Заявление по итогам Международной научно-практической конференции «Положение российских соотечественников в странах Балтийского региона»

31.03.2025

Участники состоявшейся в г. Калининграде 27-28 марта 2025 г. Международной научно-практической конференции «Положение российских соотечественников в странах Балтийского региона», объединившей представителей российских федеральных и региональных органов государственной власти, правозащитных общественных организаций и научно-экспертного сообщества отмечают, что положение российских соотечественников в Латвии, Литве и Эстонии характеризуется грубыми нарушениями всего спектра их прав, свобод и законных интересов и имеет тенденцию к дальнейшей деградации, что требует объективной оценки, повышенного внимания и действенной реакции на уровне российских государственных структур, мировой общественности и многосторонних межправительственных организаций.

Отмечалась важность укрепления взаимодействия в решении вопросов, касающихся соотечественников, между органами государственной власти и гражданским обществом.

Особенности положения российских соотечественников в странах Балтийского региона связаны c беспрецедентным на протяжении десятилетий давлением на представителей русскоязычных общин Латвии, Литвы и Эстонии, что выражается в следующем:

- официальном разделении населения Латвии и Эстонии на людей первого и второго сортов через сохранение института «негражданства» c ограничением в избирательных и иных правах, включая право на профессию;

- борьбе c русским языком и ликвидацией образования на родном для детей российских соотечественников языке;

- ведении «войн памяти», фальсификации совместной c Россией истории, особенно советского периода, кампаниях по сносу памятников воинам Красной Армии – победителям нацизма в годы Великой Отечественной и Второй мировой войн;

- ограничениях в предоставлении правдивой информации, свободе слова и работе СМИ;

- нарушениях принципов свободы вероисповедания, преследованиях священнослужителей и верующих Русской православной церкви;

- целенаправленной политике жесткой ассимиляции русскоязычного населения и «выдавливания» из стран региона несогласных;

- политических преследованиях лиц, осмеливающихся публично высказывать позицию, не совпадающую c мнением властей.

Отмеченные тенденции заметно усилились после начала Россией в 2022 г. специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины и защите мирного населения Донбасса, a политические преследования и репрессии против российских соотечественников приобрели характер открытой травли.

Различные формы их дискриминации сегодня стали возможны вследствие забвения основополагающих принципов международного права, деградации международных правозащитных структур, что привело к взрывному росту русофобии во многих странах «коллективного Запада».

На этом фоне проблема соблюдения прав соотечественников становится все острее, а возможностей их реальной защиты в странах проживания, от донесения объективной информации до оказания правовой поддержки, становится все меньше. При этом в Латвии, Литве и Эстонии возбуждение политически мотивированных уголовных процессов приобрело системный репрессивный характер c жесткими процессуальными действиями, включающими обыски, задержания, аресты, ограничение доступа к банковским счетам и другому имуществу, длительное предварительное заключение c отказом в необходимой медицинской помощи и последующим назначением реальных тюремных сроков.

Очевидно, что существовавшие до последнего времени формы отстаивания прав российских соотечественников, включая обращения в международные правозащитные структуры, сегодня малоэффективны. Все это требует выработки нового практического правозащитного инструментария, соответствующего положению Конституции Российской Федерации о поддержке зарубежных соотечественников в осуществлении их прав, обеспечении защиты интересов русскоязычного населения и его общероссийской культурной идентичности.

Вопреки националистической пропаганде местных властей, российские граждане и соотечественники в Латвии, Литве и Эстонии не являются ни «пришельцами», ни «оккупантами». Де-факто двухобщинность прибалтийских государств связана c соразмерностью двух основных языковых групп, что обусловлено историческими, культурными, духовными и политико-географическими причинами. Тот факт, что русские и русскоязычные — не просто этнокультурная общинность, но часть народа огромного соседнего государства, должен являться не поводом для конфликтов и противостояния, но фактором многостороннего сотрудничества, в том числе на приграничном и межрегиональном уровнях.

C момента обретения прибалтийскими республиками независимости их языковая политика сводится к повсеместному запрету русского языка и дискриминации русскоязычного населения. Язык, на котором говорят более трети населения Латвии, более четверти населения Эстонии и, как минимум 5% населения Литвы, был лишен официального статуса и фактически находится вне закона. Ликвидация образования на русском языке является одной из наиболее вопиющих форм дискриминации русскоязычного населения.

B результате т.н. «школьных реформ» дети российских соотечественников были лишены возможности полноценного получения знаний на родном языке, что затрудняет их социализацию и ставит в ущербное положение по сравнению c титульным прибалтийским большинством.

При этом право ребенка получать базовое образование на родном языке зафиксировано в Конвенции о правах ребенка, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, а также в профильных обязательствах ОБСЕ и ряде договоров Совета Европы, включая Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств, которую ратифицировали и все три государства Прибалтики, хоть и с оговорками. Однако в этом вопросе, как и в целом в отношении общей политики дискриминации русскоязычного населения, евробюрократия давно отступила от своих же стандартов.

Комплексно рассмотрев вопросы положения российских соотечественников в странах Балтийского региона, обращаемся к главам государств-членов Евросоюза, председателю Еврокомиссии, председателю Европарламента, правозащитным органам, механизмам и структурам ООН  и ОБСЕ, руководителям международных судебных инстанций, правозащитным неправительственным организациям и мировому сообществу с требованиями:

- дать правовую оценку положению национальных меньшинств в государствах Балтийского региона, и в частности, позорному ксенофобскому явлению – институту «негражданства» в Латвии и Эстонии;

- предпринять практические шаги по недопущению откровенной дискриминационной политики властей стран Балтийского региона в отношении российских соотечественников в политической, экономической, культурной и духовной сферах по национальному и языковому признакам, а также прекратить проведение насильственной ассимиляции и депортации российских соотечественников из государств Балтийского региона;

- призвать властные структуры стран Балтийского региона остановить политически-мотивированные преследования российских соотечественников и оказание давления на местные судебные органы с целью вынесения неправосудных приговоров по их обвинению в государственной измене, шпионаже в пользу России и совершении других тяжких преступлений;

- прекратить ликвидацию военно-мемориального наследия и культурно-исторических памятников в государствах Балтийского региона.

Просим также органы государственной власти и общественные организации Российской Федерации обратить внимание на:

- создание и ведение базы данных находящихся в «зоне рисков» соотечественников, в которой будет фиксироваться вероятность применения к ним репрессий, и на основе оценок таких угроз будет оказываться содействие, в том числе в вопросе оперативного переселения в Россию и дальнейшей адаптации в ней;

- проблемы репатриации и переселения в Россию как важных инструментов правовой защиты соотечественников, составной частью которых является отслеживание положения вынужденно вернувшихся или переезжающих в Россию впервые;

- расширение практики использования современных информационных технологий (авторские и общие каналы и группы в социальных сетях, включение тематики защиты прав соотечественников в уже имеющихся СМИ) для широкого информирования общественности о работе организаций, учреждений, представителей профессиональных сообществ, осуществляющих координацию, сбор информации и оказание правовой помощи соотечественникам;

- актуальность и приоритетность защиты прав и интересов организованных структур российских зарубежных диаспор, их пророссийского актива и лидеров, отстаивающих позиции сотрудничества и солидарности с Россией, оказывающихся под давлением со стороны властей и спецслужб стран Прибалтики;

- необходимость проведения систематического мониторинга ситуации с правами человека, выявления и фиксирования случаев нарушений прав российских соотечественников с целью представления объективной информации мировому сообществу, в том числе с учетом многолетней практики МИД России и ряда отечественных НПО по подготовке соответствующих докладов;

- поиск новых форм взаимодействия с активными сторонниками Русского мира за рубежом, сбор помощи для политзаключенных, организацию информационных кампаний в их поддержку, предупреждение применения неправомерных действий против соотечественников, при необходимости – помощи в их оперативном переселении в Россию и обустройстве;

- необходимость использования всех имеющихся средств правовой защиты нарушенных прав российских соотечественников, в том числе возможность судебной защиты в национальных судах и профильных европейских и международных судебных органах и контрольных механизмах, а также обращений в международные организации и их органы по защите прав человека (ОБСЕ, учреждения ООН);

- необходимость оказания или наращивания целевого финансового содействия профильным НПО, осуществляющим деятельность на площадках международных, включая межправительственные, организаций в целях обеспечения защиты прав российских соотечественников;

- формирование экспертного сообщества соотечественников-переселенцев, обладающих высоким уровнем компетенции в правозащитной сфере, чьи знания и опыт могут быть использованы для повышения эффективности работы российских государственных и общественных структур в области защиты и поддержки соотечественников за рубежом;

- активизацию работы по подготовке молодых правозащитников, просвещенческой и образовательной работы с молодежью, организации ежегодных «правозащитных школ». Оптимальным местом проведения таких школ могла бы стать Калининградская область;

- создание новых площадок, в том числе на базе университетов, для обсуждения вопросов, связанных с необходимостью и способами оказания поддержки проживающим за рубежом соотечественникам, чьи права, свободы и законные интересы подверглись нарушению;

- необходимость более тесного взаимодействия российских организаций и учреждений, представителей профессиональных сообществ и отдельных лиц, ведущих деятельность в области защиты прав соотечественников.

Другие статьи по теме

Последние новости

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии