Вузовское сообщество России и стратегия интеграции ученых-соотечественников в российское научно-образовательное пространство

За рубежом в сфере науки и образования трудится большое количество талантливых российских соотечественников. Многие из них становятся ведущими учеными в различных областях современного научного знания. Начиная с рубежа 1980-1990-х годов тема «утечки мозгов» и привлечения ученых-соотечественников к работе в России регулярно обсуждалась и в российских политических кругах, и в отечественном научно-образовательном сообществе.

Многим может показаться, что в текущем году в связи с общим обострением международной ситуации во внешней политике России на первый план вышли иные задачи. Тем не менее, вопрос интеграции соотечественников в российское научно-образовательное пространство, включая привлечение ученых-соотечественников, остается одним из наиболее актуальных. В частности, Президент Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 4 декабря 2014 года обозначил привлечение ученых-соотечественников в качестве одного из приоритетов в деле обеспечения «национальной безопасности, высокого качества жизни людей, развития отраслей нового технологического уклада». По его словам, «нужно объединить усилия проектных, творческих команд и динамично развивающихся компаний, которые готовы впитывать передовые разработки, подключить ведущие университеты, исследовательские центры, Российскую академию наук, крупные деловые объединения страны и, конечно, пригласить наших соотечественников, которые трудятся за рубежом в науке и высокотехнологичных отраслях».

Напомним, что общие принципы и направления работы с соотечественниками в образовательной и научной сферах отражены в действующем Федеральном Законе «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», Поручениях Президента Российской Федерации, Федеральной целевой программе «Русский язык» на 2011-2015 годы, в правительственных программах работы с соотечественниками. С приближением нового календарного года актуальной становится Программа работы с соотечественниками, проживающими за рубежом, на 2015-2017 годы, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. No2321-р.

Что может предложить российское научно-образовательное сообщество для развития сотрудничества с учеными-соотечественниками, реализации совместных проектов и привлечения последних для работы в России, в том числе, в дополнение к традиционным механизмам, используемым профильными российскими министерствами, ведомствами и организациями?

Важнейшая составляющая этого процесса – объединение усилий отечественного научно-образовательного сообщества и профильных органов государственной власти. В целях интеграции ученых-соотечественников, проживающих за рубежом, в российское научно-образовательное пространство, включая различные формы сотрудничества и проведение научных исследований по заказу и в рамках учреждений, подведомственных Минобрнауки, необходимо формирование эффективной системы сотрудничества, в том числе, сетевого, с учеными – соотечественниками, проживающими за рубежом.

К сожалению, до сих пор в России не сформировано единой ассоциации или объединения всех вузов, занимающихся и/или так или иначе заинтересованных в контактах с учеными-соотечественниками за рубежом. Между тем создание такого объединения при поддержке координирующих государственных органов, обеспечение его постоянной работы, в том числе, посредством развития сетевых информационных площадок (тем более что опыт подобной деятельности у ряда вузов имеется) представляется актуальным.

Большую пользу способно принести создание и регулярное обновление единой базы данных ученых–соотечественников за рубежом, добившихся выдающихся результатов в различных отраслях научного знания, причем к формированию и обновлению этой базы необходимо привлечь все ведущие российские научные и образовательные центры, имеющие контакты и опыт работы с соотечественниками в рамках научной деятельности.

Перспективная форма интеграции соотечественников в научную работу отечественных вузов – вовлечение их в работу временных трудовых (творческих) коллективов (ВТК) над исследовательскими проектами, выполнение задач в рамках которых сопряжено с необходимостью аккумулирования и использования мирового научного опыта. Следует учитывать, что заработная плата иностранных специалистов облагается повышенным подоходным налогом, однако это вряд ли стоит считать серьезным минусом, особенно, когда речь идет об известных ученых и ведущих специалистах в своих областях, суммы гонораров которых могут быть увеличены для компенсации потерь от налогообложения. Привлечение ученых-соотечественников к работе во временных научных коллективах российских образовательных учреждений соответствует и интересам Минобрнауки России, одной из задач которого является содействие приглашению таких ученых для руководства научными проектами, а также привлечению их для работы в российские вузы.

Привлечение ученых-соотечественников к участию в научных мероприятиях, организуемых в России – еще одна действенная форма укрепления связей с зарубежной русскоязычной научной диаспорой. Это также соответствует и интересам отечественных высших образовательных учреждений, как правило, заинтересованных в том, что организуемые ими научные конференции, круглые столы, семинары и т.д. имели международный характер.

Конечно, следует обратить повышенное внимание на работу с молодыми перспективными специалистами. Здесь имеется ряд механизмов, одни из которых вузы способны применять самостоятельно, другие требуют поддержки со стороны координирующих органов. Не подлежит сомнению, что в целях привлечения молодых соотечественников к обучению в образовательных организациях Российской Федерации необходимо создавать привлекательные условия для очного обучения и развитие практики осуществления образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий. Правда, в то время как дистанционные проекты вузы способны реализовывать самостоятельно, то увеличение набора соотечественников (а, следовательно, иностранных (иногородних) учащихся) по очной форме сопряжено с задачами, которые образовательные учреждения не всегда способны решить без дополнительной государственной поддержки. Эти задачи связаны с развитием инфраструктуры, прежде всего, с расширением площадей для проживания иностранных/иногородних учащихся в общежитиях.

Традиционно российские вузы, как известно, получают квоты на обучение соотечественников, проживающих за рубежом. Особое внимание, конечно, следует обратить на обеспечение квотами соотечественников из стран ближнего зарубежья (государства-участники СНГ и другие страны постсоветского зарубежья). Причем задача вузов – обеспечить не просто обучение и выпуск соотечественников, но также установление и поддержание с ними прочных контактов.

Услуги дистанционного образования всех уровней для соотечественников, проживающих за рубежом, на русском языке, в современных условиях массового распространения сетевых информационных технологий способны серьезно расширить потенциальную аудиторию для установления и поддержания профессиональных связей, которые впоследствии можно использовать для адресного привлечения наиболее мотивированных и способных к сотрудничеству. В рамках сетевых ресурсов российских университетов, посвященных образованию на русском языке, целесообразно особое внимание уделять развитию разделов и рубрик, посвященных соотечественникам, проживающим за рубежом, как особой категории учащихся.

Говоря об образовательном процессе как одном из механизмов поиска и интеграции в отечественную науку молодых ученых-соотечественников, следует акцентировать внимание на двух важнейших составляющих: магистерские программы и программы аспирантуры с последующей защитой кандидатских диссертаций.

Наиболее перспективная форма привлечения соотечественников из стран Западной и Центральной Европы к обучению в отечественной магистратуре в случае, если они  не собираются отказываться (а, как правило, так и происходит) от аналогичного образования и магистерских степеней в странах своего проживания – предложение обучаться на совместных (международных) магистерских программах, предусматривающих выдачу двух дипломов – российского вуза и зарубежного вуза-партнера. При этом в процессе обучения важнейшая задача российских вузов – максимально заинтересовать талантливых соотечественников в дальнейшем профессиональном сотрудничестве с отечественным научно-образовательным сообществом.

Аспирантура – важнейшая стадия формирования молодых ученых, которые в процессе подготовки и защиты кандидатских диссертаций становятся в полном смысле слова самостоятельными исследователями. В настоящее время в российской системе образования соотечественники не отражены как особая категория обучающихся в аспирантуре. Возможно, пора продумать механизмы предоставления талантливым соотечественникам возможности обучаться на бюджетной основе (и, конечно, с предоставлением проживания на период обучения по льготным ценам, что не менее важно) в отечественной аспирантуре по программам и направлениям, особенно востребованным в России.

Серьезную поддержку в реализации стратегической цели по привлечению талантливых соотечественников к участию в российской научно-образовательной жизни способны оказать различные формы дополнительного образования, ориентирующие соотечественников, в том числе, на восприятие передового опыта отечественной науки. Следует отметить, что, как показывает, например, опыт реализации ряда проектов дополнительного образования Российским государственным гуманитарным университетом (учебно-тренинговый цикл в рамках «Школы молодого лидера для соотечественников» Департамента по работе с соотечественниками МИДа России, учебно-тренинговая программа «Правовые и исторические знания как основа правозащитной деятельности соотечественников» при поддержке Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом), подобные программы приносят успех только в том случае, если они являются долгосрочными и изначально нацелены как на дальнейшее совершенствование образовательного процесса, так и на повышение эффективности взаимодействия с целевой аудиторией соотечественников.

Подводя итог всему вышеизложенному, необходимо подчеркнуть, что деятельность по интеграции талантливых соотечественников, только планирующих заниматься научной работой или уже добившихся международного признания ученых, в российское научно-образовательное пространство – долгосрочный проект, и эффективность его реализации зависит от системной работы и взаимодействия научно-образовательного сообщества и профильных ведомств.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии