Верховенство права и равенство каждого гражданина - основа стабильного государства

02.12.2014

Как сообщал ранее сайт Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, 25-26 ноября в штаб-квартире ООН в Женеве состоялась 7-я сессия Форума по вопросам меньшинств. Тема заседания – «Совершенствование мер по предупреждению актов насилия и чудовищных преступлений против меньшинств». По пункту 4 повестки дня выступила руководитель  Ассоциации «Центр исследований и защиты основных прав» (Литва) Оксана Бекериене.

 

Г-жа Председатель,

Уважаемые делегаты и коллеги,

Я хотела бы воспользоваться этой возможностью, чтобы поблагодарить за оказанную честь участвовать в работе форума.

Сегодня я говорю от имени русскоязычного меньшинства Литвы. Ассоциации «Центр исследований и защиты основных прав».

«Поощрение и защита прав лиц, принадлежащих к … меньшинствам, способствуют политической и социальной стабильности государств, в которых они проживают[1]».

Литва была первой страной в Средней и Восточной Европе, которая в 1989 г. приняла Закон «О национальных меньшинствах». При Правительстве был создан - департамент эмиграции и национальных меньшинств, главной задачей которого была забота об удовлетворении потребностей меньшинств, о сохранении национальной идентичности каждой этнической группы Литовского государства.

С течением времени ситуация изменилась. В 2010 году в Литве был отменен Закон «О национальных меньшинствах», новый закон до сих пор не принят. В 2009 году был упразднён Правительственный департамент эмиграции и национальных меньшинств, а его функции были переданы отделу Министерства культуры Литвы, что в свою очередь, не в полной мере соответствует обязательствам Литвы по соблюдению прав человека[2].

Радует тот факт, что 10 ноября сего года на заседании Стратегического комитета Правительства Литвы было достигнуто соглашение об учреждении Департамента национальных меньшинств.

Новая редакция Закона об образовании от 2011 года была принята без учёта мнения русской и польской общин, собравших накануне голосования в Сейме более 60 000 подписей против его принятия[3]. В нем не закреплено понятие «школы национальных меньшинств». Соответственно к школам с языками обучения меньшинств применяются те же нормативы комплектации классов, что и для литовских школ. Если в предыдущей редакции закона содержалось положение о праве на получение среднего образования (с 1 по 12 класс) на родном языке, то в новой редакции данного положения уже нет. Теперь учебные планы едины для всех школ. Исключение составляют родной язык в школах национальных меньшинств.

В итоге, по данным национального экзаменационного центра при Министерстве образования и науки Литвы, при сдаче единого государственного экзамена по литовскому языку, без переходного периода, процент не сдавших экзамен учеников школ национальных меньшинств растет с каждым годом[4]. Вызывает обеспокоенность, что молодёжь вынуждена для реализации своих возможностей покинуть страну и уехать на обучение в ВУЗы других стран.

В связи с вышесказанным, руководствуясь Международным биллем о правах человека, Декларацией о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным или языковым меньшинствам, Парижской хартией для новой Европы, п. 33 документа Копенгагенской конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г. и другими международно-правовыми актами, мы считаем, что рекомендацию 12 необходимо усилить и изложить следующим образом:

«В качестве важнейшей меры по предупреждению насилия государства обязаны соблюдать и имплементировать в национальное законодательство ратифицированные международно-правовые акты, как универсальные, так и региональные, касающиеся защиты прав меньшинств, справедливости и не дискриминации. Государства обязаны осуществлять Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным или языковым меньшинствам, и другие международно-правовые акты в полной мере, разработать и внедрить механизмы защиты меньшинств.Принимать меры по изменению прав меньшинств только после проведения надлежащих консультаций с меньшинствами, включая контакты с организациями или ассоциациями таких меньшинств».

Мы верим, что только при условии соблюдения этой рекомендации, возможно достижение политической и социальной стабильности в государстве, в котором краеугольным камнем будет верховенство права и равенство каждого гражданина, способного реализовать свои способности на благо общества.

 

Спасибо!

Оксана Бекериене

 


[1] Преамбула Декларации ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам

[2] Ссылка на список ратифицированных международных документов Литвой: http://tbinternet.ohchr.org/_layouts/TreatyBodyExternal/Countries.aspx?CountryCode=LTU&Lang=RU

[3] Так, в Парижской хартии для новой Европы от 21.11.1990 г. записано, что государства-участники СБСЕ обязуются улучшать положение нацменьшинств (а не ухудшать его), а в документе Копенгагенской конференции по человеческому измерению СБСЕ (29.06.1990) в п. 33 с целью такой защиты они «принимают меры после проведения надлежащих консультаций, включая контакты с организациями или ассоциациями таких меньшинств».

[4] По данным национального экзаменационного центра при Министерстве образования и науки Литвы, при сдаче государственного экзамена по литовскому языку в 2012 году процент не сдавших экзамен составлял: 6,45 представителей учеников школ национальных меньшинств. После введения единого экзамена по государственному языку, без переходного периода, в 2013 году, с учётом смягчений условий сдачи процент не сдавших составлял 11,17. А в 2014, с учётом более мягкого оценочного критерия (в виде допустимых ошибок) и увеличения часов обучения государственному языку, процент не сдавших составил 16,3.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии