Центры правовой поддержки – приоритетное направление в работе Фонда с соотечественниками

Одной из краеугольных задач обновленной Концепции внешней политики Российской Федерации является «всесторонняя эффективная защита прав и законных интересов российских граждан и проживающих за рубежом соотечественников, в том числе, в различных международных форматах». Данным постулатом руководствуется в своей работе и Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, рассматривающий себя как составную часть механизма по ее реализации.

Этот механизм не имеет ничего общего с досужими утверждениями ряда политиков, прежде всего, из европейских стран о так называемом «протекторате» Москвы по отношению к гражданам других государств, под которым  подразумеваются «происки» России по подрыву конституционного строя» и созданию «пятой колонны»  в контексте правовой и иной поддержки  соотечественного движения. Россия же считает, что усилия по консолидации многомиллионной русскоязычной диаспоры за рубежом помогают сохранению межнационального, межконфессионального мира и укреплению стабильности в государствах  проживания наших соотечественников.

Для Фонда  с момента начала его работы в январе 2012 года приоритетным направлением на правозащитном треке  стало сотрудничество с Центрами правовой поддержки (ЦПП), которые призваны заниматься проведением бесплатных юридических консультаций среди соотечественников, оказанием оперативной правовой помощи и мониторингом их правового положения в странах пребывания (название этой правовой структуры может несколько  варьироваться).

На взаимодействие Фонда с правовыми центрами нас нацеливают и рекомендации Попечительского совета Фонда под председательством Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова от 20 февраля 2016 года, где Фонду предложено «поддерживать проекты соотечественников, направленные на создание и расширение сети центров правовой поддержки, в первую очередь в странах, где наблюдаются системные проблемы с обеспечением прав соотечественников, а также в государствах с наиболее многочисленными русскоязычными диаспорами».

Содействие Фонда созданию ЦПП, как правило, происходит по инициативе местных правозащитных структур и координационных советов организаций соотечественников (КС) в конкретно взятой стране.  Причем основная масса таких инициатив исходит из государств постсоветского пространства. Как правило, персонал таких центров не превышает  пяти человек, в число которых входят опытные юристы  и адвокаты. Важно, что Фонд не инициирует и не навязывает свою волю в этом вопросе. Более того, в ряде стран правозащитные институты с участием представителей русскоязычных объединений и гражданского общества существовали задолго до создания Фонда, и сегодня мы им  оказываем лишь дополнительную грантовую поддержку.

Впоследствии обращения об открытии ЦПП в странах ближнего и дальнего зарубежья  стали расти из года в год. Фонд вначале изучает поступающие предложения, советуется со своими Учредителями, а затем  на заседании Правления Фонда принимается соответствующее решение с учетом практической целесообразности и наличия  финансовых средств.

Если в 2012 году насчитывалось 9 таких Центров, то  по состоянию на начало 2017 года их уже функционировало  более 20 в 13 странах мира, при этом в некоторых государствах постсоветского пространства ввиду  востребованности созданы несколько  ЦПП или правовых консультационных пунктов соотечественников.

С учетом требований времени прорабатываются организационные и финансовые аспекты открытия до конца 2017 года регионального Информационно - правового центра для стран Северной Африки и Ближнего Востока.

Какова же реальная отдача для соотечественников от этого правозащитного института? Факты свидетельствуют, что польза  есть и немалая. Например, за последние пять лет ЦПП была оказана практическая правовая поддержка  по 60 тысячам индивидуальных и групповых обращений русскоязычных граждан. Только в  2016 году правовую помощь получили более 10 тысяч человек, из них  30% - российские граждане. За этот же период юристами ЦПП дано  7 тысяч правовых  консультаций, подготовлены тысячи  исков и обращений в судебные инстанции в защиту российских соотечественников. Центрами предпринимаются действенные шаги по  повышению  правовой грамотности русскоговорящего населения, не говоря уже о большом количестве писем и запросов в исполнительные, законодательные,  муниципальные  органы власти стран их пребывания. Все более заметен голос правозащитных центров Фонда на международных площадках по поводу фактов нарушений прав человека.

Анализ обращений в ЦПП  показывает, что значительная часть их клиентов - это располагающая ограниченными материальными средствами категория соотечественников, не имеющая возможности получить  бесплатную квалифицированную юридическую помощь в стране проживания. Кроме того, существенную роль играет здесь и языковый фактор. Ведь юридические консультации именно на русском языке, зачастую, единственный способ правильно понять и осознать особенности национального законодательства.

Поводы для обращений соотечественников в ЦПП - самые разнообразные и, как говорится, житейские. Это прежде всего: социальные, пенсионные, семейные, жилищные, иммиграционные вопросы, бракоразводные процессы, ювенальная юстиция, переселенческая тематика, право  на труд, на образование, на русский язык, получение российского гражданства и российского паспорта, расследование уголовных и административных дел, истребование документов, подготовка обращений, апелляционных и кассационных жалоб в судебные ветви власти, судебная защита и т. д. Бывает, что это корреспондируется с выполнением функций, возложенных на российские консульские загранучреждения. Но одно другому – не помеха,  если можно работать в связке.

Разумеется, в работе ЦПП есть и индивидуальные отличия, не вмещающиеся в вышеперечисленные рамки, что  обусловлено складывающейся общественно-политической обстановкой в той или иной стране и уровнем обеспечения в ней социально-экономических, этнокультурных и языковых прав национальных меньшинств.

Так, в ряде  государств Балтии  остро стоит проблема «неграждан», военных пенсионеров, сотрудников правоохранительных органов бывшего СССР (против которых в нарушение установившихся принципов уголовного права ведутся судебные процессы), избирательного права для некоренного населения, судебных преследований активистов русскоязычных объединений и правозащитников,  выдачи вида на жительство, соответствия здешних нормативных актов международным и европейским стандартам.

В других странах животрепещущей проблемой для соотечественников  является право на использование русского языка в учебном процессе, дискриминация при приеме на государственную службу.

Для соотечественников в  среднеазиатских республиках  актуальна  тема «двойного гражданства» и приобретения российского гражданства,  социального обеспечения, доступа к правосудию, права на личную безопасность.

Для русской диаспоры в Закавказье характерен вопрос о  защите прав собственности на недвижимое имущество.

В некоторых государствах, где нет правозащитных институтов Фонда, на передний план выходит  проблема бипатридов.

В странах дальнего зарубежья соотечественников волнуют такие вопросы, как этническая дискриминация в области социального обеспечения, наследование имущества, бракоразводные дела, правовой статус детей от смешанных браков, в том числе возможности их вывоза в Россию.

Отношение местных властей к деятельности ЦПП неоднозначно. Так, в Армении и Азербайджане исполнительные и законодательные органы власти, стремясь к обеспечению межнационального мира и согласия, стараются поддерживать русскоязычные общины.

В Грузии у ЦПП установились тесные контакты с Аппаратом народного защитника, местными парламентариями.

Однако, как уже отмечалось, в ряде государств власти с настороженностью относятся к деятельности правозащитников русскоязычного населения. Например, Фонду по объективным причинам становится все сложнее заниматься правовой поддержкой соотечественников на Украине. Помимо политических мотивов это вызвано массовым характером нарушений прав человека в этой стране, в особенности на Донбассе, отказом украинских властей от соблюдения краеугольных международных обязательств в правочеловеческой сфере. Кроме того, Указом Президента Украины от 17 октября 2016 г. № 467/2016 Фонд включен в т.н. санкционный список юридических лиц, деятельность которого «создает реальную и/или потенциальную угрозу национальным интересам, национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности Украины, способствует террористической деятельности и ведет к оккупации Украины», что, конечно же, является чистейшим абсурдом.

Нашим недругам, а такие еще встречаются, следует знать, что действующие при поддержке Фонда  правозащитные центры осуществляют свою  деятельность в строгом соответствии с национальными законодательствами и нормативными актами в отношении национальных меньшинств, закрепленными в международно - правовых документах, с учетом местных  культурно-исторических особенностей и общепризнанными мировым сообществом стандартами в области прав человека. Такой подход, безусловно, ведет к налаживанию деловых и взаимоприемлемых контактов соотечественников  с  властями. Другое дело, что кое-где сквозь пальцы смотрят на эти  принципы, игнорируя тем самым верховенство  международного права.

Однако было бы  нечестно утверждать, что в работе Центров все обстоит благополучно. На это влияют как внешние факторы, так и чисто внутриполитические  причины в государствах нахождения ЦПП. Помимо того, для Фонда важен принцип целевого использования выделенных средств, строгого соблюдения своевременной финансовой и содержательной отчетности за полученное нами из государственного бюджета финансирование.

Суммируя вышеизложенное, хотелось бы  отметить, что правозащитные центры, работающие при содействии Фонда, во многих случаях доказали свою эффективность и востребованность среди российских соотечественников за рубежом. У персонала ЦПП и  руководства КС есть потребность и далее  отстаивать законные интересы соотечественников на правовом поле.

В свою очередь  Фонд готов в рамках имеющихся возможностей продолжать оказывать посильное содействие реализации соотечественниками их правозащитных проектов.

Вячеслав Елагин, советник Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

 

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии