Выступление заместителя Постоянного представителя РФ при ОБСЕ А.А.Волгарёва на заседании Постоянного совета ОБСЕ

11.07.2024


Заместитель Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.А.Волгарёв на заседании Постоянного совета ОБСЕ прокомментировал отчет Верховного комиссара ОБСЕ по делам нацменьшинств:

 Госпожа Председатель,

Приветствуем Верховного комиссара ОБСЕ по делам нацменьшинств и благодарим его за доклад.

Уважаемый Кайрат Кудайбергенович,

Сегодня Вы подводите итоги своего пребывания на этом важном посту, которое пришлось на судьбоносный для ОБСЕ период, обнаживший все слабые стороны нашей Организации. Обстоятельный с географической и тематической точек зрения отчет свидетельствует о сохранении в регионе ОБСЕ обширных вызовов в деле защиты прав национальных меньшинств и этнических групп.

В докладе справедливо зафиксировано «появление многочисленных законодательных и политических инициатив во многих странах региона ОБСЕ, которые делают почти исключительный акцент на продвижении одного официального языка, который иногда называют государственным или официальным языком». В этом же ряду – констатация, что «защита неотложных интересов национальной безопасности имеет приоритет над коллективным подходом к безопасности и многосторонними механизмами». Во вредоносности таких подходов сомневаться не приходится – они отбрасывают государства на многие десятилетия назад в деле защиты как нацменьшинств, так и прав человека в целом. Зачастую они ведут к возникновению новых форм нетерпимости и ксенофобии ‑ например, русофобии. С началом специальной военной операции государства западного альянса, прежде всего, страны Балтии, а также примкнувший к ним киевский режим предпринимают репрессивные меры по выдавливанию русского языка из всех возможных образовательных учреждений и других сфер общественной жизни.

В этой связи нас, откровенно говоря, удивляют содержащиеся в отчете комплиментарные оценки репрессивных действий киевского режима. С февраля 2014 года — то есть уже более десяти лет — миллионы людей на подконтрольных режиму В.Зеленского территориях законодательно лишены возможности использовать свой родной язык – русский ‑ практически во всех сферах общественной жизни. В нарушение конституции они не могут получать на нем образование, государственные услуги и судебную защиту. Мы уже многократно подробно разъясняли суть русофобского закона «О национальных меньшинствах (сообществах) Украины». При полном попустительстве своих западных кураторов и правозащитных структур представители киевского режима узаконили дискриминацию русского и русскоязычного населения.

Одержимость насильственной украинизацией уже привела к тому, что количество школьников, изучающих русский язык как предмет, за два года сократилось почти в 600 раз – с 455 тысяч до 768 человек. Не говоря уже о том, что не осталось ни одной школы или ВУЗа с русским как языком преподавания. По словам языкового омбудсмена Украины Т.Кременя, с 17 июля с.г. будет прекращена практика русско-украинского двуязычия в эфирах общенациональных телевизионных каналов.

В апреле с.г. власти Латвии приняли решение отказаться от преподавания в школах русского языка как второго иностранного. По данным министерства образования и науки страны, более половины учеников средних образовательных учреждений выбирают к изучению именно русский язык в качестве второго иностранного. Более 40% населения используют русский для ежедневного общения. Отмечаем Вашу рекомендацию официальной Риге «…предоставить национальным меньшинствам возможность продолжать изучение и практику родного языка при достаточных инвестициях для сохранения высокого качества образования на всех уровнях». Одновременно полагаем, что этот дискриминационный шаг является ярким проявлением шовинизма и требует принципиальной оценки международных правозащитных структур.

Вынуждены констатировать, что Ваши призывы к официальной Риге в контексте иммиграционных реформ «рассматривать дела на основе индивидуальных, разумных и пропорциональных подходов» были восприняты в этом государстве-участнике ОБСЕ с точностью до наоборот. В конце июня с.г. Сейм Латвии в окончательном чтении принял поправки к закону «Об иммиграции». Нововведения распространяют требования по переоформлению временного вида на жительство еще почти на 5 тысяч проживающих здесь граждан России. Из них полторы тысячи ‑ это военные пенсионеры и члены их семей. В случае невыполнения новых миграционных предписаний уже в 2025 году им грозит аннулирование вида на жительство и, соответственно, депортация. По мнению официальных властей, упомянутые нормы якобы не являются дискриминационными и «необходимы для обеспечения общественной безопасности Латвии». Однако обычная логика и здравый смысл подсказывают, что данная категория граждан никоим образом не может представлять угрозу для этой страны.

Деградирует ситуация и в Молдове. Власти этого государства, окрыленные перспективами обещанного еврочиновниками Кишинёву «светлого европейского будущего», ведут агрессивную антироссийскую политику и наступление на русский язык.

Показательным в этом отношении являются Заключительные замечания Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации по итогам рассмотрения объединенных докладов Республики Молдова, опубликованных в мае с.г. Эксперты подтвердили, что «русский язык считается в государстве-участнике межэтническим языком общения этнических групп». Выражена обеспокоенность сообщениями, что «представители групп этнических меньшинств сталкиваются с дискриминацией при трудоустройстве, участии в выборах, получении публичной информации и доступе к правосудию из-за ограничений на использование русского языка и отказа государственных органов его использовать». Это происходит несмотря на то, что защита русского и других языков этнических групп предусмотрена Конституцией страны и положениями профильного закона. Рекомендации официальному Кишенёву говорят сами за себя: «принять меры для обеспечения доступа этнических групп к образованию, занятости и медицинскому обслуживанию», «гарантировать использование и защиту языков этнических групп, в частности, русского языка как языка межэтнического общения», а также «расширить доступ к образованию на родном языке в школах для детей, принадлежащих к группам этнических меньшинств… и увеличить объем людских, технических и финансовых ресурсов, выделяемых на качественное обучение на языках этнических меньшинств». К сожалению, от функционеров ОБСЕ мы таких честных оценок не слышим.

Господин Верховный комиссар,

В странах «к Западу от Вены» также фиксируются тревожные тенденции, а также имеются многолетние системные проблемы. Страны т.н. прогрессивных демократий стали заложниками своих же подходов. Их представители на протяжении многих лет занимались навязыванием нарративов другим и игнорировали проблемы «у себя дома». Ярким примером являются трагические события во французской Новой Каледонии, где в середине мая с.г. состоялись многотысячные акции протеста против колониальной политики Франции. Произошедшее является следствием застарелых противоречий и растущей неудовлетворенности своим положением коренных жителей этой заморской территории — народа канаков, составляющих около 40% ее населения. Кроме того, в самой Франции Национальная консультативная комиссия по правам человека второй год подряд фиксирует рост расизма, расовой дискриминации и ущемления прав уязвимых групп. Эти проблемы, а также нетерпимость на этнической почве и дискриминация лиц африканского происхождения в целом актуальны для многих государств-членов ЕС. Это подтверждается выводами недавнего доклада Агентства ЕС по основным правам.

В Канаде также продолжают нарушаться права лиц африканского происхождения. В конце марта с.г. опубликованы данные авторитетной канадской НПО «Международная служба по правам человека». Согласно информации, данный вид расизма процветает в Квебеке во всех сферах жизни общества, «но особенно в законах, политике, программах, решениях и практике правительств Квебека и Канады». И это не говоря о сохранении наследия рабства, сегрегации коренных народов и неоколониализма в этом государстве-участнике ОБСЕ.

Господин Верховный комиссар,

Институт, который Вы возглавляете, задумывался его создателями как механизм предотвращения конфликтов на ранней стадии. Вашему пока еще не известному преемнику остается весьма нелегкое «наследство», которое потребует от него/неё филигранных дипломатических усилий, терпения и мудрости. А пока позвольте поблагодарить лично Вас, уважаемый Кайрат Кудайбергенович, за проделанную работу и пожелать удачи в любых Ваших будущих начинаниях, а Вам и Вашим близким – здоровья, успехов и всего самого доброго.

Благодарю за внимание

Другие статьи по теме

Последние новости

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии