В Латвии хотят ограничить День Победы, прикрываясь Украиной

В Латвии хотят ограничить День Победы, прикрываясь УкраинойДень Победы 9 мая никогда не был для современной Латвии беспроблемным событием. В этом же году у властей страны появились дополнительные возможности для спекуляций на теме исторической памяти и как следствие - ограничений праздника.

Политическая элита Латвии традиционно начинает «праздновать» День победы заранее. В этом году еще за неделю до 9 мая посыпались призывы от представителей латвийских властей запретить, не ходить и ограничить. Министр иностранных дел Эдгар Ринкевич предложил государственным и муниципальным чиновникам не посещать празднования Дня победы, которые ежегодно проходит у памятника Победы. «Призываю это делать 8 мая, как везде в Европе», - сказал Ринкевич и выразил надежду, что у людей все чаще 9 мая ассоциируется с Днем Европы. Правда, министр европейской страны, видимо, забыл, что День Европы 9 мая отмечает «начало» ЕС – в этот день в 1950 г. было обнародован так называемый План Шумана по объединению металлургической, железорудной и угледобывающей промышленности Франции и Западной Германии. При этом «везде в Европе» наличие такой даты не мешает иметь и День Победы, пусть хронологически на день раньше, чем праздновался в СССР, но идейно ровно с тем же смыслом – победа над фашизмом.

Следом за министром иностранных дел в атаку на 9 мая пошла европарламентарий Инесе Вайдере, которая направила министру внутренних дел Рихарду Козловскису, начальнику Полиции безопасности Янису Рейниксу и руководителю Бюро по защите Конституции Янису Майзитису письмо с призывом ограничить празднование Дня победы в Риге. А латышская поэтесса Лиана Ланга обратилась в Полицию Безопасности с просьбой не допустить «русского марша» во время празднования 9 мая.

Все эти призывы оказались бы традиционным ритуалом «национально ориентированной» общественности Латвии, если бы в этот раз в качестве «пугала» они не стали использовать «молодую украинскую демократию», которую совсем недавно столь рьяно поддерживали.

Так, Эдгар Ринкевич особенно озабочен тем, что во время празднований Дня Победы в Риге может быть выражена поддержка российской политики по Украине и крымскому вопросу. К слову, в самой России никто не запрещает выражать свою позицию по этим вопросам, ходить «маршами» как в поддержку позиции российского руководства по Украине, так и против решений Москвы. В Латвии же, похоже, демократические ряды должны быть «едины и неделимы».

Но не меньше симпатий к России латвийские власти, конечно, озабочены проблемой исторической памяти, которая опять же обнажилась в связи с украинскими событиями. «То, как легко происходящее может обратиться в хаос, демонстрируют события в Одессе, где шествие фанатов футбольной команды превратилось в кровопролитие», - аргументировала И.Вайдере свой призыв ограничить празднование 9 мая. Действительно, противоборство на Украине гораздо глубже столкновения политических взглядов – фронт гражданской войны теперь проходит и по линии размежевания исторической памяти: для одних георгиевская ленточка – символ своей истории и своего мировоззрения, для других – «колорадский орнамент», который желательно сжигать вместе с его носителями. В границах прежней Украины было возможно избиение ветеранов Великой отечественной войны во Львове на фоне парада Победы в Киеве.

И раскола не могло не произойти после того, когда Львов стал «претендовать» на всю остальную Украину, а местные «вайдере» стали заказывать политическую музыку, порой даже превосходя прибалтийских «учителей» в своих инициативах.

В итоге в центре Киева факельные шествия и аплодисменты сожжению заживо десятков людей, а парад Победы просто отменен, и с этим сложно не согласиться: отмечать 9 мая в новой Украине как минимум лицемерие, а по сути – просто опасно; на дворе новая война за старые идеалы.

Для латвийского руководства это тоже сигнал – их призывы и ограничения лишь подогревают тлеющее противоборство. Однако этот сигнал здесь, похоже, восприняли довольно своеобразно. Сначала под предлогом «майдана» (который латвийские власти вообще-то считали высшим благом для Украны) был запрещен концерт Конгресса неграждан «Мы хотим перемен». Теперь предлагается ограничить День победы, чтобы не допустить Одессы. Но, быть может, от «украинской войны» в Латвии нужно защищаться не методами «украинской демократии»? 

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии