В активизации Россией работы с соотечественниками на Фонд ложится существенная нагрузка

Тезисы выступления Исполнительного директора Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, И. К. Панёвкина на совещании руководителей представительств Россотрудничества за рубежом.

                                                                                    4 сентября 2012 г.

В последние годы Россией совершенно обоснованно взят курс на активизацию деятельности по работе с соотечественниками. В этот процесс вовлечены федеральные органы законодательной и исполнительной власти, органы власти субъектов Федерации, НПО, и одним из важных направлений такой работы является защита прав и свобод соотечественников. Вот и вчера 3 сентября Д.А. Медведев, С.В. Лавров и многие другие подчеркивали значение работы на данном направлении, а в этом контексте на наш Фонд ложится существенная нагрузка.

Совершенно очевидно, что его создание 25 мая 2011 года Указом Президента России было своевременным и оправданным. Подтверждением тому, в частности, могут служить более 50 обращений к нам соотечественников о выделении грантов и субсидий. Помимо этого  регулярно даем консультации по вопросам, которые нам задаются по телефону, по почте или через интернет. Их число перевалило за тысячу. Фактически Фонд с одной стороны постепенно становится для наших соотечественников центром координации и информации по вопросам, прежде всего, относящимся к защите их прав и законных интересов за рубежом. А с другой стороны Фонд можно рассматривать как один из инструментов «мягкой силы», призванный в отношении наших соотечественников защищать идеалы их личной свободы, мобильности, состязательности в формировании власти и политики, доступности общаться на русском языке и пр. Фонд призван бороться и с пренебрежением к принципам международного права, а также с неисполнением государствами сложившихся на сегодня в мире правочеловеческих стандартов.

Известно, что вопросы недопущения дискриминации меньшинств являются составной частью международного права и закреплены в целом ряде международных документов, поддержанных подавляющим большинством стран мира. Поэтому мы рассматриваем свою деятельность в русле этих договоренностей и готовы к сотрудничеству со всеми государственными и неправительственными организациями стран проживания российских соотечественников по их соблюдению. Мы всегда подчеркиваем, что соотечественники должны быть законопослушными гражданами стран проживания. В тех же случаях, когда национальное законодательство или его правоприменение не в полной  мере учитывают или произвольно трактуют адресованные конкретному государству международные рекомендации, в результате чего права российских соотечественников нарушаются, мы стараемся находить решение именно в рамках правового поля, которое, в частности, не допускает вмешательства во внутренние дела.

Мы стремимся вести дело к тому, чтобы российские соотечественники независимо от того, являются ли они гражданами Российской Федерации или гражданами страны постоянного проживания, не подвергались дискриминации по этническому, языковому, религиозному признакам в странах своего постоянного проживания по сравнению с другими группами населения.

Целями работы нашего Фонда являются содействие российским соотечественникам в обеспечении их законных прав и интересов. При этом мы исходим из того, что в международном сообществе давно согласны с тем, что «поощрение и защита прав меньшинств способствуют политической и социальной стабильности государств, в которых живут меньшинства, и содействуют укреплению дружбы и сотрудничества между народами и государствами»

Мы созданы совсем недавно, но Фондом  во взаимодействии с МИД России и Россотрудничеством уже решены непростые организационно-технические и кадровые вопросы, создан свой сайт, проведены презентации Фонда, видеомосты, запущен механизм онлайн-консультаций, опубликован ряд содержательных материалов в российских и зарубежных СМИ. Вместе с тем практика свидетельствует, что задачи по поддержке российских соотечественников за рубежом также многогранны, как и проблемы, с которыми они постоянно сталкиваются.  Их решением занимаются немало структур, наример, Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова либо Фонд «Русский мир», в первую очередь на таком актуальном направлении, как  популяризация русского языка, являющегося национальным достоянием России и важным элементом российской и мировой культуры.

Что касается Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, постоянно проживающих за рубежом, то его деятельность главным образом нацелена на правовую защиту российских соотечественников. С вышеупомянутыми фондами нас объединяет общая стратегия развития внешней политики современной России. По многим вопросам мы партнёры и, в тоже время, у каждого есть своё, профессиональное предназначение, не дублирующее, а органично дополняющее друг друга.

Хотел бы привлечь особое внимание к указам Президента России от 25 мая 2011 года «О создании Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом» и от 7 мая с.г. «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», в которых Фонду наряду с росзагранучреждениями отводится важная роль в деле защиты прав, свобод и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом.

Этими документами установлена тесная связь Фонда и  росзагранучреждений  по защите российских граждан и юридических лиц в государстве пребывания. Существенным является и то, что Фонду поставлены задачи по решению правовых ситуаций наших соотечественников, к которым относятся не только граждане России, но и иные категории лиц, считающиеся соотечественниками по закону «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».

Естественно, что свою деятельность мы стремимся тесно координировать с росзагранучреждениями, и эта потребность будет лишь возрастать по мере становления Фонда  и объема решаемых им задач. Вместе с тем сознаем, что Фонд является качественно новой структурой в деле совершенствования работы с соотечественниками. И этим новым инструментом еще предстоит научиться грамотно пользоваться и сотрудникам Фонда, и нашим соотечественникам, и российским загранучреждениям, включая представителей Россотрудничества на местах.

В соответствии со своим Уставом Фонд приступил к созданию в ряде стран Центров правовой защиты. Кое-где такие центры ранее уже функционировали и финансировались из различных источников. В некоторых государствах подобных структур не существовало. Как показала практика, решение этой задачи зависит от конкретной ситуации, сложившейся в правозащитном движении отдельно взятых стран.

Фонд, однако, был бы готов рассмотреть возможность поддержки деятельности  ЦПЗ, создаваемых на базе Российских центров науки и культуры Россотрудничества (там, где это возможно и политически целесообразно) или организаций  соотечественников. Но для этого нам в  координации с посольствами и совместно с Россотрудничеством необходимо определить комплекс мер, дающих возможность поддержать  практическую деятельность таких центров.

Помимо всего прочего, как представляется, их формирование могло бы расширить в том числе и практические возможности наших консульских учреждений, к которым проживающие за рубежом соотечественники нередко обращаются с различными проблемами, требующими юридического вмешательства. Но для эффективной и слаженной работы Фонда,  представителей Россотрудничества и Координационных советов соотечественников необходимо принятие ими согласованных решений. Для этого мы хотели бы максимально использовать потенциал представителей Россотрудничества, ваш опыт, знание ситуации и людей в целях принятия консолидированных принципиальных решений.

Важной уставной задачей Фонда является также проведение  мониторинга правоприменения  положения соотечественников в странах их проживания. Однако, это не совсем традиционный мониторинг.

При его осуществлении анализируется действующее национальное законодательство в отношении прав соотечественников в государствах их проживания, оценивается характер и содержание решений национальных судов различных уровней по делам о нарушениях прав соотечественников на предмет соответствия общепризнанным нормам международного права, в том числе в области прав человека, а также постановлениям Европейского Суда по правам человека. Ставится важная задача подготовки юридически грамотного анализа состояния дел на правозащитном направлении, который можно было бы использовать в конкретных судебных процессах, затрагивающих права национальных меньшинств, и на различных международных площадках. И на этом направлении Фонду была бы необходима практическая помощь, в том числе представителей Россотрудничества, как по подбору людей, готовых заниматься таким мониторингом, так и по оказанию им содействия в работе.

Мы также в целях повышения правовой грамотности соотечественников планируем вести дело к созданию при основных русскоязычных изданиях  специальных рубрик правовых консультаций и правовой помощи. Рассмотрим возможность проведения конкурса на наиболее успешные правовые рубрики в зарубежных русскоязычных печатных и электронных СМИ.

Наряду с этим считаем целесообразными подготовку и проведение Фондом до конца года в сотрудничестве с партнёрскими организациями России, международными, региональными и национальными объединениями соотечественников, ряда конференций, круглых столов, встреч экспертов, направленных на обмен опытом практики правозащитной деятельности, укрепление взаимодействия  правозащитных организаций соотечественников с адвокатским сообществом, совершенствование правовой и информационной работы по защите прав соотечественников, проживающих за рубежом. В этом контексте были бы признательны представителям Рссотрудничества за предложения по кандидатурам возможных участников таких мероприятий, имеющих соответствующую квалификацию и авторитет в правозащитном или адвокатском сообществе.

Продолжим установление контактов с международными правозащитными организациями. Будем содействовать участию российских экспертов, включая членов Экспертно-правового Совета Фонда,  в тематических  встречах, проводимых Советом Европы, ЮНЕСКО и др. в целях объективного информирования международной общественности о существующих нарушениях прав российских соотечественников.

Естественно, решение упомянутых задач планируем координировать с МИД России, Россотрудничеством, а также с росзагранучреждениями и организациями соотечественников.

В заключение позвольте еще раз поблагодарить участников этого Совещания за проявленное к Фонду внимание и вновь выразить признательность руководству МИД России и Россотрудничества за их организационные усилия и интеллектуальную поддержку нашей деятельности по защите прав и интересов соотечественников, проживающих за рубежом.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии