Все зависит от желания защищать права гражданина, попавшего в беду

07.06.2012

Дмитрий Борисович Рюриков дипломат, общественный деятель, единомышленник Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, знает от кого и от чего зависит успех правозащитных дел. На этот и многие другие вопросы Д.Б. Рюриков ответил в интервью Наталии Вершининой.

Н.В.: Дмитрий Борисович, предлагаю начать разговор с краткой характеристики наиболее важных событий Вашей биографии во благо России и пользы тех стран, в которых Вы работали - будь то юг, запад или восток.

Д.Р.: На поприще дипломатии мне довелось работать достаточно много. Это и самая первая командировка в Иран, затем две командировки в Афганистан, в том числе в тяжелые годы, когда началась революция, вошли войска и так далее - есть что вспомнить… Были в моей работе дела и интересные, и полезные. Было довольно много интересных дел в договорно-правовом отделе МИДа, где я занимался вопросами правовых аспектов  международных конфликтов. Затем почти шесть лет я работал в Администрации Президента в очень напряженные годы - с 1991 по 1996 год. Потом снова командировки - в качестве посла в Узбекистан и Данию. Там тоже пришлось работать в периоды, когда в отношениях между нашими странами было не все просто. Но все-таки удавалось налаживать отношения, достигать неплохих результатов и по линии торгово-экономической деятельности, и по политическому взаимопониманию, по гуманитарному сотрудничеству, по обмену визитами на различных уровнях.

Н.В.: Из этого короткого рассказа я бы выбрала то, что наиболее близко Фонду поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом - к опыту Вашей работы на правовом поле. Как Вы думаете, что необходимо для достижения цели Фонда в работе над анализом и осмыслением законодательств стран мира, чтобы на практике иметь возможность применения юридических нюансов для успешной защиты прав наших соотечественников?

Д.Р.: На мой взгляд, перед Фондом стоят очень сложные задачи. Действительно, проблемы, которые возникают в правовом поле многих стран разные, и в каждой стране у соотечественников возникают свои правовые проблемы. Здесь я вижу две основные задачи: прежде всего изучение правового режима в стране, где проживает соотечественник и второе - возможность действовать в рамках национального правового поля для защиты прав соотечественников. Плюс, конечно, международные договоры и конвенции, потому что они тоже являются важной основой для защиты их прав, поскольку практически все государства являются участниками международных конвенций и договоров, определяющих наравне с национальными законодательствами правопорядок в конкретной стране. Взаимодействие международных и национальных правовых норм очень важный фактор в работе Фонда, он должен учитываться, чтобы была возможность максимально успешно прилагать усилия для защиты прав соотечественника, если в этом возникает потребность.

Н.В.: Возможно, существует некий механизм для достижения успешного результата в сложных юридических делах в отношении наших соотечественников, каков он, на Ваш взгляд?

ДР.: Есть вполне определенные международно-правовые нормы, которые признаются подавляющим большинством существующих сегодня государств. Государства признают приоритет этих международно-правовых норм. Но если возникает коллизия между национальным и международно-правовым законодательством, тогда и начинается виртуозная работа хороших юристов. В применении нюансов законодательств и заключается искусство правозащитника, который использует и то, и другое право, успешно защищая права человека, в нашем случае - права российских соотечественников. На мой взгляд, основная миссия фонда - увидеть и понять проблему, возникающую тогда, когда не соблюдаются национальные или международно-правовые нормы в отношении того или иного соотечественника.

Допустим, в каких-то странах есть случаи, они больше всего происходят на востоке, когда соотечественницу, вышедшую замуж за гражданина той или иной страны, просто выгоняют на улицу или создают неблагоприятные условия для жизни. Хотя она прожила несколько или много лет в этой стране, создала семью вместе с гражданином этой страны, но вдруг она стала не нужна и ей говорят «уходи», а ее дети должны остаться, имущество тоже остается… - вот типичный пример.

Н.В.: К сожалению, не меньшее разочарование испытывают россиянки и в европейских странах.

Д.Р.: Да и в Европе тоже уже есть подобные случаи, но больше ими известен, конечно, Восток. Но независимо от страны - я уверен в этом - бесправие происходит там, где есть нарушение национальных законов и международно-правовых норм, которые государство признает формально. Именно в таких случаях все зависит от активности правозащитников и их желания защищать права гражданина, попавшего в беду.

Н.В.: Не кажется ли Вам, что в подобных случаях человек, имеющий иное гражданство, российское в том числе, всегда будет если не в проигрыше, то в довольно затруднительном положении. Ведь он все-таки чужой и формально не является гражданином страны проживания. Поэтому любая страна, как любой глава семьи, априори являются хозяевами, в том числе и в законодательном смысле, и на их стороне, как правило, больше прав. Как мы можем защищать наших соотечественников - потерпевшую сторону при таком очевидном неравенстве перед законом?

Д.Р.: Надо сделать максимум для того, чтобы защитить права соотечественников в национальном законодательстве или помочь вывести защиту на другой уровень - на уровень международного права и обязательств конкретного государства соблюдать те нормы, к которым оно добровольно присоединилось.

Н.В.: А как быть с шариатским судом, к примеру, который считает свои законы превыше других…

Д.Р.: Международное законодательство принято подавляющим большинством государств и создает определенный нормативный режим для каждой из стран, которая присоединилась к конвенциям и международным договорам. Здесь как раз и должно проявиться мастерство правозащитника соотечественников, который хочет защитить их законные права.

Н.В.: Положение «между молотом и наковальней», образно говоря

Д.Р.: В принципе, между национальным и международным правом не должно быть конфликтов, поскольку государство, которое присоединяется к международно-правовому акту, признает его для себя и обязуется его выполнять. Поэтому, если не получается решить вопрос в рамках национального законодательства и судебного процесса, то есть возможность апеллировать к международному праву и защищать с использованием его механизмов. Действительно, это всегда бывает довольно сложно в государстве, в котором нарушаются права, и это всегда бывает неприятно. Но права человека должны защищаться - приятно это или неприятно для чиновников государства, нарушающего международное право и для правозащитников, выступающих в защиту прав человека. Здесь есть чисто человеческий гуманитарный аспект. Законы суровы, но иногда их просто неправильно исполняют, ими пренебрегают в силу известных локальных обстоятельств. Мы знаем, что за этим стоит - и пренебрежение к  закону, и коррупция, и воздействие на суды, иногда ксенофобия - увы, это вполне реальные вещи.

Чаще всего страна, которая присоединяется к какой-то международной конвенции, в частности в области прав человека, обязуется привести свое законодательство в соответствие с этими международными нормами и своими обязательствами, то есть обязуется менять свои законы. Но дело в том, что законы не исполняются или приведение законов страны в соответствие с ее международными обязательствами бывает неполным или недостаточным, или есть неполное соответствие, скажем так - забыли принять какие-то соответствующие акты или это длится слишком долго, а бывает и разница в толковании обязательств. Поэтому здесь очень важно  мастерство юриста - знатока страны и законов конкретной страны, знатока и международного права. Очень важно умение правильно настроить юристов, призванных защищать не только права соотечественников, законодательство,  весь комплекс правозащитной дипломатии. Все это реалии нашего времени и я могу сказать по опыту, что в каких-то абсолютно сходных случаях в судебных инстанциях бывали как удачи, так и неудачи.

Н.В.: Дмитрий Борисович, можете привести какие-то конкретные примеры из Вашей юридической практики, когда адвокаты сыграли решающую - положительную роль.

Д.Р.: Во многих случаях успех дела зависит только от правильного выбора национального адвоката. Адвокатом должен быть иностранец, то есть житель этой страны. Некоторые страны допускают участие иностранных адвокатов, что, правда, бывает достаточно редко. В Дании, к примеру, когда я возглавлял российское посольство, решался вопрос собственности дипломатического представительства, который нам удалось решить положительно. В двух других государствах были сходные случаи, но они решались в судах по-другому и нельзя сказать, что там дела завершились успешно.

Это были иски иностранного государства в отношении собственности России в зарубежной стране, которые рассматривались датским судом, и все зависело от того, насколько убедительно будет выглядеть позиция той или другой стороны защиты в суде. А убедительность позиции, безусловно, складывается из нескольких компонентов. Один из них - документальная база и сам случай - как основание для защиты. И другой компонент - правильный выбор адвоката - это главный, существенный момент. У нас работали местные юристы и адвокат. Также в этом процессе немаловажную роль сыграли свидетели с обеих сторон, их привлекала наша сторона и оппоненты для выступления в суде. И, конечно, очень важным фактором была поддержка со стороны международно-правовой службы МИД России. Так, благодаря только правильно подобранной команде российская сторона выиграла этот весьма сложный процесс в Дании.

Н.В.: А Вы как Чрезвычайный и Полномочный посол России в Дании могли влиять на этот выбор или же дело было полностью отдано на откуп датскому законодательству, датским юристам, из которых одни защищали позицию России, другие - позицию Дании?

Д.Р.: Безусловно, активная позиция представителя России в любом деле важна - будь то Фонд защиты, правозащитники или представители властей России, посольство или посол. Невозможно представить ситуацию, чтобы российский представитель, если он хочет выиграть процесс, отрешился бы от дела и ограничился передачей документов и спокойно смотрел, как развивается ситуация, каким бы адекватным и хорошим не был бы адвокат. Напротив, должно быть как можно более активное взаимодействие с адвокатом и с адвокатской фирмой. Очень важно во время процесса постоянно подпитывать юристов информацией и соображениями, потому что всегда возникает масса вопросов и деталей, которые могут иметь значение для хода рассмотрения дела.

Н.В.: И сколько по времени шло это дело?

Д.Р.: Года три - четыре. Здесь было важно правильно построить помощь с российской стороны, иметь постоянную подпитку и контакт с Москвой, с компетентными структурами, с юристами, которые тоже работали по этому делу в Москве - это, как и подбор партнеров, исключительно важно.

Н.В.: Фонд в подобных случаях тоже мог бы выполнять функцию промежуточного звена, аккумулируя информацию, оказывать зависящую от него помощь?

Д.Р.: Да, безусловно! Это очень важная, ответственная и серьезная работа. Потому что у соотечественников, насколько я знаю, в разных странах мира возникают какие-то серьезные юридические проблемы, и им бывает трудно даже просто сориентироваться в правовой обстановке, понять свои права и свои возможности. Бывают случаи, как частного, так и публичного права, поэтому работа Фонда, по-моему, не только большое, очень ответственное, благородное, но и нелегкое дело.

Н.В.: Как опытный дипломат, что бы Вы лично стали делать практически и в первую очередь,  работая в Фонде?

Д.Р.: На мой взгляд, важно провести своего рода инвентаризацию правовых проблем, которые возникают у соотечественников. Это очень существенная задача, поскольку от этого зависит дальнейшая организация работы. Хоть это и колоссальный труд, о котором мы говорили вначале разговора, но в этом как раз и есть ключевой момент взаимоотношения международного и национального права в каждой стране применительно к соотечественникам. Это первое. И эта работа, судя по всему, уже активно ведется. Затем необходима разработка стратегии правовой защиты. При этом, конечно, важно преломление этой стратегии  к конкретным странам и случаям. В стратегии важно выделить основные направления работы и определить реальные возможности оказания помощи соотечественникам в той или иной стране по наиболее острым проблемам их правовой защиты. Это, по-моему, самое важное. Здесь не должно быть мелочей, особенно в подборе партнеров. К сожалению, насколько можно судить по материалам прессы, проблем у соотечественников бывает много.

Н.В.: Дмитрий Борисович, а какую роль Вы отводите СМИ в решении проблем соотечественников?

Д.Р.: Здесь возникает традиционная проблема - суд ведь независим от средств массовой информации, он не должен никак поддаваться давлению СМИ. Но с другой стороны, конечно же, важно создавать определенный информационный климат вокруг каждого дела, так как довольно часто именно вмешательство прессы в какой-то случай нарушения прав человека бывает полезным и иногда даже критически важным. Потому что суды не всегда могут обеспечить получение всей полноты информации или какой-то важной детали, которая раскрывала бы в новом свете юридическую ситуацию. Именно поэтому очень важно, чтобы по каждому заслуживающему того делу, привлекалось внимание СМИ.

Н.В.: СМИ - тоже игрок, а не только наблюдатель и хроникер событий?

Д.Р.: СМИ - важный игрок! Пресса должна и может играть положительную роль, освещая те или иные интересующие юристов дела и все аспекты этих дел, хотя бы потому, что судьи, грубо говоря, тоже люди.

Н.В.: Вы отводите более серьезную роль СМИ, чем просто публикации юридических советов, даже если они ведутся в постоянных рубриках?

Д.Р.: Юридические советы могут быть важны на первоначальном этапе, чтобы соотечественник сориентировался. Но может ли соотечественник их воспринять, способен ли он правильно их использовать? На мой взгляд, нужно все-таки реально помогать словом, то есть влиять публикациями на общественное мнение и менять отношение к имеющимся проблемам в целом. Усилия юристов и журналистов должны быть едины.

Я с удовольствием желаю всяческих успехов Фонду в благородной миссии поддержки и всесторонней помощи соотечественникам.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии