Три дня на Первой Мировой

04.08.2014

100-летие начала Первой Мировой войны ВОО «Союз» Народная Память» отметил экспедицией в самое сердце Карпат – горный массив в округе горы Сивуля на границе Ивано-Франковской и Закарпатской областей. Здесь, на полуторакилометровой высоте над уровнем моря развернулись боевые действия между Российской Императорской армией под командованием генерала Брусилова и австро-венгерскими войсками.

1 августа – День первый – хребет Тавпширка

Из самого высокогорного села Надворнянского района – Быстрицы (высота 800 м) – выдвинулись с максимальным для тех мест комфортом – в кузове УАЗика, заставшего еще закат Брежневской эпохи. Несмотря на почтенный возраст, открытый грузовичок, уверенно  карабкался по серпантину довольно приличной горной дороги, которая явилась для нас приятным сюрпризом.

Увы,  проезжая практически любым колесным транспортом, дорога закончилась на высоте 1200 м. Оказалось, она была недавно проложена к полонине, на краю которой уютно расположился просторный двухэтажный сруб экостанции, созданный при ботаническом заказнике  общегосударственного значения Тавпшироковский. 

Выше памятника дорога стала доступной только для полного привода.  Лесник Дима за рулем своего 4*4 УАЗика чувствовал себя уверенно и на крутых каменных осыпях, и на скользких после многодневных дождей глинистых уклонах.
 
Нам же – пассажирам – иногда хотелось спрыгнуть с кузова перед каким-нибудь особенно резким уклоном.
 
Растущий на уровне экостанции, смерековый лес постепенно стала замещать ель, дорога стала узкой и местами с трудом угадываемой/

Тем не менее, опыт предыдущих экспедиций в Карпаты подсказывал, что она здесь проложена неслучайно. Пожалуй, единственным позитивным наследием Великой Войны для горных районов являлись дороги, проложенные по перевалам войсками, для строительства и снабжения оборонительных рубежей.
 
Прогноз оправдался – по обе стороны дороги стали появляться окопы. На высоте 1500 хребет стал практически горизонтальным – мы на месте.

Теперь уместно рассказать, что привело нас сюда.
 
От друзей-туристов – мы слышали, что на «Тавпширке» они видели серьезные инженерные сооружения, связанные с Первой Мировой войной. Интернет не смог помочь выяснить, кто их строил и какое их место в карпатских событиях периода 1914-16 годов.
 
Местный учитель-краевед утверждал, что укрепления созданы войсками Брусилова и для боевых действий они не пригодились, война якобы обошла их стороной. Одно из немногих неотъемных прав поисковика – право сомневаться. Вот и мы усомнились в тех немногих данных, которыми располагали. И, как выяснилось в скором времени, сомневались мы не зря.
 
…Укрепления оборонительной линии, «оседлавшей» хребет, протянулись на примерно двух километровом отрезке его самой высокой части. Их разнообразие превзошло ожидания. Вдоль восточного крутого «60-70 градусов» склона хребта тянется сплошная нитка практически выдолбанyой в камне траншеи, на которую через 100-полторы метров «нанизаны «минидоты» – бетонные бункера на пулеметный расчет с одной амбразурой направленной в сторону долины реки Салатрук.

Потолок огневой точки – хорошо сохранившиеся доски опалубки, под амбразурой, изнутри подсадной стенки дугообразная железная панель необычного мелкоребристого профиля. С верхнего профиля амбразуры свисают небольшие сталактиты, с них беззвучно капают капли воды. Сколько их упало за 100 лет? По рассказам проводника, здесь встречаются сталактиты по 15-20 сантиметром длинной, нам повезло меньше -  те, что мы видели, меньше дециметра.

Западный склон, обращенный к перевалу Легионов, более пологий, с него, очевидно, можно было ожидать атаку противника. Оборона здесь устроена в виде отрезков траншеи длинной 70-100 метров, устроенной путем выборки каменной рваной плитки известняка, из которой состоит весь хребет, и укладки ее бруствером в сторону уклона. Плитка уложена тщательно и прочно, высота сохранившейся части от 0,5 до 1,5 метра через 5-7 метровые отрезки в бруствере разрывы для стрелковых амбразур, кое-где, где позволял каменный массив, – выносные стрелковые ячейки. В некоторых местах линию траншей перерезают бетонные укрытия, в которых могло бы поместиться до 10 человек.

 

От «набитого» глаза участников экспедиции не укрылись характерные «микрократеры» покопок, явно не связанных с ансамблем оборонительных сооружений. Характерный почерк прошедших здесь до нас «вольных копателей» дополняет «натюрморт» на краю ямы небольшого блиндажа: малая пехотная лопатка, шрапнельный стакан, пара горноегерских ботинок. Пытаемся найти останки хозяина обуви, разбираем завал камней на дне блиндажа – костей нет. Унесли?

…Встречаем местных сборщиков черники, в обилии растущей на склонах, разговорились. Мужчина, лет 50 назвавшийся Петром вспомнил, что мальчишкой ходил с друзьями собирать патроны неподалеку от того места, где мы наткнулись на егерскую обувку. Встречались и куски, которые служили потом черпаками в банях и собачьими мисками. Мы навострили уши – каски? Значит, мы ходим по 16-му году? Что ж завтра подвезут разрешительные документы, продолжим исследование, вооружившись металодетекторами, а сегодня пора вниз, где ждет нас карпатский «бограч» приготовленный женой хозяина мини-отеля, в котором мы нашли приют, – пани Любой. Но, по-правде, еще больше чем бограча, хочется услышать рассказ ее мужа  – Вячеслава – о событиях Первой и Второй Мировых войн , обещанной нам на десерт.

Весь спуск с хребта «домой» – в Быстрицу – обсуждали увиденное. Ярослав Жилкин, Глава ВОО “Союз “Народная Память” и руководитель нашей разведочной экспедиции с уверенностью констатировал: «Хребет укреплял не Брусилов. Такую оборону ему строить было просто незачем. Скорее всего она создана австро-венгерскими войсками, а российская армия ее «взламывала».

 

Действительно, чтобы построить такую оборону, на господствующем горном хребте, нужны были время, материалы и огромные человеческие ресурсы. Глядя на эти сооружения, возникает двойственное чувство: с одной стороны поражает мощь человеческого упорства, пробившего скалы и вытащившего на полуторакилометровую высоту десятки тонн материалов, с другой стороны, глядя на эти сооружения с точки зрения современной войны, они кажутся наивными и бессмысленными. Но сто лет назад, очевидно, думали иначе…
 
Продолжение следует...

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии