Министерство юстиции Латвии разработало законопроект, согласно которому русский язык в стране будет запрещен для информирования общества. Документ предусматривает, что для общественной информации необходимо использовать только официальные языки Европейкого союза, в число которых русский язык не входит. Распространение закона касается международного туризма и свободного оборота товаров.
14 июля закон был вынесен Минюстом Латвии на рассмотрение кабинета министров. По итогам совещания правительства было решено расширить и доработать документ совместно с Министреством иностранных дел Латвии. Главным аргументом властей в рассматриваемом документе является то, что русский язык в настойщее время не является официальным в Европейском союзе, куда входит Латвия.
Депутат Даугавпилской городской думы Юрий Зайцев рассказал сайту Фонда поддержки и защиты прав соотечественников: «К сожалению, данные законодательные инициативы - это скорее не исключение из правил, а закономерность нынешнего политического курса Латвийской Республики. Курс этот - русофобия, являющаяся для правящих элит "громоотводом" от проблем социально-экономического характера. Главным проводником этой мобилизующей латышей идеологии, является "Национальное объединение", входящее сейчас в правящую коалицию. Обращаю внимание на то, что способность переваливать на плечи какого-либо народа ответственность за неудачи собственного государства уже была пройдена в истории Гитлером. Только тогда были виноваты евреи, а сейчас русские. Чем все это обернулось, думаю, напоминать не следует. А учитывая идеологическую близость ультраправого "Национального объединения" идеям полного доминирования одной нации в ущерб интересов всех остальных, то есть по большому счету незначительно смягченной гитлеровской идеологии, инициатива о запрете иных кроме еэсовских языков в бизнесе, исходящая от министерства юстиции, главой которого как-раз и является представитель Нацобъединения Байба Брока, закономерна».
Отметим, что регулярные провокационные поправки в законодательство, связанные с языковой дискриминацией, давно уже стали одним из трендов среди латвийских чиновников. Так, 10 апреля 2014 года в Риге состоялась очередная акция против «реформы-2018», организованная Штабом защиты русских школ. Протестующие провели митинг у здания Кабинета министров и возле Министерства образования и науки, где потребовали сохранить обучение на русском языке в общеобразовательных школах и призвали к отставке министра Ину Друвиете.
«Гадкая, подлая, коричневая инициатива, - такова моя оценка этому законопроекту. И, конечно же, понятно, что эта инициатива направлена против русского языка, как крупнейшего неэсовского языка, используемого в Латвии. Но госпожа Брока видимо не понимает, что запрещая русский язык, скажем, в туристической отрасли, она экономически гробит свою страну, за которую так рьяно брызжет ультранационалистическими законами, - подчеркнул Зайцев. - Всему латвийскому рынку туризма в результате этой инициативы будет нанесен такой урон, что он, более никогда не оправится. Российских туристов и след простынет, ведь муниципальные туристические информационные центры даже путеводители на русском языке дать не смогут – это будет нарушением закона! Я уже не говорю об общем климате таких законов».
Но «языковой вопрос» не единственная мера к которой прибегает латвийское руководство по вытеснению из общественно-политической жизни страны всего, что связано Россией и Русским миром. Недавно латвийские органы государственной безопасности опубликовали свою «белую книгу» - ежегодник Полиции безопасности Латвии, в котором указаны имена «врагов народа», якобы несущих прямую угрозу целостности латвийской государственности.
Среди «агентов» масса известных деятелей русской общины, политиков, антифашистов и правозащитников: Илларион Гирс, Елена Бачинская, Маргарита Драгиле, Елизавета Кривцова, Иосиф Корен, Александр Гапоненко, Виктор Гущин, и многие другие.
Ранние восточно-славянские, или «прото-русские», поселения существовали на территории современной Латвии еще во времена раннего Средневековья. Сейчас в Латвии постоянно проживает свыше 550 тысяч российских соотечественников (около 27% населения). В стране насчитывается более 300 тысяч постоянных жителей без гражданства - лиц, постоянно проживающих в республике, но имеющих ряд ограничений в правах. В частности, неграждане не могут участвовать в выборах и референдумах. В прошлом году негражданам Латвии был запрещен въезд в ОАЭ.