Валерий Клименко: «Создан важный прецедент»

Вступило в силу решение суда Штефан-Водского района Республики Молдова о признании незаконным решения сельского Совета села Оланешты о ликвидации местной русской гимназии.

Похоже, долгожданная победа пришла: жители села Оланешты с помощью Центра по защите прав российских соотечественников, проживающих в Молдове и Приднестровье, добились-таки своего: доказали, что закрытие гимназии фактически было произволом местных властей, допущенным не без поддержки «сверху».

Председатель Конгресса русских общин Валерий Клименко, одновременно являющийся и руководителем Центра, не торопился давать интервью до вступления в силу принятого в начале весны решения районного суда. Но теперь о столь важной победе можно заявить в полный голос:

– Это как бы ответ и тем, кто пытается подчинить себе даже правовую систему государства, и тем, кто уже не верит в торжество справедливости. Объединив усилия граждан, не желающих мириться с беззаконием, и опытных юристов Центра, выстроивших эффективную систему правовой помощи соотечественникам, с большим трудом – но можно добиваться нужных результатов.

– И что будет дальше? Весь учебный год ребята из гимназии учились в стенах молдавского лицея, фактически распущен ее педагогический коллектив. Возможно ли теперь все вернуть «на круги своя»?

–Безусловно! Следующим шагом будет восстановление статус-кво русской гимназии. В ближайшее время мы планируем встретиться с жителями села Оланешты, с гимназическими педагогами, большая часть которых была уволена, и на этой встрече утвердим дальнейший план действий. Мы намерены вернуть детей в их родную гимназию, а также будем требовать от местных властей, чтобы уволенные учителя были восстановлены на своих прежних рабочих местах. Более того, будем настаивать, чтобы им выплатили за весь период вынужденного прогула зарплату, а также – и учителям, и ученикам (их родителям) – денежную компенсацию за моральный ущерб.

– То есть – снова суд?

– Всё будет зависеть от того, как поведет себя местная администрация. Если она признает свою неправоту, пойдет на добровольное выполнение требований жителей села, согласится выплатить компенсации во внесудебном порядке, – то и пострадавших, и специалистов Центра, защищавших их интересы, это вполне удовлетворит. Если же администрация не проявит доброй воли, мы принудим их выполнить все требования заявителей через суд.

– Валерий Иванович, у Вас нет опасения, что, добившись победы, вы (я имею в виду Центр) все-таки не сумеете полностью восстановить, как Вы говорите, status quo? Не может случиться так, что часть родителей, чтобы снова не дергать детей, уже оставят их там, где они сейчас учатся? И в гимназию, закрытие которой мотивировалось в числе прочего и малочисленностью ученического контингента, вернется только половина учащихся – и снова будет поднят вопрос о нецелесообразности содержания такого учебного заведения?

– Нет, не опасаюсь. Мы постоянно отслеживаем настроения сельчан. Представьте себе: когда детей перевели в молдавский лицей, им даже пытались запретить проводить там праздничные мероприятия, концерты на русском языке. Тем не менее, они вместе со своими родителями и учителями отстояли это право – и Новый год, и Масленицу, и все другие праздники проводили на русском языке. Это свидетельствует о том, что возможность учиться на русском языке в своей альма-матер ни дети, ни их мамы и папы не откажутся. Они не потеряли решимости идти до победного конца.

Вы удивитесь, но, по нашим данным, в эту гимназию придет больше детей, чем было! То есть в гимназию хотят прийти даже те, кто там раньше не учился. Возможно, это своего рода протестное поведение – против произвола местных властей. Ну и главное – ведь именно они, оланештцы, выступают истцами в суде – Центр только обеспечивает правовую поддержку. Вот сейчас, когда пострадавшие начнут предъявлять иски по возмещению морального ущерба, мы и увидим, сколько среди них тех, кто и не думает отступаться от своей цели, от желания наказать чиновников за их произвол. 

Я хотел бы особо остановиться на тех выводах, которые следуют из итога нашей борьбы за сохранение этой русской гимназии.

Первый: сама оптимизация образования – в том виде, в котором она проводится, противоречит действующему законодательству и Республики Молдова, и международным правовым нормам. Те доводы, которые приводили наши адвокаты в суде, в равной степени можно применить в отношении любого другого учебного заведения, ликвидированного в процессе оптимизации, особенно в случаях закрытия или реорганизации школ, гимназий, лицеев, в которых учатся представители национальных меньшинств. Решение Штефан-Водского суда могло бы стать основанием для отмены всех других решений по оптимизации!

Однако мы понимаем, что в отдельных случаях оптимизация крайне необходима. Другое дело, что она должна проводиться не путем давления, не волюнтаристскими методами, как мы это, в частности, наблюдали в Олонештах и ряде других населенных пунктах, а посредством диалога с заинтересованными лицами – родителями, педагогами, учениками. Им нужно разъяснить ситуацию, убедить их в том, что действия администрации направлены в первую очередь даже не на экономию бюджетных средств (хотя это очень важный момент), а на получение учащимися более качественного образования, в чем должны быть кровно заинтересованы и дети, и их родители. Конечно, не дело, если в плохо оборудованном школьном здании, куда ходят пара десятков учеников, учитель физкультуры преподаёт и химию, и физику, и математику... Но там, где хороший, сильный педколлектив, где в конкретном населенном пункте нет этой школе альтернативы, и дети не могут продолжить образование на том языке, на котором учились, или вынуждены ездить за многие десятки километров от дома, там нельзя закрывать учебные заведения, их нужно сохранять. И мы готовы подключиться к такой борьбе за права детей. У нас кампания по оптимизации проводилась и проводится непрофессионально, что дискредитирует саму, в общем-то, здравую идею. Абсолютно очевидно, что все усилия властей республики были направлены не столько на совершенствование образовательного процесса, сколько на то, чтобы выслужиться перед теми зарубежными «дирижерами», кто выставил определенные условия Молдове в обмен на какое-то финансирование.

Второй вывод, который хочется в первую очередь донести до российских соотечественников, проживающих в Молдове и в Приднестровье: Россия создала достаточно эффективный механизм защиты наших прав, учредив Фонд поддержки и защиты прав российских соотечественников, проживающих за рубежом, который, в свою очередь, создал в разных странах, в том числе и в Молдове, соответствующие структуры – Центры по защите прав соотечественников. То есть это ответ тем, кто продолжает периодически бросать в адрес России обвинения: мол, нас бросили, о нас забыли, ничего для нас не делаете.

Хотя многие уже хорошо понимают, что к чему. Каждую неделю мы фиксируем новые обращения наших соотечественников с просьбами о защите, в том числе судебной. Нам сообщают даже об уголовном преследовании наших соотечественников, которые оказались за решеткой по сфабрикованным обвинениям. Конечно, такая информация нуждается в проверке, мы будем разбираться по каждому случаю в отдельности. Иногда приводят просто возмутительные факты: например, когда задержанный соотечественник потребовал встречи с российским консулом или с представителем посольства, у него на глазах порвали его российский паспорт... Это прямое нарушение прав человека!

В общем, обращений много, в том числе касающихся намеченной ликвидации других русских учебных заведений – например, из Дондюшанского, из Глодянского районов. И мы, безусловно, будет откликаться на любой сигнал, свидетельствующий о том, что под угрозой оказывается то или иное русское учебное заведение.

Кстати, несколько слов о другом нашумевшем деле, которое мы ведем в суде, – о закрытии лицея им. М. Ломоносова в Калараше. Суд первой инстанции вынес вердикт, который нас не устраивает; мы этот вердикт уже обжаловали в Апелляционной палате. Любопытно, что вердикт был вынесен несмотря на то, что в суд, который рассматривал дело в Калараше, мы представили для ознакомления решение Штефан-Водского суда – ситуация идентична. И те нарушения закона, на которые мы ссылались в Штефан-Водэ, и которые были учтены судом при рассмотрении дела, в Калараше были проигнорированы. С нашей точки зрения, судья – господин Кодряну, который рассматривал это дело, – не только недостаточно профессионален, но и очень зависим от местных властей. Подтверждением тому служит решение Высшего совета магистратуры, в который мы обратились с жалобой: судье вынесено порицание в связи с нарушением закона при рассмотрении нашего иска о незаконности ликвидации лицея им. М. Ломоносова в Калараше. То есть сами коллеги судьи Кодряну высказались в отношении его дремучего непрофессионализма, но, тем не менее, он продолжает исполнять функции судьи. Мы не сомневаемся, что Апелляционная палата примет к сведению решение Высшего совета магистратуры, которое мы представили вместе с апелляционной жалобой, учтет наши аргументы и примет взвешенное, объективное решение.

– Судя по всему услышанному, работу Центра за прошедший с начала его деятельности год можно оценить как вполне успешную...

– Результаты говорят сами за себя! На сегодня ни одно дело, которое мы вели в судебной инстанции, не проиграно. Какие-то из них находятся в стадии рассмотрения, еще окончательных вердиктов нет, но есть основания надеяться на положительные итоги. По другим уже вынесены вердикты – именно такие, на которые мы и рассчитывали: я имею в виду и «бельцкое дело», когда наших соотечественников пытались привлечь к уголовной ответственности, но мы этого не допустили, по гимназии в Оланештах и т. д. Очень важно, что мы не отказали практически ни одному человеку, который обращается к нам за судебной защитой, если, конечно, речь шла не о каких-то бытовых «разборках», а о нарушении гражданских прав. Повторюсь: любой факт нарушения прав соотечественника, гарантированных ему Всеобщей декларацией прав человека, любое допущенное по отношению в нему нарушение национального законодательства – для нас сигнал к действию. Во всех таких случаях мы обязательно подключаем наших юристов и они работают по этому конкретному делу.

И, конечно же, ежедневно и в головном офисе в Кишиневе, и в филиалах Центра в Бельцах и Тирасполе наши юристы консультируют всех посетителей по различным вопросам, помогают при необходимости составлять юридически грамотные документы

Я обращаюсь к соотечественникам: мы всегда готовы откликнуться на ваш призыв о помощи – обращайтесь!

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии