Выдержки из брифинга Марии Захаровой от 26 марта 2021 года

31.03.2021

Выдержки из брифинга официального представителя МИД России Марии Захаровой, касающиеся вопросов защиты прав и законных интересов россиян и соотечественников за рубежом, сохранения исторической памяти и противодействия фальсификации истории. Брифинг состоялся 26 марта 2021 года в Москве.

Об участии Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в заседании СМИД СНГ

2 апреля в Москве состоится очередное заседание Совета министров иностранных дел государств-участников Содружества Независимых Государств. Напомню, что в текущем году в СНГ председательствует Белоруссия.

В повестку дня включены вопросы, охватывающие основные направления взаимодействия в СНГ. Участники заседания обменяются мнениями по актуальным региональным и международным темам, обсудят перспективы углубления многопланового сотрудничества в формате Организации, в т.ч. в правоохранительной и гуманитарной сферах.

В целях дальнейшего укрепления позиций стран Содружества на мировой арене министры подведут итоги реализации Программы действий по активизации партнерства между внешнеполитическими ведомствами государств-участников СНГ и Плана многоуровневых межмидовских консультаций в 2020 г.

В связи с предстоящим в 2021 г. 80-летием начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. главы внешнеполитических ведомств рассмотрят проект Обращения глав государств-участников СНГ к народам стран Содружества и мировой общественности.

Ряд принятых по итогам заседания проектов документов будет внесен на утверждение Совета глав правительств СНГ (28 мая 2021 г., г.Минск) и Совета глав государств СНГ (15 октября 2021 г., г.Минск).

В числе возможных встреч «на полях» СМИД СНГ планируется общение С.В.Лаврова с министрами иностранных дел Азербайджана Д.А.Байрамовым и Армении А.Г.Айвазяном.

Об обзоре «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2020 году»

Хотела бы обратить внимание на то, что на официальном сайте МИД России размещен обзор «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2020 году».

В подготовленном Министерством обзоре освещаются основные векторы внешней политики России в 2020 г., направленные среди прочего на смягчение кризисных явлений на мировой арене и развитие сотрудничества с заинтересованными партнерами в целях содействия обеспечению безопасности и социально-экономического развития нашей страны.

Среди наиболее важных направлений деятельности МИД России в 2020 г. можно выделить: межгосударственное взаимодействие в рамках общепризнанных принципов и норм международного права при центральной координирующей роли ООН, работу по возвращению россиян на Родину и поддержку тех из них, кто оказался за рубежом в трудной ситуации, активное участие в урегулировании ряда региональных конфликтов и кризисов, решение задач председательства в межгосударственных объединениях – БРИКС, группе РИК, ОДКБ и ШОС. Важными итогами усилий России в сфере экономической дипломатии стали стабилизация цен на мировом рынке углеводородов, корректировка соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом государств. Кроме того, в контексте празднования 75-летия окончания Второй мировой войны и создания ООН была проведена масштабная работа за рубежом, в т.ч. на международных площадках, по увековечению памяти жертв войны, недопущению героизации нацизма и фальсификации истории.

Рекомендуем всем журналистам и интересующимся международной проблематикой ознакомиться с этим обзором.

О новых антироссийских санкциях на Украине

Коль скоро тот же Брюссель стал какое-то время назад коспонсором всех тех «изменений», которые происходят сейчас на Украине, коль скоро Брюссель поддерживает киевский режим во всем, что предпринимается под видом «движения» к неким западным ценностям и основам демократии, то можно было бы отреагировать (хотя бы в публичной плоскости) на то, что 23 марта с.г. Президент Украины В.А.Зеленский ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины о применении санкций сроком на три года в отношении двадцати шести граждан Российской Федерации, восьмидесяти одной отечественной компании и ряда российских СМИ. Среди последних – МИА «Россия сегодня», новостные порталы «Лента.ру» и «Газета.ру», а также новостные агрегаторы и т.д.

У меня такое впечатление, что подобными мерами украинский режим исследует «дно» демократии на Украине. Дело в том, что рестриктивные меры включают блокировку активов, ограничение или прекращение предоставления телекоммуникационных услуг и использования телекоммуникационных сетей общего пользования, а также запрет Интернет-провайдерам предоставлять пользователям услуги по доступу к упомянутым ресурсам.

Новая порция санкций дополнила и так весьма тревожную статистику последнего месяца, когда было закрыто более 400 Интернет-ресурсов и семь телевизионных каналов. То есть стремление в сторону демократии на Украине имеет четкую тенденцию падения. Расцениваем подобные шаги как идущие вразрез с основополагающими принципами обеспечения свободы слова и плюрализма мнений, а также не соответствующими духу Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Возможно скоро и ее на Украине запретят к прочтению, потому что если ознакомиться с этим документом, то станет понятно, что Украина движется в противоположном направлении.

Видим в этом продолжение линии киевского руководства на установление цензуры, зачистку своего информационного пространства от неугодных медиа, дискриминацию русскоязычных граждан своей страны и устрашению всех инакомыслящих и несогласных с тем, что творится на Украине.

Напомню, с 2014 г., когда в Киеве произошел государственный переворот, в результате которого украинским руководством был взят курс на разрыв всех связей с Россией, Украина провела уже несколько кампаний по ограничению российского и русскоязычного присутствия на своей территории. По разным оценкам, под нелегитимные «санкции» Украины попали порядка 2300 физических и свыше 1 тыс. юридических лиц из России. Также хотела бы напомнить, что среди неугодивших киевскому режиму – такие структуры как Московский государственный университет, государственный музей «Эрмитаж», Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и другие.

Чтобы оправдать наступление на альтернативные источники информации, было подвергнуто реформированию украинское законодательство. Оно тоже мешало, соответственно его изменили. Уже принятые и разрабатываемые правовые документы содержат явно дискриминационные положения, но Киеву все «сходит с рук». Брюссель занят другим: незаконными односторонними санкциями в отношении Москвы и очередной мифологизацией некой российской угрозы.

И на этот раз, за прошедшие с 23 марта с.г. дни мы не увидели реакции представителей профильных структур ОБСЕ, ООН, Совета Европы или ЮНЕСКО по свободе СМИ и правам человека на нелегитимные ограничительные меры со стороны Украины.

Призываем мировое сообщество отказаться от такой политики не просто «двойных стандартов», а непринятия действенных мер в отношении явного наступления на демократические принципы и дать объективную оценку всем многочисленным эпизодам убийств, запугиваний, уголовного преследования инакомыслящих и иных форм преследования журналистов на Украине. Со своей стороны мы, естественно, все материалы в эти международные структуры направляем, и будем направлять.

О российских оценках деятельности Комиссара Совета Европы по правам человека

Уже стало новеллой то, что мы обсуждаем не проблему прав человека, а отношение к правочеловеческой проблематике со стороны западных партнеров.

Обратили внимание на опубликованное 18 марта с.г. на официальном сайте Комиссара Совета Европы по правам человека Д.Миятович заявление в связи с правозащитной ситуацией в Чеченской Республике. Не вдаваясь в суть текста и используемых Комиссаром формулировок, хотели бы сказать следующее.

Деятельность Д.Миятович на посту Комиссара Совета Европы по правам человека трудно считать удовлетворительной. Применяемые ею подходы полагаем предвзятыми, не соответствующими правозащитным стандартам. В первую очередь это касается полного отсутствия публичной реакции Комиссара на проблемы в других странах, в том числе: сегрегацию «неграждан» в Прибалтике; поражение в правах русскоязычных жителей Украины; внесудебный запрет вещания оппозиционных СМИ на Украине; введение телевещательной цензуры в Латвии, Литве и Эстонии; подавление инакомыслия и попыток «достучаться» до властей в целом ряде стран европейского континента; грубейшее нарушение прав человека на территории стран ЕС. Ничего из этого глобально и профессионально не комментируется в публичном пространстве. Когда мы спрашиваем, почему нет оценки тех или иных событий, отвечают, что все проблемы решаются на двусторонней основе: обсуждают, доводят до сведения, стараются повлиять на то, чтобы страны улучшали у себя ситуацию. Тогда почему с Россией и рядом других стран это происходит не в двустороннем формате, а бесконечно перебегая от аккаунтов в социальных сетях до микрофона? Ответа нет. Хотя он уже очевиден.

Повторю, нет никакой публичной реакции на целый «букет» проблем даже за последний месяц в ЕС, а есть избыточное рвение при комментировании ситуации с правами человека в нашей стране. Это было, в частности, в ходе действий российских правоохранителей во время несанкционированных протестных акций в январе-феврале с.г.

Ожидаем от Комиссара скорейшего исправления обозначенных далеких от объективности подходов. Не только мы. Весь мир следит за тем, как на сегодняшний день международные организации смогут отстоять свою мессианскую роль в этом мире, смогут ли не пасть под нажимом и давлением отдельных западных государств, остаться объективными и независимыми, придерживаться международного права, или станут «инструментом» в руках разных государств. Следят многие: региональные игроки и страновые объединения. Дальнейшие отношения с Комиссаром будем выстраивать на прагматичной основе при условии ее отказа от упомянутой избирательной и дискриминационной линии. Подобный однобокий подход – это удар, направленный на институт международных организаций.

Об оценках Комитета по экономическим, социальным и культурным правам ООН положения национальных и языковых меньшинств в Латвии

С тревогой ознакомились с итогами состоявшегося 23 февраля с.г. рассмотрения в Комитете по экономическим, социальным и культурным правам (КЭСКП) ООН второго периодического доклада Латвии о выполнении обязательств Риги по Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах.

Оценки ооновских экспертов вызывают серьезные озабоченности. Так, экспертами Комитета были констатированы нарастающая тенденция предвзятого отношения и дискриминации в Латвии к отдельным лицам и группам по признакам языка, религии, национального или этнического происхождения, а также отсутствие всеобъемлющих антидискриминационных политики и законодательства в целях обеспечения для всех на равноправной основе экономических, социальных и культурных прав.

Было особо отмечено, что проводимая латвийскими властями линия поведения в отношении лиц, принадлежащих к меньшинствам, носит дискриминационный характер, в том числе в плане обеспечения их экономических, социальных и культурных прав, затрудняя доступ к услугам здравоохранения, социального обеспечения, образованию, создавая препятствия для трудоустройства как в государственном, так и частном секторе.

Наряду с другими проблемами Комитет ООН обратил внимание на ситуацию сохранения в Латвии позорного института «неграждан» и продолжающейся дискриминации данной категории лиц. В частности, эксперты пришли к выводу, что «неграждане» в наибольшей степени страдают от безработицы. В этой связи ооновцы рекомендовали латвийским властям наращивать усилия по облегчению доступа к натурализации и принять меры по обеспечению недискриминационного доступа для «неграждан» к экономическим, социальным и культурным правам.

Отдельным блоком Комитет выделил вопросы языковой политики Риги в области образования. Выводы ооновцев однозначны: подходы Латвии к вопросам языка чреваты негативными последствиями для реализации прав лиц, принадлежащих к меньшинствам. Более того, соответствующие поправки в Закон об образовании и Правила кабинета министров Латвии № 716 от 21 ноября 2018 г. были квалифицированы Комитетом как дискриминационные, создающие неоправданные ограничения для обучения на языке меньшинств и обучению языку меньшинств как в государственных, так и в частных учреждениях дошкольного и начального образования.

В этой связи Комитет рекомендовал латвийским властям пересмотреть языковую политику и законодательство в целях содействия обучению языку меньшинств и преподаванию на языке меньшинств, в том числе с тем, чтобы избежать негативного влияния на успеваемость детей, принадлежащих к меньшинствам.

Выводы Комитета созвучны неоднократно высказывавшимся в рамках мероприятий по линии ООН, ОБСЕ и Совета Европы российским оценкам о систематическом грубом нарушении Ригой прав русскоязычных граждан.

Настаиваем на том, чтобы власти Латвии прислушались к мнению международных контрольных механизмов в области прав человека, в том числе Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, и приняли надлежащие и эффективные меры на законодательном и политическом уровнях для выполнения своих международных обязательств в области прав человека.

Вновь хотели подчеркнуть, что Россия продолжит активно отстаивать права своих соотечественников, где бы они ни находились. Ситуация с русскоязычными гражданами в странах Прибалтики и на Украине находится на нашем особом контроле.

Об итогах 46-й сессии Совета ООН по правам человека

22 февраля – 24 марта с.г. в Женеве в онлайн формате прошла 46-я сессия Совета ООН по правам человека (СПЧ). В работе ее сегмента высокого уровня принял участие Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров.

В ходе сессии рассмотрен широкий спектр вопросов международной правозащитной повестки дня. В их числе – равноправный доступ к вакцинам против новой коронавирусной инфекции, негативное влияние односторонних принудительных мер на права человека, сотрудничество в области прав человека, обеспечение свободы вероисповедания, демократия и верховенство права, а также проблематика экономических, социальных и культурных прав и другие тематические сюжеты.

По итогам сессии принято более 30 резолюций, в т.ч. по ситуации с правами человека в Белоруссии, Иране, КНДР, Мьянме, Никарагуа, Сирии, Шри-Ланке, Южном Судане и на оккупированных палестинских территориях. Состоялось одобрение итогов прохождения процедуры Универсального периодического обзора Андорры, Белоруссии, Болгарии, Гондураса, Либерии, Ливии, Малави, Мальдивских островов, Маршалловых островов, Монголии, Панамы, США, Хорватии и Ямайки.

Назначены эксперты на посты спецдокладчиков по внесудебным казням и по Камбодже, а также в Экспертный механизм по правам коренных народов, Рабочую группу по лицам африканского происхождения и Рабочую группу по произвольным задержаниям.

Вернувшись после четырехлетнего перерыва в Совет в качестве полноправного члена, российская делегация использовала площадку сессии для формирования у партнеров понимания важности налаживания конструктивного международного диалога по вопросам поощрения и защиты прав человека, уважения национальных и культурно-исторических особенностей каждого государства в процессе демократических преобразований без навязывания кому-либо заимствованных систем ценностей, равно как недопустимости применения пресловутой политики двойных стандартов и политизации работы Совета. Россия решительно противостояла попыткам ряда западных государств вмешаться посредством решений СПЧ во внутренние дела суверенных государств, оказать давление на национальные правительства, заявить о своих территориальных притязаниях.

Впервые за все время функционирования СПЧ при поддержке России было принято совместное заявление группы государств с выражением обеспокоенности положением с правами человека в странах Европейского союза и Великобритании.

В ходе сессии Российская Федерация неоднократно привлекала внимание Совета к недопустимой в XXI веке ситуации, когда наиболее пострадавшие от фашистской идеологии страны Европы проводят политику сегрегации по принципу этнической и религиозной принадлежности. Совместно с государствами-участниками Движения неприсоединения российская сторона остро ставила перед СПЧ вопрос о незаконности и негативном влиянии на права человека односторонних принудительных мер, в том числе в контексте водной блокады Крыма со стороны Украины.

Об осквернении российского памятника в Молдавии

20 марта с.г. в окрестностях села Иванча Оргеевского района Республики Молдова был разрушен памятник воинам 2-го кавалерийского корпуса, павшим в боях с фашистскими захватчиками летом 1941 г. Вандалы спилили под основание выполненный в виде шпиля из нержавеющей стали монумент, который при падении сломался.

Насколько нам известно, в настоящее время правоохранительными органами Молдавии ведется работа по сбору доказательств, установлению обстоятельств произошедшего.

Решительно осуждаем этот акт вандализма. Хотели бы напомнить, что Молдавия является участницей Соглашения об увековечении памяти о мужестве и героизме народов государств-участников СНГ в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. от 3 сентября 2011 г., в соответствии с которым стороны обеспечивают «защиту и сохранение воинских захоронений и воинских памятников, расположенных на их территориях».

Рассчитываем, что это международное обязательство Республики Молдова будет выполнено и инцидент будет тщательно расследован, виновные выявлены и привлечены к ответственности, а пострадавший мемориал приведен в надлежащий вид.

О решении польских властей переименовать улицу в г.Иновро́цлаве, носившую имя Героя Советского Союза

В очередной раз столкнулись с проявлением так называемой «исторической политики» польских властей. По рекомендации Института национальной памяти Польши в г.Иновроцлаве была переименована улица, долгие годы носившая имя героя Советского Союза И.Г.Алейника (правильное написание фамилии – Алейников) в память о мужественном советском офицере, отдавшем свою жизнь за освобождение Европы от нацизма. Однако сегодня в Польше предпочитают избавляться от таких воспоминаний.

Небольшая историческая справка. 21 января 1945 г. в ходе Варшавско-Познанской операции Красной армии командир танка Т-34, гвардии лейтенант И.Г.Алейников, несмотря на ранение, продолжал выполнение боевой задачи, однако его танк был подбит, командир и экипаж сгорели. За образцовое выполнение боевых заданий, проявленные героизм и мужество И.Г.Алейникову было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Похоронен в Иновроцлаве в братской могиле на участке воинов Советской армии и военнопленных на католическом кладбище.

Теперь улице Алейникова присвоено имя почетного гражданина Иновроцлава, предпринимателя и мецената Т.Хенсы. Этот случай наглядно показывает цинизм польских властей, легко избавляющихся от благодарности или просто порядочного отношения к памяти о советских воинах-освободителях, благодаря которым Польша сегодня остается на карте мира и, кстати говоря, владеет городом Иновроцлав, до 1945 г. входившим в состав Германии под названием Хоэнзальц.

О презентации мемориального альбома «Их помнят в России и Китае»

16 марта с.г. в Пекинской художественной галерее «Цзиньтай» состоялась презентация изданного Посольством России в КНР мемориального альбома «Их помнят в России и Китае» на русском и китайском языках.

Почти 200-страничное иллюстрированное издание содержит подробное описание основных событий, связанных с участием Советского Союза в войне за освобождение Китая от японских захватчиков 1937-1945 гг. При его подготовке были использованы уникальные архивные материалы из Центрального военного архива Министерства обороны России и Российского государственного военного архива, причем многие впервые.

В знак благодарности китайским коллегам за их вклад в дело увековечивания памяти советских солдат и офицеров, погибших в Китае в годы войны сопротивления Японии, Посол России в КНР А.И.Денисов вручил ряду местных граждан и музейно-выставочных организаций медали Минобороны России и Российского оргкомитета «Победа».

В условиях эпидемических ограничений презентация стала одним из наиболее масштабных мероприятий, организованных Посольством России в КНР в последнее время, и получила самые широкие положительные отклики китайских СМИ.

Поддерживаем с китайской стороной тесное взаимодействие по военно-мемориальным вопросам. Здесь у нас имеется общий активный и позитивный настрой на то, чтобы данная область двусторонних отношений оставалась прочной нитью, связывающей наши народы и укрепляющей российско-китайское стратегическое партнерство.

О VII международном мотомарше «Дороги Победы – дорога домой 2021 г.»

Отделение «Дороги Победы» Всероссийского мотоклуба «Ночные волки» совместно с «Фондом поддержки и развития патриотического мотодвижения «Дороги Победы» планируют проведение в мае VII международного мотомарша «Дороги Победы – дорога домой 2021 г.», приуроченного к 76-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Впервые за последние годы мотопробег начнется в ряде европейских столиц и завершится в России, что будет символизировать путь советских воинов-освободителей на Родину. Члены зарубежных мотоклубов из Германии, Нидерландов, Словакии, Словении, Польши, Черногории, Чехии и других стран присоединятся к российским участникам акции в Санкт-Петербурге, где 2 мая будет дан официальный старт мотомарша, а его торжественный финиш состоится 9 мая в Москве.

Полагаем, что успешная реализация данного проекта будет способствовать сохранению исторической памяти о героическом подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и роли нашей страны в победе над нацизмом, а также патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Со своей стороны, как и в предыдущие годы, будем готовы оказать организаторам и участникам международного мотопробега необходимое информационное, консульское и иное содействие.

Из ответов на вопросы:

Вопрос: Хотела бы задать вопрос о ситуации с очередным шпионским сюжетом с «российским следом», запущенным в Болгарии, и искусственным обострением темы шпиономании. В день 7-ой годовщины воссоединения Крыма с Россией в Болгарии вспыхнула шпионская «сенсация». Впоследствии София объявила о высылке двоих российских дипломатов. Замглавы МИД РФ А.В.Грушко предупредил ранее, что если Болгария вышлет российских дипломатов, последуют ответные шаги. Жители нашей страны очень переживают, как скажется данная ситуация на двусторонних отношениях, понимая, что шпионский скандал нам навязан извне.

Какие ответные действия Россия предпримет в отношении Болгарии? Как избежать ухудшения двусторонних отношений, если учитывать, что третьи страны преследуют именно такой эффект для усиления антироссийской риторики на Балканах?

Ответ: Мы уже неоднократно комментировали эту тему. Не с подачи Москвы в двусторонних отношениях происходит слишком много деструктивных событий, которые не отвечают интересам наших народов. Приходится постоянно на них реагировать.

23 марта с.г. был опубликован комментарий МИД России. Могу повторить, что 22 марта с.г. МИД Болгарии объявил «persona nоn grata» двоих дипломатических сотрудников Посольства России в Софии. Это уже пятый подобный демарш за последние полтора года. И вновь без предъявления каких-либо доказательств.

Данному шагу предшествовала шумная кампания, когда прокуратура Болгарии выступила с «разоблачением» в местных силовых госструктурах группы лиц, якобы работавших на Россию. Как будто готовилась почва для объявления российских дипломатов «persona non grata».

Констатируем очередное обострение в Болгарии антироссийской «шпиономании», которая по каким-то причинам дала рецидив в канун запланированных на 4 апреля парламентских выборов в стране и на фоне всплеска русофобии на Западе, прежде всего в США.

Вновь призвали Софию прекратить участие в политически ангажированных кампаниях, которые ведутся с подачи западных стран или объединений, перестать вести «охоту на ведьм». Все это наносит ущерб национальным интересам самой же Болгарии, двусторонним отношениям с Россией. Нужно возвращаться к конструктивной повестке, которая является для российско-болгарских отношений гораздо более естественной.

Подобные действия требуют ответа. Российская Федерация оставляет за собой право на «зеркальные» меры. Говорим об этом каждый раз. К сожалению, видим повторения и рецидивы.

Не могу не согласиться с Вами в том, что это не отвечает интересам народа Болгарии. Скорее всего, за этим стоит «стимулирование» подобных шагов и действий извне. Национальными, естественными интересами Болгарии это объяснить невозможно.

Вопрос: Как скажется очередной шпионский скандал на отношениях между Болгарией и Россией? Не считаете ли Вы, что регулярные взаимные высылки (пять за последние полтора года) приводят к понижению уровня дипломатических отношений между Болгарией и Россией?

Ответ: Никакой конструктивной добавленной стоимости, ничего позитивного подобные шаги в двусторонние отношения не привносят. Безусловно, они наносят удар по российско-болгарским связям, отбрасывают их назад, не стимулируют движение вперед.

Когда Вы говорите «понижение» или «повышение уровня отношений», это прекрасно для газетной статьи, комментария. Но есть граждане двух государств, непосредственно жители Болгарии, которые не столько хотят быть искушенными в политологической терминологии, сколько хотят понять: зачем все это происходит? кому это нужно? для чего всё это делается? Для того чтобы людям, считающим себя или желающими быть политиками, было удобнее куда-то продвинуться? Хотя они должны создавать позитивную повестку, но для этого нужно прилагать усилия, необходимы действия и результаты. Куда проще создать эту повестку из ничего – из западной конъюнктуры антироссийского характера. Тогда граждане Болгарии могут задать этим т.н. «политикам» вопрос, не кажется ли им, что, ухудшая двусторонние отношения с Россией, они не приносят своему народу никакой пользы, хотя заявляют о себе как о работающих на благо своих соотечественников?

Этот вопрос стоило бы обсудить внутри Болгарии. Это не вопрос к России. Мы не на словах, а на деле подтвердили свою роль в качестве ответственного, надежного партнера Болгарии по целому ряду крупнейших проектов (в т.ч. экономических). Это не слова, не теория, а практика нашего взаимодействия. Мы подтвердили делом свой подход. Все, о чем Вы спрашиваете, это вопрос внутреннего болгарского диалога между гражданами и т.н. «политиками».

Коль скоро Вы задали этот, мне кажется, этот внутренний диалог уже назрел: куда и зачем подобные люди ведут болгарское общество, какой вред они наносят как двусторонним отношениям, так и непосредственно народу Болгарии подобными действиями?

Может быть, они расскажут о «пользе». Я этого не исключаю. Может быть, они хотя бы на внутреннее пространство представят какие-то убедительные факты, которые говорили бы о пользе подобных действий. Возможно, у них что-то есть, но они почему-то ничего не показывают. Это вопрос к болгарскому обществу.

МИД России

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии