Свобода слова под арестом

15.05.2018

Украинские власти грозят очередным закручиванием гаек в информационной сфере. На днях председатель парламентского комитета по национальной безопасности и обороне Сергей Пашинский открыто пригрозил репрессиями неугодным СМИ и отдельным журналистам. Причиной для столь агрессивной реакции украинского депутата послужил недавний концерт телеканала «Интер», посвященный Дню Победы и высказывания одного из ведущих концерта, осудившего действия украинских неонацистов.

Замешанный в многочисленных скандалах и имеющий дурную славу одного из наиболее одиозных представителей украинской «партии войны» Пашинский не счел нужным придерживаться хотя бы видимости парламентских приличий: «Я думаю, что мы найдем поддержку депутатского корпуса в законе «О национальной безопасности», который сейчас мы готовим ко второму чтению, мы однозначно выпишем блок информационной безопасности таким образом, чтобы подобная нечисть, если даже и осмелится такое говорить, была через два часа арестована».

Весьма символично, что разнузданные угрозы в адрес оппозиционной прессы прозвучали в эфире 5 канала, принадлежащего Петру Порошенко, причем ровно год спустя после известных слов украинского президента о том, что с победой евромайдана на Украине установился беспрецедентный уровень свободы гражданского общества. Пафосное заявление Петра Алексеевича, впрочем, вызвало крайне скептическую реакцию у немалой части его соотечественников, не понаслышке знакомых с постмайданными политическими реалиями, а его высказывание относительно «нечуваной (неслыханной - укр.) свободы слова», мгновенно превратились в расхожий интернет-мем, по сути, в выражение-перевертыш, наподобие тех, что были в широком ходу в известных литературных произведениях Джанни Родари или Джорджа Оруэлла.

В действительности, за все время, начиная с провозглашения «незалежности», Украина еще никогда не жила в условиях такой жесточайшей политико-идеологической цензуры, как в последние четыре года. Пришедшие к власти в результате государственного переворота политические силы практически сразу же четко дали понять всем жителям Украины, что отныне свобода слова дозволена исключительно той части украинского общества, которая разделяет мировоззренческие ценности и установки «героев евромайдана». Всем остальным лучше тихо помалкивать в тряпочку и не раскрывать лишний раз рот.

Собственно, еще в ходе пресловутой «революции гидности» евромайданные «активисты» поделили все отечественные и зарубежные СМИ на «правильные» и «неправильные» в зависимости от их отношения к «майдану». Тогда же начали составляться всевозможные «белые» и «черные» списки «своих» и «чужих» СМИ. В свои, разумеется, попали телеканалы, принадлежавшие украинским олигархам, спонсировавшим «евромайдан» (5 канал, 24 канал, 1+1, TVI, Еспресо TV и др.), различные западные СМИ (Украинская служба Би-Би-Си, Радио Свобода и др.), а также украинские печатные и интернет-издания, финансировавшиеся на западные гранты либо на средства тех же промайданных олигархов («День», «Зеркало недели», «Левый берег», «Украинская правда», «Телекритика», Цензор.нет и др.). Те же СМИ и журналисты, которые так или иначе оппонировали евромайдану, были заклеймены позором как «продажные», «лживые», пособники «антинародного режима Януковича» и т.п. С победой евромайдана, приведшей к резкому обострению украино-российских отношений, политических оппонентов новой власти стали к тому же вполне официально именовать «агентами Кремля», «пятой колонной Москвы» и «предателями Украины» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Вот уже более четырех лет преследование неугодных СМИ, журналистов и блоггеров ведется в постмайданной Украине с неослабевающим размахом, повсеместно и системно, с опорой на всю мощь государственной репрессивной машины, а также с привлечением разного рода штатных и добровольных помощников из числа всевозможных праворадикальных организаций и объединений типа С-14, «Вільні люди», «Братство», скандально известного сайта «Миротворец» и т.п. Блокирование вещания российских телеканалов, запрет популярных российских интернет-сайтов и соцсетей, запрет российских книг, фильмов и сериалов, лишение аккредитации российских журналистов, составление всевозможных «черных списков», постоянное силовое давление и угрозы в адрес оппозиционных украинских СМИ, нападения на оппозиционных журналистов и блоггеров, политические репрессии и даже убийства - таково реальное лицо «нечуваной свободы слова» по-евромайдановски.

Если говорить о государственной политике по борьбе с инакомыслием, ограничению свободы слова и политической цензуре, то на сегодняшний день на Украине к этому причастно великое множество государственных ведомств и учреждений. Среди них - комитет Верховной Рады по вопросам свободы слова и информационной политике во главе с небезызвестной Викторией Сюмар, в течение многих лет подвизавшейся на ниве «защиты свободы слова» за западные гранты, Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания, Госкомтелерадио Украины, Госкино, а также такие весьма специфические структуры как Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) и СБУ.

Пальма первенства в разработке и осуществлении различных цензурных мероприятий принадлежит, конечно же, пресловутому министерству информационной политики (сокращенно МИП, в просторечии также часто называемое МинСтець по фамилии главы этого ведомства Юрия Стеця, являющегося, кстати, кумом Петра Порошенко). Одной из последних инциатив МИП стало обнародование очередного «черного списка» из 21 интернет-сайта, которые подлежат запрету на территории Украины. Согласно официальному сообщению министерства, данные сайты «содержат информацию, запрещенную к распространению нормами украинского законодательства». Большинство «крамольных» интернет-ресурсов - это издания, находящиеся на территории непризнанных республик Донбасса и в Крыму. Среди них - и популярный сайт Политнавигатор, регулярно публикующий острокритические материалы о жизни в постмайданной Украине и политике нынешней украинской власти. Как сообщается, чиновники МИП уже направили «черный список» в СБУ для соответствующего реагирования. О каком-то обращении в суд, как это должно быть в правовом государстве, понятное дело, даже речи не идет.

Естественно, подобная репрессивная практика украинских властей весьма слабо сочетается с громогласно декларируемой ими же приверженностью к основополагающим принципам свободы, демократии, верховенства права и прочим «европейским ценностям». Неудивительно, что ситуация в сфере соблюдения прав и свобод человека, включая свободу слова, в последнее время стала вызывать все больше претензий и нареканий со стороны международных и межгосударственных правозащитных организаций, а также отдельных политиков и общественных деятелей - в том числе и в тех странах, которые сейчас являются ключевыми партнерами и покровителями официального Киева. Серьезное беспокойство в связи с усилившимся на Украине давлением на независимые СМИ неоднократно высказывали представители ООН и ОБСЕ. В частности, ООН только за период с 16 ноября 2017 г. по 15 февраля 2018 г. зафиксировала 18 случаев посягательств на свободу мнений и их выражения, а также на свободу СМИ.

А недавно открытый критический сигнал официальному Киеву был послан из США. В обнародованном ежегодном докладе американской неправительственной организации Freedom House Украина была подвергнута резкой критике за ухудшившуюся ситуацию с соблюдением свободы слова, а также иные нарушения в сфере прав и свобод человека.

Особый интерес в данном случае представляет даже не столько сама критика тех или иных действий украинской власти (большинство приведенных в докладе фактов находятся на слуху у жителей Украины, а также у всех, кто хоть немного интересуется ситуацией в этом государстве), сколько то, что она прозвучала от такой в высшей степени специфической организации, какой является Freedom House. Несмотря на свой статус неправительственной организации, Freedom House самым тесным образом связана с вашингтонской администрацией; её бюджет финансируется правительством США посредством грантов на 66-80 %. Костяк руководства Freedom House составляют бывшие высокопоставленные американские дипломаты и государственные деятели, а также лица, связанные с американскими спецслужбами. Достаточно сказать, что в течение многих лет попечительский совет Freedom House возглавлял экс-директор ЦРУ Джеймс Вулси.

Весьма примечательна фигура нынешнего президента Freedom House Дэвида Крамера, который возглавляет эту организацию с 2010 года. Бывший замгоссекретаря США во времена президентства Джорджа Буша-младшего Крамер в течение ряда лет курировал в Госдепе отношения с четырьмя постсоветскими государствами - Россией, Украиной, Белоруссией и Молдавией. В 2007 году он являлся, по сути, главным вашингтонским «смотрящим» за Украиной. Именно активное вмешательство Крамера во внутриполитические дела «незалежной» привело к тому, что долго колебавшийся Виктор Ющенко дал, в конце концов, согласие на роспуск Верховной Рады и назначение внеочередных парламентских выборов, похоронивших тогдашнюю бело-сине-красную «антикризисную коалицию», созданную Партией регионов, КПУ и СПУ, и приведших к возвращению во власть Юлии Тимошенко. С командой лидера «Батькивщины» у Крамера, кстати, по сей день сохраняются самые доверительные отношения, благо один из ближайших соратников Юлии Владимировны - Григорий Немыря является членом совещательного совета Freedom House по Центральной и Восточной Европе.

Случайно или нет, приход Крамера к руководству Freedom House в 2010 году совпал с избранием президентом Украины Виктора Януковича, при котором Freedom House немедленно обнаружила большое количество нарушений прав человека на Украине в самых разных сферах. На протяжении всего недолгого срока пребывания Януковича у власти Freedom House постоянно выражала ему свои «озабоченности» по самым разным поводам - в первую очередь, в связи с возбуждением уголовных дел против Юрия Луценко и Юлии Тимошенко, а также в связи «с давлением СБУ на гражданское общество» (под которым в Вашингтоне традиционно подразумевают всевозможные неправительственные организации, финансируемые Западом). Явно не страдая излишней скромностью, Крамер считал возможным давать официальному Киеву рекомендации даже по вопросам кадровой политики. Так, в 2011 году Freedom House призвала Януковича уволить тогдашнего министра образования Украины Дмитрия Табачника, вызывавшего сильное раздражение у «национально свидомой» оппозиции.

Во время евромайдана Freedom House не скрывала своих симпатий к участникам антиправительственных выступлений, публично призвав Виктора Януковича уйти в отставку и назначить досрочные выборы. Надо ли удивляться, что с победой евромайдана, ставшей возможной исключительно при самом активном и открытом вмешательстве США, эксперты из Freedom House в течение нескольких лет в упор не видели никаких проблем в сфере прав человека на Украине - даже тогда, когда не заметить их было попросту невозможно.

Однако в этом году ситуация внезапно изменилась, и заокеанские правозащитники обнаружили в «еврореформированной Украине» массу серьезных огрехов. Вряд ли тут дело только во внезапном прозрении. Возможно, по мнению определенных влиятельных кругов в Вашингтоне, наступает пора постепенно начать готовить замену нынешней киевской властной команде, изрядно скомпрометировавшей себя как внутри Украины, так и за ее пределами. И этот сигнал должен заставить серьезно задуматься Порошенко и Ко.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии