права, это изменение послевоенных границ в Европе. Германия не только осуждает действия России, но и требует изменения сложившейся ситуации, т.е. возвращения украинского суверенитета над полуостровом. Немецкие журналисты поддерживают точку зрения своего правительства.

- Альтернативные точки зрения не доходят до немецкой общественности?

- Всё-таки справедливости ради надо сказать, что альтернативные точки зрения в СМИ прорываются. В качестве позитивного примера можно привести деятельность известного российского журналиста, обозревателя телеканала НТВ Владимира Петровича Кондратьева. Его довольно часто в качестве эксперта приглашают на различные немецкие телепередачи, в том числе на общенациональные телеканалы ZDF и АRD.

В Германии Кондратьева хорошо знают ещё с советских времён. Во второй половине восьмидесятых годов он был собственным корреспондентом советского телевидения в ФРГ, виртуозно владеет немецким языком. До сих пор, когда немецкие телевизионщики хотят познакомить зрителей с позицией руководства России, то они обращаются за разъяснениями именно к Кондратьеву. Проблема состоит в том, что голос Кондратьева обычно тонет в потоке других участников дискуссии, часто занимающих антироссийскую позицию.

- Давайте вернёмся в нашей беседе к ситуации вокруг Крыма. Почему власти ФРГ и немецкая общественность признала независимость Косово, но отказывает в праве на самоопределение населению Крыма? Неужели этот вопрос ни разу не поднимался в немецких СМИ?

- Параллели между Крымом и Косово, конечно, проводились. Но немецкие СМИ видят два основных отличия в этих ситуациях. Во-первых, Косово стало независимым государством, а не присоединилось к Албании, тогда как Крым стал частью России. Во-вторых, в Косово погибли тысячи албанцев. В ФРГ говорят о том, что там имел место геноцид албанского населения. Именно поэтому косовские албанцы «заслужили» независимость от Сербии. А в Крыму до отделения от Украины никто не погиб. Поэтому жителям Крыма немцы предлагают вернуться в состав Украины в качестве автономного образования.

- Это довольно странная логика... Во-первых, в Косово во время вооруженного противостояния погибали не только албанцы, но и сербы. А во-вторых, если бы Крым не стал частью России, то в нём с большой долей вероятности возникла бы такая же драматическая ситуация, как сейчас в Донбассе.

- О жертвах со стороны сербского населения в Германии известно гораздо меньше, чем об албанских жертвах. А что касается Крыма, то в основе немецкой позиции лежит идея безоговорочной солидарности с Украиной. Немцы уверены в том, что украинское государство может и хочет обеспечить права и свободы всех своих граждан, в том числе и национальных меньшинств на всей своей территории.

- Давайте теперь поговорим о ситуации, сложившейся в Донбассе. Как известно, российский и украинский взгляд на будущее этого региона очень отличаются. Хотелось бы понять, что сообщает об этом конфликте немецкая пресса. Информирована ли немецкая общественность о гуманитарной катастрофе, которая сложилась в Донбассе?

- Да. О гуманитарной катастрофе в Донбассе в Германии хорошо известно. Но основными виновниками этой катастрофы в ФРГ считают ополченцев и Россию, которая их поддерживает. Слово «ополченцы» в Германии не используется. Здесь говорят о «prorussische Separatisten» (поддерживаемых Россией сепаратистах). Звучат в немецких СМИ и критические голоса в адрес Украины. Например, можно прочитать сообщения о том, что официальный Киев «не вполне контролирует свои Вооруженные силы», что в организации военной кампании в Донбассе было допущено много ошибок...

За редким исключением немецкие СМИ и общественность ФРГ не подвергает сомнению право Киева навести порядок на своей территории, в том числе и вооружённым путём. Но при этом постоянно подчёркивается, что Украина обязана обеспечить права и свободы всех граждан, вне зависимости от национальности, родного языка и т.д. Украинские власти, в свою очередь, заверяют западную общественность, что они осознают эту ответственность.

- Какие пути выхода из кризиса предлагают немецкие СМИ?

- «Ключом» к решению проблемы немецкие СМИ считают полный контроль украинских властей над всей территорией своей страны, включая Симферополь, Донецк, Луганск и т.д. Если полистать самые разные немецкие газеты, такие как «Бильд», «Франкфуртер Рундшау», «Вельт», «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг», то можно убедиться, что их комментарии в отношении ситуации в Донбассе очень похожи.

Немецкая пресса регулярно публикует карты, которые показывают, что на сегодняшний день украинские власти не контролируют примерно треть территории Донецкой и Луганской областей, включая областные центры Донецк и Луганск. Также Украина потеряла контроль над протяжённым участком украино-российской границы. Немцы исходят из того, что, если украинской стороне удастся установить полный контроль над своей территорией, то конфликт в Донбассе будет завершён.

- А почему немцы так уверены в том, что при фактическом разгроме ополченцев на Донбассе установится мир. Там ведь может начаться партизанская война...

- Дело в том, что Германия - и официальный Берлин, и общественность, и СМИ - не считает ополченцев равноправной стороной для переговоров. На Западе подчёркивают, что любое политическое решение должно проходить в правовом поле Украины, должно соответствовать действующей украинской Конституции.

- Проблема заключается в том, что значительная часть жителей Донецкой и Луганской областей уже не считают себя гражданами Украины...

- Об этом в Германии почти не сообщается. Немецкие журналисты регулярно посещают Донецк и Луганск. Но в основном они там общаются с людьми, которые продолжают хранить верность Украине и считают себя украинскими патриотами.

- Как немецкие СМИ оценивают позицию России в отношении ситуации в Донбассе?

- В основном Россия рассматривается как страна, мешающая урегулированию, т.к. она оказывает поддержку сепаратистам в Донецке и Луганске.

- Хотелось бы также прояснить вопрос о санкциях Европейского Союза против России. Что пишут о них немецкие СМИ?

- В основном санкции поддерживаются. Но при этом подчёркивается, что они не направлены против рядовых российских граждан и не преследуют цель подорвать российскую экономику. Идея санкций состоит в том, чтобы выразить осуждение российской позиции в отношении Крыма и Донбасса.

- Давайте поговорим о средствах массовой информации, высказывающих альтернативные точки зрения.

- Таких средств массовой информации очень мало. Я мог бы упомянуть выходящий в Берлине журнал «Wostok» (Восток, www.wostok.de). Это специализированное издание раньше называлось «Sowjetunion heute» (Cоветский Союз сегодня). После развала Советского Союза оно было переименовано в «Восток».

Собственно говоря, «восток» - русское слово, но журнал издаётся на немецком языке. Он старается спокойно и беспристрастно информировать читателей о жизни и политической ситуации во всех бывших советских республиках. В нём с удовольствием публикуются и российские, и украинские эксперты, которые порой высказывают диаметрально противоположные точки зрения.

Также можно назвать ежедневную газету «Neues Deutschland» (Новая Германия, www.neues-deutschland.de). Во времена существования Германской Демократической Республики эта газета была центральным печатным органом Социалистической Единой Партии Германии, правящей партии ГДР. Её можно было сравнить с советской «Правдой».

Сейчас, конечно, другие времена. Но среди читателей «Neues Deutschland» немало тех, кто искренне симпатизирует России. Есть даже те, кто испытывает ностальгию по Советскому Союзу и ГДР... Редакция не может не учитывать эти читательские настроения. Поэтому по украинскому вопросу газета высказывается очень осторожно, даёт возможность выступить представителям и Киева, и Москвы.

Аналогичной позиции придерживается и газета «Junge Welt» (Молодой мир, www.jungewelt.de). Во времена ГДР газета была центральным органом Союза свободной немецкой молодёжи, немецкого комсомола. В наше время она ориентируется на молодых людей левых убеждений. В газете можно прочитать самые разные мнения о путях разрешения украинского конфликта.

- В российской прессе неоднократно появлялась информация, что пророссийскую позицию занимает бывший канцлер Германии Герхард Шрёдер, видные представители немецкой партии Левых Оскар Лафонтен и Сара Вагенкнехт...

- Думаю, что в России не нужно выдавать желаемое за действительное. Я не знаю немецких политиков, которые занимали бы пророссийскую позицию. В отношении Крыма и Донбасса позиции Герхарда Шрёдера и Ангелы Меркель полностью совпадают. Отличие заключается в том, что Герхард Шрёдер публично высказывает осторожные сомнения в целесообразности и эффективности санкций. Но это совсем не означает, что он является сторонником российской политики.

Это же можно заявить об Оскаре Лафонтене и Саре Вагенкнехт. Их отношение к роли России в украинском кризисе весьма критическое. Но в противовес другим «тяжеловесам» немецкой политики Лафонтен и Вагенкнехт критикуют не только Россию, но и Украину, а также правительство собственной страны.

- А в чём состоит суть этой критики?

- В партии Левых сильны традиции пацифизма. И Лафонтен, и Вагенкнехт поддерживают территориальную целостность Украины. Но они убеждены в том, что для достижения этой цели нет и не может быть военного решения.

- Как восприняли в Германии минские договорённости между официальным Киевом и представителями ополченцев?

- С одной стороны, эти договорённости всеми приветствуются как первый шаг к установлению мира. Но с другой стороны, в Германии подчёркивают, что не может быть речи о каком-либо ограничении украинского суверенитета. То есть Берлин не хочет, чтобы на Украине повторился абхазский, южноосетинский или приднестровский сценарий.

- Владимир Кондратьев, о нем мы говорили ранее - человек весьма солидного возраста. Кто бы смог взять на себя его роль, если ветеран советской и российской журналистики решит уйти на заслуженный отдых?

- Я не знаю таких людей. Либо их просто не существует, либо немецкие СМИ не хотят иметь с ними дело... Мне думается, что в этой сфере есть огромное поле деятельности для Московского бюро по правам человека и других общественных организаций. Необходимо подключать каналы народной дипломатии, искать и находить контакты с ведущими средствами массовой информации Запада, оказывать содействие в подготовке экспертов, способных представить российскую позицию так же убедительно, как это делает Кондратьев. России необходимы журналисты и политологи, которые могли бы выступать в немецких СМИ на политические темы, достойно представляя позицию своей страны.

Фото: "Вконтакте"

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии